ua en ru

В Украине могут отложить переход на евростандарты нефтепродуктов

Автор: RBC.UA
Общественные организации, экологи и эксперты рынка нефтепродуктов Украины выступают против введения пошлин на импорт моторного топлива и за немедленное ужесточение госстандартов качества бензина и дизтоплива, сообщает Deutsche Welle.

Общественные организации, экологи и эксперты рынка нефтепродуктов Украины выступают против введения пошлин на импорт моторного топлива и за немедленное ужесточение госстандартов качества бензина и дизтоплива, сообщает Deutsche Welle.

"Каким воздухом будут дышать украинцы в 2011 году, или нефтепродукты какого качества нужны Украине", - под таким названием стартовали общественную дискуссию специалисты нефтеперерабатывающих компаний, представители крупнейших автозаправочных сетей, автомобильных дилеров и объединений предпринимателей. Они осудили намерения Минтопэнерго отказаться от перехода с 2011 года на евростандарты качества нефтепродуктов Евро-4 и Евро-5 и ввести пошлину на импорт нефтепродуктов с целью "защиты украинских производителей". Эти меры, по словам участников дискуссии, приведут к дальнейшему увеличению доли фальсифицированного топлива на украинском рынке.

По оценкам президента Комитета защиты потребителей нефтепродуктов Андрея Пасишника, в Минтопэнерго обсуждаются ставки импортных пошлин на уровне 60-120 евро за тонну моторного топлива. Эксперт уверен, что эта мера приведет в условиях украинского рынка, где царит безнаказанность фальсификаторов и практически отсутствует контроль качества, "к подорожанию топлива пропорционально размеру пошлины". Кроме того, качество отпускаемого на АЗС бензина и дизельного топлива значительно ухудшится, поскольку "бодяжить топливо станет более чем выгодно".

Большая часть топлива в Украине сегодня соответствует стандарту Евро-2, тогда как в странах ЕС в настоящий момент осуществляется переход на стандарт Евро-5, сообщил директор аналитического агентства "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн. В то же время, по результатам общественной проверки в минувшем году, в Киеве 22 процента топлива на АЗС вообще не соответствовало никаким официальным стандартам, а в Донецке - 37 процентов бензина содержали "полуфабрикаты коксохимического производства и различного рода добавки".

Вопреки заверениям Минтопэнерго, импортная пошлина и разрешение в дальнейшем выпускать топливо по устаревшим стандартам не обеспечат увеличения загрузки украинских заводов, уверен Сергей Куюн. По его данным, большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов принадлежат российским нефтяным концернам и загружены практически на 100 процентов. Лишь один крупный НПЗ в центре Украины и еще два на западе страны "теоретически способны нарастить производство". Однако проблема низкой загрузки на протяжении последних лет связана, по словам Куюна, "не с низкой эффективностью этого завода, а с его рейдерским захватом одной из украинских структур, вследствие чего остановлены поставки нефти из России".

Эксперт обвинил правительство в стремлении подыграть лоббистам "одного из игроков на рынке нефтепродуктов" и заявил: "Введение импортной пошлины будет означать, что отныне каждый водитель из своего кармана будет скидываться на спасение нынешних рулевых этих НПЗ, не способных обеспечить загрузку предприятия сырьем и его модернизацию". Кроме того, Куюн спрогнозировал, что такая пошлина "ударит по всем без исключения участникам рынка и потребителям, поскольку резкое подорожание нефтепродуктов дополнительно снизит потребление, которое и так существенно сократилось вследствие кризиса".

Отметим, заместитель министра топлива и энергетики Игорь Кирюшин 17 июня с.г. заявил, что подготовка документации для перехода на стандарты топлива Евро-4 займет 1 год. И.Кирюшин отметил, что только два из семи украинских производителей нефтепродуктов готовы перейти с 2011 г. на стандарты Евро-4, а именно Лисичанский и Одесский НПЗ. Он также отметил, что ситуацию с переходом на новые стандарты качества топлива обсудит экспертно-аналитический совет при правительстве.

Минтопэнерго также инициирует введение импортных пошлин на нефтепродукты, сообщил ранее директор департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности министерства Константин Бородин . "Мы серьезно рассматриваем вопрос, чтобы одним из методов стимулирования нефтепереработки являлось введение определенных пошлин на импортные нефтепродукты", - сказал он.

Напомним также, что с 1 ян­ва­ря 2011 го­да укра­ин­ские НПЗ долж­ны пе­рей­ти на стан­дар­ты про­из­вод­ства неф­те­про­дук­тов Ев­ро-4 и Ев­ро-5.