Ежегодное повышение тарифов на фиксированную связь, которое планировалось с 1 октября, не состоялось. Как утверждают источники РБК-Украина, чиновники больше не хотят "вытягивать" из убытков "Укртелеком" и его собственника Рината Ахметова. Впрочем, в компании надеются, что, в конце концов, государство пойдет им навстречу.
Ежегодное повышение тарифов на фиксированную связь, которое планировалось с 1 октября, не состоялось. Как утверждают источники РБК-Украина, чиновники больше не хотят "вытягивать" из убытков "Укртелеком" и его собственника Рината Ахметова. Впрочем, в компании надеются, что, в конце концов, государство пойдет им навстречу.
С 1 октября тарифы на фиксированную телефонию в Украине должны были вырасти на 17,5%. Соответствующее решение Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) приняла еще 2 сентября. По закону регулятор не может устанавливать розничные тарифы операторов. Но он может зафиксировать максимально допустимый тариф для социально важных, а значит, общедоступных, телекоммуникационных услуг. Именно такой услугой является фиксированная телефония.
Ежегодно, начиная с 2012 г., регулятор повышал предельные тарифы на пользование домашним телефоном по просьбе участников рынка. В частности - крупнейшего оператора "Укртелеком", который жаловался на инфляцию, рост себестоимости услуг и кражи кабеля.
При этом ежегодно "Укртелеком" теряет абонентов. Следуя общемировой тенденции, они отказываются от стационарных телефонов в пользу мобильной и IP-телефонии. Если в 2006 г. компания обслуживала 10,1 млн телефонных линий, то к началу 2015 г. - уже 7,9 млн. Только с января по июнь этого года компания потеряла 7,5% дохода от фиксированной связи.
Количество абонентов фиксированной связи в Украине, млн |
|||||||||
Период |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Укртелеком |
10,1 |
10,32 |
10,43 |
10,3 |
10,13 |
9,7 |
9,247 |
8,651 |
7,918 |
Весь рынок |
10,992 |
11,52 |
12,122 |
12,49 |
12,363 |
12,286 |
12,158 |
11,429 |
10,124 |
"В целом рынок фиксированной телефонии переживает не лучшие времена", - констатируют в пресс-службе оператора. Во многом благодаря повышению предельных тарифов, убыточный "Укртелеком" в последние годы смог выйти на прибыль.
Прибыль и убытки "Укртелекома" |
|
Период |
млн грн |
2006 |
467,8 |
2007 |
267,2 |
2008* |
-1528,4 |
2009 |
-456,4 |
2010 |
-260,4 |
2011** |
-136,6 |
2012 |
366,8 |
2013 |
138,9 |
2014 |
286,2 |
* - падение национальной валюты в связи с кризисом |
|
** - приватизация "Укртелекома" |
|
Источник: финотчеты оператора |
Отметим, что из крупных операторов услуги фиксированной телефонии в Украине также оказывают "Датагруп" и телекоммуникационная группа Vega. Последняя, как и "Укртелеком", принадлежит группе СКМ Рината Ахметова.
Последнее решение НКРСИ о повышении тарифов не вступило в силу, и даже не было опубликовано. Как рассказал источник в ведомстве, документ "застрял" на согласовании в Министерстве юстиции Украины.
Получить официальный комментарий представителей Минюста пока не удалось. Неофициально источники РБК-Украина сообщили, что государство "больше не хочет развивать компанию Ахметова", для которой фиксированная телефония остается основным источником заработка.
В свою очередь представители "Укртелекома" утверждают, что изменения в тарифах оправданы, и надеются, что государство все-таки пойдет навстречу компании.
"Надеемся, что предельные тарифы будут отвечать сегодняшним экономическим реалиям и в определенной степени покрывать затраты на обеспечение услугами фиксированной телефонии миллионов абонентов. Это необходимо для выживания оператора", - сказано в сообщении пресс-службы. В противном случае оператор может снова оказаться в убытках.
В компании говорят, что попытаются сохранить доходы с помощью маркетинговых решений, направленных на удержание абонентов. Некоторые из них уже работают - например, с мая этого года в тарифные планы включается 500 нетарифицированных минут.
"Надеемся, что такие меры приведут к предотвращению оттока абонентов, и, соответственно, положительно скажутся на доходах компании", - сказано в сообщении "Укртелекома".
Компания также попытается реализовывать ряд проектов по управлению эффективностью, экономии расходов, в частности, на электроэнергию.
Кроме того, чтобы не остаться в убытках, ей придется искать другие источники дохода, помимо фиксированной телефонии. В сообщении "Укртелекома" отмечено, что упор будет сделан на доходные услуги, такие как фиксированный интернет (ШПД) и интерактивное ТВ.
Отметим, что услуга интерактивного ТВ относительно новая. Она появилась только в прошлом году и предоставляется на базе видео-сервиса Oll.tv (принадлежит компании "Диджитал Скринз", которая также входит в СКМ). Доля услуги в структуре доходов "Укртелекома" пока незначительная.
А вот фиксированный интернет - второй после телефонии источник заработка для "Укртелекома". Аудитория услуги, как и доходы от ее предоставления, растут, но очень медленно. В 2014 г. абонбаза увеличилась всего на 1%, до 1,6 млн абонентов, а доходы - на 5%, до 1,2 млрд грн.