В.Голенко: “Мы можем вывести в Луганской области уровень годовой угледобычи на 30 млн тонн”
РБК-Украина: В списках на продажу значатся шахты, входящие в ГП «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит». Что их продажа даст области?
Валерий Голенко: Эти предприятия - одни из самых мощных угледобывающих в нашей области. И наиболее перспективные в плане приватизации. Но если инвестор проявляет готовность вкладывать свои средства в угольное предприятие до начала приватизации, для этого есть механизм государственно-частного партнерства. Эта модель и апробируется на примере «Ровенькиантрацита» и «Свердловскантрацита». Предполагается, что инвестор в этом году вложит в данные предприятия 520 млн грн. Пока графики инвестирования соблюдаются.
Хочу подчеркнуть, что в приватизационных договорах мы четко пропишем и гарантии государства, и обязательства инвестора, в том числе - по развитию шахт, по сохранению рабочих мест, и, конечно, будут прописаны вопросы взаимодействия с территориальными общинами городов и поселков, на территории которых находятся приватизируемые предприятия.
РБК-Украина: Один из бывших министров угольной промышленности Сергей Тулуб говорил о строительстве шахты в Краснодонском районе. Сменились уже два министра о строительстве больше не говорят. Так появится ли в области новая шахта?
В.Г.: Мы сейчас активно занимаемся поиском инвесторов на строительство сразу двух шахт - «Новосветловской» и «Мироновской». Разработаны инвестпроекты, которые мы предлагали вниманию возможных инвесторов, в том числе - на недавнем российско-украинском экономическом форуме в Екатеринбурге. Дальнейшие презентации планируется провести в ноябре Луганске во время Международного инвестиционного форума.
Могу сказать, что наши предложения вызывают живой интерес у потенциальных инвесторов, поскольку могут стать довольно выгодным капиталовлажением. Стоимость строительства «Новосветловской» эксперты оценивают в 1,5 млрд долл. при окупаемости в 4-5 лет. Запасов угля здесь 180 млн тонн, а проектная мощность - 6 млн тонн в год.
Строительство «Мироновской» было остановлено несколько лет назад, когда по требованию Всемирного банка проходила реструтктуризация угольной отрасли. На шахте более 150 млн тонн запасов угля различных марок. По подсчетам специалистов, достройка первого блока шахты обойдется в 100 млн долл. и окупиться менее чем за пять лет.
Есть еще перспектива реконструкции шахты им. Мельникова с участием китайских инвестиций. Я недавно встречался и представителями из Китая, им интересны наши угольные предприятия, они готовы вкладывать средства в развитие.
РБК-Украина: Луганскую область принято рассматривать как угольный регион. Каковы перспективы развития региона в контексте развития этой отрасли? Пока что об угле, как альтернативе ядерному топливу, говорят все меньше и меньше.
В.Г.: Уверен, что перспективы есть. Разведанные запасы угольных месторождений нашей области - 15 млрд тонн. Этого может хватить не на одну сотню лет активной промышленной добычи. Подойти к этому только нужно по-умному, по-хозяйски, стратегически правильно.
Сейчас в угольной отрасли региона есть 197 производственных единиц: государственные добывающие предприятия, шахты различной формы собственности, обогатительные фабрики, институты, вспомогательные структуры. С начала года в области добыто более 19 млн тонн угля, больше, чем запланировано. И объемы угледобычи постоянно растут. Область сейчас добывает больше трети всего украинского энергетического угля, используемого на ТЭЦ. И мы сможем выйти на уровень годовой угледобычи порядка 30 млн тонн при условии поддержки государства и реализации задуманной программы реформирования отрасли.
При этом, я не думаю, что в ближайшие десятилетия Украина будет в состоянии полностью переформатировать свой топливно-энергетический комплекс под использование ядерного топлива. Все-таки я вижу будущее за углем как за основой энергетической безопасности нашей страны.
РБК-Украина: На празднованиии юбилея стахановского движения вы заявили, что создание еврорегиона «Донбасс» находится на завершающей стадии. С тех пор прошел месяц. Как обстоят дела сейчас?
В.Г.: Подготовительный этап практически завершен. Мы подписали учредительные документы по созданию еврорегиона «Донбасс» 29 октября в Луганске. Вопросы, с этим связанные, мы обсудили 21 октября в Ростове, где наша делегация приняла участие в расширенном заседании совместных российско-украинских рабочих групп по трансграничному сотрудничеству. Обсуждалась также и перспектива присоединения к еврорегиону Донецкой области.
В рамках еврорегиона в первую очередь мы планируем реализовывать инфраструктурные проекты. Необходимо восстанавливать железнодорожное сообщение от Луганска до Миллерово. Это крупная железнодорожная станция, транспортный узел в Ростовской области, но сегодня практически остановлено движение в этом направлении. Кроме того, будем строить логистические центры на границе Ростовской и Луганской областей. А совместно с дончанами будем двигать крупномасштабный проект - строительство автодороги, пересекающей практически всю Украину и выходящей на Волгоград, Ростовскую область, ведущей на Казахстан и дальше - на Китай. Проект огромный, амбициозный, он имеет большую перспективу и необходимо уже сейчас заниматься его внедрением в жизнь. Начнем с наших территорий: от Донецка на Луганск и дальше, к российской границе, на Ростовкую область.
В планах еврорегиона «Донбасс» также упрощение процедуры пересечения государственной российско-украинской границы для жителей приграничных территорий. При этом я намерен добиться расширения списка приграничных территорий, чтобы на жителей большей части Луганщины, в том числе, на областной центр, распространялся льготный режим пересечения границы.
РБК-Украина: В продолжение темы сотрудничества с приграничными территориями. Изменилось ли что-то за последние полгода? С какими предприятиями в России сейчас сотрудничаем? Какие есть проекты и каковы по ним подвижки?
В.Г.: У нас действуют соглашения и сотрудничестве с Ростовской, Воронежской и Белгородской областями, с Москвой и Тюменью. В конце сентября в Екатеринбурге состоялось подписание соглашения по установлению партнерских отношений с Ханты-Мансийской автономией, одним из самых богатых регионов России.
У нас 222 предприятия сотрудничают с россиянами. Общий внешнеторговый оборот области за январь-август 2010 г. составил 4,23 млрд долл. при экспорте - 2,06 млрд долл. и импорте - 2,17 млрд долл. Сотрудничество с россиянами дает 70% внешнеторгового оборота области. И за первое полугодие с.г. в экономику области российскими инвесторами вложено 63 млн долл. прямых инвестиций - 10% от общей суммы инвестиций в область.
РБК-Украина: Какая из отраслей в области является наиболее привлекательной для инвесторов?
В.Г.: Угольная отрасль, перерабатывающая промышленность (машиностроение, химическая и нефтехимическая), модернизация транспортной инфраструктуры. Также интересными могут быть проекты в сфере ЖКХ, экологии, энергосбережения, сельского хозяйства и здравоохранения. Капитальные инвестиции в экономику области за первое полугодие составили 1 млрд 897,6 млн грн. А общий объем иностранных вложений - 618,3 млн долл.
Сегодня нами разработана и принята программа «Луганщина инвестиционная. 2011-2015 гг.». Она подразумевает создание эффективной системы привлечения инвестиционных ресурсов и реализацию приоритетных направлений развития экономики области. Общий объем ее финансирования - более 42 млрд грн, в том числе из областного бюджета на ее реализацию направляется 11,5 млн грн.
Мы создали региональное агентство по содействию привлечению инвестиций, чтоб оно работало с потенциальными инвесторами за рубежом. В ноябре планируем провести І-й Международный экономический форум в Луганске.
В мае принята целевая региональная программа по поддержке малого бизнеса, на реализацию которой из областного бюджета в текущем году выделено 10 млн грн, при том, что в целом по Украине на эти цели будет выделено всего 15 млн грн. Кстати, Луганщина занимает 4-е место в Украине по поддержке развития предпринимательства. Финансовая помощь оказывается на конкурсной основе по двум направлениям -прямое финансирование инвестпроектов на возвратной основе в срок до 5-ти лет и частичная компенсация процентных ставок по банковским кредитам.
По прямому финансированию уже подведены итоги конкурса. Из 27 инвестиционных проектов, участников конкурса, победителями вышли 13 проектов. Общая сумма указанной возвратной финансовой помощи составила 9 млн грн. Сметная стоимость победивших инвестпроектов, которыми предусмотрено создание 436 новых рабочих мест, почти 26 млн грн, сумма собственного взноса субъектов предпринимательства - 12 млн грн, а запланированные в проектах объемы поступлений в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей превысят сумму оказанной финансовой помощи в восемь раз.
РБК-Украина: Споры по поводу продажи и последующей перепродажи «Лугансктепловоза» не утихают до сих пор. Что в действительности дал региону приход инвестора?
В.Г.: Российский «Трансмашхолдинг» буквально начал реанимировать «Лугансктепловоз», приведя на предприятие заказы Российских железных дорог. Только в сентябре «Лугансктепловоз» отправила на российские железные дороги шесть секций магистральных грузовых тепловозов. В этом году выпуск товарной продукции вырос почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Завод выполняет заказы на Казахстан, Эстонию. В работе находятся секции электровоза 2ЭЛ-5 для «Укрзализныци», первые четыре из которых должны быть сданы заказчику в октябре. «Укрзализныця» планирует приобрести у «Лугансктепловоза» девять магистральных грузовых электровозов, несколько электропоездов и маневровые тепловозы. В конструкторских бюро завода идет процесс разработки новых межрегиональных электропоездов для украинских железных дорог. Но работа могла бы идти и более активно, если бы не споры по поводу инвестора. Мы уверены, что «Трансмашхолдинг» - это тот самый хозяин, который нужен «Лугансктепловозу», который способен загрузить мощности предприятия и обеспечить его нормальную работу и дальнейшее развитие.
РБК-Украина: Летом вы говорили о поддержке областной властью программ развития животноводства и молочного скотоводства на Луганщине. В связи с этим какие-то изменения в ситуации со спадом поголовья КРС появились?
В.Г.: У нас работает региональная программа поддержки развития молочного животноводства. Областной бюджет выделил 7,8 млн грн на компенсацтию кредитов по переоснащению молочных ферм и приобретение необходимой техники для молочно-товарных предприятий.
Благодаря программе по кредитованию строительства молоко-сборочных пунктов нам удалось приостановить резкое падение поголовья крупного рогатого скота. Сейчас идет тенденция к тому, что селяне берут по 6-8 коров к себе на подворье. У нас поголовье КРС составляет более 127 тыс. голов, из них почти половина - это коровы. В то же время, в год область производит всего 180 кг молока на одного жителя при физиологической норме 380 кг. С этого года начинается реализация крупного инвестпроекта с частным инвестором на строительство в Луганской области молочного комплекса на 10 тыс. голов коров. Он позволит на треть увеличить обеспечение жителей региона качественными молочными продуктами.
РБК-Украина: Область называют «зоной рискованного земледелия». Насколько вы с этим согласны и как этот статус влияет на инвестпривлекательность? Кто из потенциальных инвесторов и в какой проект готов вкладывать средства?
В.Г.: Этот статус не мешает нам добиваться вполне приличных для зоны рискованного земледелия урожаев зерновых. И хотя, из-за погодных условий, зерновых в области собрано меньше, чем в прошлом году, порядка 800 тыс. тонн, но данный объем позволяет говорить о том, что мы обеспечиваем себя запасами хлеба. Кроме того, еще есть поддержка Госрезерва.
Но земледелие в нашем регионе - не самое выгодная сфера капиталовложений. И хотя вполне успешно на территории Луганщины работает ряд фирм («Агротон», «Нибулон», др.), все-таки наиболее перспективным направлением в развитиии аграрного сектора луганской области является животноводство.
Беседовал Денис Киркач