"Укрзализныця" не планирует повышать тарифы для пассажиров в этом году
Спустя почти девять месяцев с начала года, Кабинет министров смог, наконец, утвердить финансовый план государственной компании ПАО "Укрзализныця" на этот год. Согласно документу, железнодорожная монополия планирует завершить год с прибылью в 63 млн гривен, что в пять раз меньше прошлогодних показателей. В УЗ говорят, что виной всему отсутствие индексации тарифов на грузовые перевозки, выручка от которых по-прежнему формирует львиную долю дохода госкомпании. Кроме того, заработать указанный в 76 млрд гривен доход в этом году компания сможет, если тарифы на грузоперевозки с октября вырастут на почти 23%. Впрочем, пока соответствующий приказ о повышении тарифов Министерство инфраструктуры не подписало, что грозит невыполнением финплана по итогам года. Подробности - в материале РБК-Украина.
Рост за счет тарифов
Кабинет министров сегодня на своем заседании принял финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год. Согласно документу, копией которого располагает РБК-Украина, в этом году госкомпания намерена завершить с прибылью в 63 млн гривен. Это в пять раз меньше, чем финансовый результат, с которым компания завершила 2016 год. В пояснительной записке к финплану менеджмент УЗ объясняет снижение чистой прибыли несвоевременной индексацией тарифов на грузовые перевозки, ростом цен на топливо, электроэнергию и материалы, которые использует железнодорожная отрасль.
Чистый доход компании составит более 76 млрд гривен, что почти на 13% больше, чем в прошлом году. Основным источником дохода в 2017 году остаются грузовые перевозки. В структуре доходов они занимают львиную долю – около 83% или почти 63 млрд гривен. В показатель доходности на этот год заложено повышение тарифов на грузоперевозки на 22,5% с октября текущего года.
Но повышение тарифов - компетенция Министерства инфраструктуры, которое пока что не приняло соответствующее решение. Министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил РБК-Украина, что сейчас приказ о повышении тарифов находится на согласовании в других ведомствах правительства. "Сейчас говорить о подписании (приказа, - ред.) рано. Консультации УЗ с бизнесом продолжаются. Важно, чтобы руководство УЗ продемонстрировало открытость и эффективность, выдавливание коррупции изо всех составляющих работы компании", - заявил чиновник изданию.
При этом доход за счет пассажирских перевозок останется практически на уровне 2016 года - 6,7 млрд гривен. Роста тарифов на перевозку пассажиров в этом году не произойдет. Высланное в июне в Мининфраструктуры предложение об их повышении УЗ отозвала буквально через неделю.
В 2017 году УЗ также планирует направить на капитальные инвестиции 16 млрд гривен. Это в 2,3 раза больше, чем в 2016 году. Но этого все равно недостаточно. По оценкам УЗ, 16 млрд гривен – покрывают всего лишь около 40% от потребности компании в инвестициях.
Основной объем капитальных вложений УЗ планирует осуществлять за счет собственных средств – порядка 13 млрд гривен. Остальная сумма - 3,1 млрд гривен - придется на привлечение заемных средств, в том числе от международных финансовых организаций, и частные инвестиции.
Более половины инвестиций планируется потратить на обновление подвижного состава. В этом году компания намерена купить 2,5 тыс. новых вагонов, построить на собственных предприятиях еще 3 тыс. вагонов, а также отремонтировать более 13 тыс. старых.
Кроме того, УЗ намерена вложить несколько миллиардов гривен в строительство и реконструкцию других активов компании. К примеру, около 1,2 млрд гривен будет направлено на строительство Бескидского тоннеля в Карпатах (позволит улучшить транспортную доступность стран Европы), около 1,4 млрд гривен - в реконструкцию 200 км железнодорожных путей.
Хотят, но не могут
Эксперты критикуют позднее принятие финплана и говорят о рисках, которые могут не позволить выполнить его доходную часть. Более того, они сомневаются в реальности освоения 16 млрд гривен капитальных инвестиций, ведь до конца года осталось немногим более трех месяцев.
"Один тот факт, что, в конце концов, финплан "УЗ" был принят однозначно, оцениваю положительно. Как говорится, лучше поздно, чем никогда, - отмечает председатель комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич. - Но существование такого предприятия без главного финансового документа на протяжении более полугода считаю недопустимым. Это не могло не иметь своих негативных последствий. Работа предприятия велась на ощупь. Нельзя было планировать стратегию развития, привлекать инвестиции, обосновывать те или иные финансовые показатели. Очень надеюсь, что такая практика - промедление с принятием финплана - с сегодняшнего дня отойдет в прошлое".
Вместе с тем директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает, что выполнение плана по получению 76 млрд гривен дохода будет зависеть от того, поднимут тарифы на грузовые перевозки или нет. "Бизнес высказал свою позицию против индексации. Сейчас идет дискуссия. Многие на рынке трактуют принятие финплана как окончательное решение по повышению тарифов. Но это не так. Индексация тарифов регулируется отдельным приказом Мининфраструктуры, которые сейчас на стадии общественного обсуждения до 30 сентября", - поясняет он.
Ярослав Дубневич считает, что повышать тарифы на грузоперевозки необходимо было раньше. "Без поднятия тарифов УЗ не имеет возможности в полной мере обновить инфраструктуру, отремонтировать или приобрести новые локомотивы. Подвижной состав почти не обновляется десятилетиями. Возник катастрофический дефицит тяги. Перевозить грузы нечем", - говорит он.
Но у УЗ практически не осталось времени на освоение запланированных инвестиций. Сергей Вовк считает малореальным выполнение плана УЗ по капинвестициям в размере 16 млрд гривен. "По состоянию на конец первого полугодия, УЗ смогла освоить всего 3,4 миллиардов гривен от запланированных инвестиций. Поэтому, наверняка, по итогам года план не будет выполнен", - отмечает он.
Председатель совета Федерации металлургов Украины Сергей Беленький считает, что УЗ не по силам построить до конца года весь запланированный объем новых вагонов. "На сегодня на собственных мощностях они построили менее 900 вагонов. Но, исходя из практики предыдущих лет, в УЗ смогут построить до конца года максимум две тысячи вагонов. Кроме того, у УЗ постоянно проблемы с проведением тендеров. То кто-то блокирует их проведение, то сами не могут нормально организовать закупки. Поэтому вряд ли УЗ проведет тендеры по закупке 2,5 тысяч вагонов без срывов и затягиваний", - ожидает он.
Сергей Беленький уверен, что есть основания сомневаться в возможностях УЗ эффективно освоить даже имеющиеся на счетах около семи миллиардов гривен, а также в целевом использовании дополнительных поступлений от повышения тарифов. "Коррупция и обычное воровство в УЗ пока что не искоренены, а средства от предыдущего повышения тарифов на 15% в 2016 году были, на наш взгляд, скорее "проедены" на зарплату, чем проинвестированы в устойчивое развитие железной дороги", - заключил он.