Украинские власти опоздали с ремонтом автомобильных дорог в этом году. Об этом свидетельствуют данные Укравтодора, оказавшиеся в распоряжение РБК-Украина. В частности, из-за того, что правительство поздно выделило бюджетное финансирование, в большинстве областей дорожные службы смогут приступить к ремонту не раньше июня. Впрочем, особо рассчитывать на полноценный ремонт автомобилистам не стоит – в этом году дорожники успеют лишь "залатать ямы".
Украинские власти опоздали с ремонтом автомобильных дорог в этом году. Об этом свидетельствуют данные Укравтодора, оказавшиеся в распоряжение РБК-Украина. В частности, из-за того, что правительство поздно выделило бюджетное финансирование, в большинстве областей дорожные службы смогут приступить к ремонту не раньше июня. Впрочем, особо рассчитывать на полноценный ремонт автомобилистам не стоит – в этом году дорожники успеют лишь "залатать ямы".
На ремонт украинских дорог государство особенно тратиться не спешит. Несмотря на то, что в госбюджете-2016 года на эти цели предусмотрено почти 19 млрд гривен, из них потратить на восстановление дорожной инфраструктуры удастся не более 7 млрд гривен. Остальное придется отдать кредиторам.
Не стоит ожидать, что оставшиеся после погашения долгов 6,8 млрд гривен чиновники и парламентарии планируют потратить на капитальный ремонт автотрасс. В частности, около 2,5 млрд гривен предусмотрено на «латание дыр», то есть, на ямочный ремонт, а 3,5 млрд гривен – на средний ремонт дорог.
Впрочем, за 4 месяца текущего года из этой суммы дорожники получили не так уж много. В распоряжении РБК-Украина оказались документы, свидетельствующие о том, что по прошествии одной трети календарного года, с января по апрель, на ремонт украинских дорог было направлено 767 млн гривен, или около 13% от запланированного. При этом львиная доля этих средств - 575 млн гривен - была перечислена лишь в апреле.
Почти все выделенные бюджетные деньги были потрачены не на полноценный, а лишь на ямочный ремонт. Причина такой задержки в запоздалом решении предыдущего правительства. Кабмин Арсения Яценюка удосужился принять постановление о распределении средств на ремонт дорог лишь 16 марта.
Ямы и выбоины – основная проблема украинских дорог. По подсчетам Укравтодора, ямами покрыто около 42% или 68,4 тыс. км всех трасс в стране. За полученные средства дорожные службы успели привести в порядок лишь 17% автодорог.
Позднее начало дорожных работ станет причиной, по которой будут затягиваться и сроки сдачи в эксплуатацию отремонтированных участков. Укравтодор рассчитывает, что летом завершат ремонт только в Тернопольской и Закарпатской областях. В остальных регионах сроки окончания работ запланированы на осень, в 5 областях - в декабре, в одной – уже в следующем году.
В результате подрядчиками заблокированы счета службы автомобильных дорог в Херсонской области. "В случае невыплаты долгов перед подрядными организациями, будут заблокированы счета служб автомобильных дорог в Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Запорожской, Киевской, Полтавской, Луганской, Одесской, Ровенской, Харьковской и Черкасской областях. Это почти половина
дорожной сети Украины", - указано в справке Укравтодора.
Местные власти считают, что всему виной – народные депутаты. Начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты Агентства инвестиций и развития Одесской облгосадминистрации Владимир Шемаев объясняет задержку с принятием правительственного постановления "хотелками" от народных депутатов, которые лоббировали в перечень ремонтируемых участков дорог свои пожелания.
А без правительственного постановления о распределении средств, по словам Шемаева, службы автомобильных дорог в областях не имели оснований начинать процедуру подготовки к ремонту дорог. "Постановление гарантирует финансирование и определяет конкретные участки дорог для ремонта. Без него службы дорог в областях не решались ничего делать кроме эксплуатационного содержания и начала ямочного ремонта", - объяснил он РБК-Украина.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава говорит, что решить проблему с поздним выделением средств из госбюджета очень тяжело. "Проблема заключается в бюджетном ограничении. Нельзя потратить то, чего нет. Госбюджет начинает наполняться в январе, переходящих остатков, по сути, нет, поэтому государство может выделить деньги на дороги только позже января. Это проблема, выходящая за рамки Укравтодора и Министерства инфраструктуры, и касается она управления государственными финансами", - отмечает он.
Не стоит забывать, уточнил транспортный эксперт Олег Островерхий, что для проведения среднего ремонта на 3,5 млрд гривен необходимо подготовить документацию и провести тендеры".
Однако эксперты уверены, что начинать подготовку к ремонту дорог нужно было еще в ноябре – декабре прошлого года. Немало времени у дорожников уходит на проведение необходимых тендеров и экспертиз. "К примеру, в это время можно провести тендер, на который уходит 30-40 дней. После этого необходимо акцептировать предложение победителя и подписать с ним договор, на что необходимо примерно месяц. Но нужно при этом иметь готовые проекты на участки, прошедшие госэкспертизу. Если этого нет, то эта процедура также может занять 1-2 месяца", - рассказывает он.
Теперь же результатов тендеров придется подождать до лета. "Процедуры занимают примерно два-три месяца. В совокупности, победители тендеров будут объявлены примерно в июне-июле", - уточнил транспортный эксперт Олег Островерхий.
Таким образом, сроки проведения дорожного ремонта безвозвратно упущены. Оптимальным для начала работ в отрасли называют период, когда температура воздуха не ниже 10 градусов. "Это было в этом году начало апреля", - уверен бывший директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль. А Владимир Шемаев считает, что ремонт можно было начинать даже раньше - в марте.
"Одним словом, полугодичные раскачивания - это безусловный срыв строительного сезона и перенос важных работ с верхними слоями покрытия по "горячей" технологии на не благоприятное время и в технологическом, и в организационном плане", - говорит Олег Островерхий. Однако аналитик уточнил, что даже во время теплого осенне-зимнего периода вряд ли удастся положить качественно асфальт, поскольку технология наиболее эффективна при летней погоде.
По данным пресс-службы Укравтодора, в Украине ежегодно необходимо выполнять работы по текущему и капитальному ремонту на 5 тыс. км километрах автомобильных дорог государственного значения и 36 тыс. км местного значения. По ориентировочным подсчетам специалистов ведомства, чтобы привести в надлежащее состояние исключительно дорожную сеть государственного значения необходимо не менее 10-15 лет и динамичное финансирование в объеме 40-50 млрд гривен в год.
Ранее заместитель председателя Укратводора Николай Березовский говорил, что из-за неудовлетворительного состояния дорог, украинская экономика теряет ежегодно около 100-120 млрд гривен.
По мнению Александра Кавы, решить проблему с недостаточным финансированием дорожных работ можно только двумя путями. "Во-первых, можно создать государственный дорожный фонд, куда направлять все налоги, сборы и акцизы, которые платят автомобилисты. Во-вторых, привлекать иностранные кредиты. Но, в таком случае, необходимо будет в будущем отвлекать финансирование на их обслуживание", - рассказывает Александр Кава.
В мире применяется еще один механизм для улучшения дорожного хозяйства – строительство дорог концессионерами. "Однако в Украине концессионеры могут построить только одну-две дороги и то протяженностью не более 100 км. Большинство возможных проектов не интересны инвесторам, поскольку они не окупаемы", - говорит эксперт. Хотя, по мнению аналитика, на условиях государственн-частного партнерства можно построить, например, новый скоростной автобан Белая Церковь - Киев, который позволит сократить на один час поездку из Киева в Одессу.
Впрочем, и с созданием дорожного фонда не все гладко. По мнению Кавы, в этом случае могут возникнуть проблемы у Минфина. "Сейчас, по сути, государство обманывает автомобилистов – оно взымает с них налоги, в частности, топливный акциз, которые поступают в общий фонд госбюджета и, должны были бы направляться на дорожное хозяйство. Но этого не происходит – Минфин этими средствами закрывает дефицит по другим статьям расходов. Выяснить, сколько именно собирает государство с автомобилистов сложно. В пору моей работы в Мининфраструктуры нам так и не удалось получить от налоговой службы эту информацию", - говорит он.