Кабмин, наконец-то, утвердил финансовый план "Укрзализныци" на 2015 год, который закончится через 4 месяца. Соответствующее распоряжение правительство приняло 19 августа. Принятые показатели уже расходятся с фактически получаемыми результатами работы УЗ.
Кабмин, наконец-то, утвердил финансовый план "Укрзализныци" на 2015 год, который закончится через 4 месяца. Соответствующее распоряжение правительство приняло 19 августа. Принятые показатели уже расходятся с фактически получаемыми результатами работы УЗ.
Согласно утвержденному финплану, в 2015 г. "Укрзализныця" намерена получить 57,3 млрд грн чистого дохода, что на 18,7% больше, чем фактически было в прошлом году. Примечательно, план на 2015 г. также выше и докризисного 2013 г. - на 14,6%.
Вместе с тем, второй год подряд "Укрзализныця" закончит с убытком. Финпланом на текущий год запланирован чистый убыток в размере 47,9 млн грн. Правда, это намного меньше, чем в 2014 г. - 622,7 млн грн.
В 2013 г. "Укрзализныця" получила 487,9 млн грн чистой прибыли.
В ближайшие годы "Укрзализныця" планирует наращивать доходность. Так, в 2016 г. чистый доход увеличится до 61,6 млрд грн с постепенным увеличением в 2019 г. до 75,5 млрд грн.
Кроме того, уже в следующем году "Укрзализныця" намерена вернуться к прибыльности. В 2016 г. чистая прибыль ожидается в размере 259,7 млн грн. А в 2019 г. она должна превзойти результат 2013 г. и составить 526 млн грн.
Несмотря на то, что до утверждения финплана прошло больше половины "планируемого" года, он не учитывает результаты работы "Укрзализныцы" с начала года.
На эту проблему обратило внимание Минэкономразвития. Оно в своих замечаниях указало, что финплан не учитывает фактических показателей работы железной дороги за первый квартал. По мнению чиновников из Минэкономразвития, по этой причине финплан должен быть исправлен.
Мининфраструктуры отказалось это делать и в протоколе согласования позиций указало, что в первом квартале 2015 г. железные дороги Украины получили чистый убыток в размере 565,3 млн грн при плане 337,5 млн грн. Произошло это за счет Донецкой железной дороги, убыточность которой составила 625,8 млн грн.
"... с учетом показателей первого квартала 2015 г., убыточность железных дорог Украины на 2015 г. возрастет и составит 275,8 млн грн, что на 227,8 млн грн больше поданного проекта плана", - указано в протоколе.
"Предприятию с оборотом в 60 млрд грн во время утверждения финплана необходимо ссылаться на рыночную ситуацию, а не заниматься отговорками, что в таком случае придется вновь долго его переутверждать в разных госведомствах", - сказал эксперт транспортной отрасли Владимир Шемаев.
В противном случае, утвержденный финплан можно просто положить на полку и забыть о нем, добавил эксперт.
Бывший министр транспорта и связи Иосиф Винский убежден, что в случае реальной борьбы с коррупцией на "Укрзализныце" из ситуации убыточности можно выйти за два-три месяца.
"Я не вижу предпосылок для убыточной работы "Укрзализныци", - сказал Иосиф Винский. - В 2008 г. предприятие увеличило за год доход на 12 млрд грн - были отменены скидки, подняты тарифы, усилилась ситуация по управляемости предприятий".
Вместе с тем, Владимир Шемаев считает, что достичь показателя убыточности в 47,9 млн грн будет очень сложно, поскольку грузовые перевозки продолжают сокращаться. Например, за первое полугодие 2015 г. они упали, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 19%.
По мнению эксперта, убыток будет выше в несколько раз. Его можно компенсировать за счет повышения тарифов на грузовые перевозки, считает Владимир Шемаев.
"Однако, из-за падения мировых цен на нашу металлургическую и аграрную продукцию, вряд ли промышленность и сельское хозяйство вытянут очередное повышение таких тарифов", - считает Шемаев.
Он также обратил внимание на неточность при подсчете доходной части. Он отметил, что в финплан заложен сильно заниженный прогноз поступления от валютных ставок за транзит грузов через Украину. Владимир Шемаев объяснил это применением при расчете прогноза поступления от этих ставок прошлогоднего курса гривны к валютам.
"Из-за того, что за это время гривна сильно девальвировала, дополнительные поступления по этой статье составят примерно 2-4 млрд грн при соответственно пессимистическом и оптимистическом прогнозе развития событий в экономике, - сказал Владимир Шемаев. - Прогноз поступлений этих средств стоило заложить на обновление подвижного состава. В противном случае они пойдут на затыкание тех или иных убытков. В следующем году при износе подвижного состава в 80-100% мы недосчитаемся множества локомотивов, вагонов и т.п.".
Убыточный финплан не позволяет "Укрзализныце" развиваться, уверен бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава.
"Предприятию необходимо обновлять подвижной состав, модернизировать пути. Правительство должно было пойти на встречу "Укрзализныце" и заложить в госбюджете на 2015 г. прямые государственные дотации на приобретение подвижного состава, как минимум, 1,5-2 млрд грн", - считает Кава.
"На эти средства необходимо было бы закупить несколько пригородных поездов и несколько сотен грузовых вагонов, которые производятся в Украине. Это стало бы неплохим подспорьем не только "Укрзализныце", но и украинским вагоностроительным предприятиям, которые страдают от потери продаж на российском рынке", - заверил бывший замминистра инфраструктуры.
Но бывший министра транспорта и связи Иосиф Винский скептически настроен по отношению к перспективам развития железнодорожного монополиста. "Менеджмент, который там сегодня работает, не в состоянии исправить ситуацию - в силу своей неподготовленности", - резюмировал экс-чиновник.