Украинские операторы начали осваивать новое направление - мобильное телевидение. Первым такую услугу в конце декабря запустил Vodafone Украина, и пока доволен результатами. Впрочем, эксперты говорят, что настоящий прорыв в мобильном ТВ начнется тогда, когда "безлимитный" 3G интернет станет массовым явлением.
Украинские операторы начали осваивать новое направление - мобильное телевидение. Первым такую услугу в конце декабря запустил Vodafone Украина, и пока доволен результатами. Впрочем, эксперты говорят, что настоящий прорыв в мобильном ТВ начнется тогда, когда "безлимитный" 3G интернет станет массовым явлением.
Недавнее исследование, проведенное компанией Ericsson, показало, что украинцы уделяют просмотру видео в среднем по 38 часов в неделю. Из них более 6 часов приходится на фильмы, сериалы и программы, которые транслируются по эфирным телеканалам.
Пользователи ценят традиционное ТВ за его низкую стоимость, по сравнению с сервисами видео-по-запросу (Video-on-Demand, когда пользователи сами выбирают, что смотреть). В свою очередь, видео-по-запросу привлекает их благодаря высокому качеству и разнообразию контента, а также мобильности, то есть, возможности просматривать этот контент на разных устройствах.
"Модель потребления часто такова: пользователь начинает смотреть фильм на большом экране, то есть по телевизору, а досматривает его уже в кровати со смартфона", - рассказывает директор по маркетингу видеосервиса Megogo Иван Шестаков.
"Мы в Ericsson видим, что у мобильного ТВ большое будущее", - добавляет директор по развитию бизнеса и стратегии Ericsson ConsumerLab Кирилл Морозов.
По данным глобального исследования Ericsson, если в 2012 году ТВ и видео с мобильного смотрели 31% респондентов, то в 2015 году таких уже было 61%. Лидеры по этому показателю - страны Юго-Восточной Азии. Это Китай, где 85% опрошенных смотрят ТВ и видео со смартфонов, Тайвань (указан в исследовании как отдельная страна), где таких 83% и Южная Корея, где 79% мобильных зрителей.
Украина участвует в этом исследовании впервые, но уже показывает впечатляющие результаты: 53% респондентов ответили, что регулярно смотрят видео и ТВ на смартфоне. Это больше, чем в в Швеции (48%), во Франции (46%) и в Германии (40%). Правда, аналитики уточняют, что данные отображают, скорее, поведение "продвинутых" пользователей, чем в общем всего населения страны. Ведь почти все респонденты оказались активными интернет-пользователями - они заходят в сеть каждый день.
По словам Морозова, в странах СНГ мобильное ТВ приносит неплохие заработки операторам мобильной связи. Среди всех дополнительных сервисов, которые те предоставляют, мобильное ТВ является самым востребованным. Операторы продают его в пакетах с мобильным интернетом.
Украинские компании только начали осваивать это направление. В прошлом году "Киевстар" заявлял о планах по запуску услуги мобильного ТВ. В "Астелите" (lifecell) до сих пор рассматривают такую возможность.
Осуществить планы пока удалось только "МТС Украина", работающему под брендом Vodafone Ukraine. Услуга Vodafone TV, которую оператор запустил в конце декабря, предоставляется совместно с сервисом oll.tv (входит в "Медиа Группу Украина" Рината Ахметова).
Абоненту доступно 2 пакета по цене 21 гривна за каждый. Пакет "Эфир" включает 39 телеканалов с телепрограммой, возможностью ТВ-паузы и просмотра передач за прошедшую неделю, возможностью сортировки телепередач по темам и просмотра трейлеров к кинофильмам. Пользователям пакета доступна функция "Родительский контроль", которая позволяет определять разрешенный к просмотру контент.
В пакете "Кино" предоставляется доступ к контенту в HD качестве. В каталоге сейчас более 5000 видео - это фильмы, мультфильмы, сериалы и шоу. Пользователи любого из выбранных пакетов могут также прослушивать эфирные и онлайн радиостанции. Трафик в рамках услуги Vodafone TV не тарифицируется.
По данным Vodafone Украина, за первые 2 недели приложение Vodafone TV на свои смартфоны установило более 10 тыс абонентов. Сколько их них подключили платную услугу, в компании не рассказывают.
В первые 7 дней после подключения протестировать услугу можно бесплатно. "Более показательная статистика будет через неделю-две. Мы рассчитываем, что за это время база существенно увеличится и можно будет анализировать и выделять какие-то профили пользования", - сообщили в пресс-службе Vodafone Украина.
Сейчас известно, что наибольшей популярностью среди подписчиков пользуется пакет "Эфир" "Это естественно для данного периода - в новогодние праздники люди активней смотрят телевидение", - объяснили в пресс-службе. В ближайшее время Vodafone Украина планирует начать трансляцию матчей лиги чемпионов 2015/2016 через приложение Vodafone TV. В феврале к запуску планируется новый пакет "Футбол", который будет включать в себя ряд популярных футбольных каналов. Абоненты смогут смотреть как прямые трансляции, так и матчи в записи.
Шестаков рассказывает, что большинство операторов в мире, предоставляющих услугу мобильного ТВ, работают по схожей с Vodafone Украина модели: с абонента взимается ежемесячная плата за пользование услугой, а прибыль разделяется между мобильным оператором и видео-платформой.
При этом "зануление" трафика на определенные сервисы, в том числе на услуги ТВ и видео-по-запросу - нормальная практика. Пользователь платит оператору фиксированную плату и получает доступ к видеосервису, не переживая о том, сколько мобильного трафика уходит за полчаса просмотра видео. "Таким образом, пока в Украине не будет массового безлимитного мобильного интернета, не будет и существенного развития ТВ", - считает Шестаков.
По словам Морозова, в мире одной из преград на пути развития мобильного ТВ также является низкое качество доступа в интернет. "По нашим наблюдениям, скоростей 3G для этого уже не хватает. Поэтому наибольшее проникновение услуги на тех рынках, где есть LTE, то есть 4G", - говорит он.
Впрочем, как утверждает Шестаков, в Megogo тестировали трансляцию видео на большом экране по сети 3G и никаких проблем не было.
В странах, где 3G и 4G интернет есть уже много лет, а мобильный трафик относительно недорого стоит, на платформе Megogo видео смотрят с помощью мобильных устройств не более 15% пользователей. В Украине до массового запуска 3G этот показатель был на уровне 3-4%, а сейчас - немного выше, порядка 8%.