как украинцы открывают бизнес для благотворительности
В Украине бум благотворительности произошел после начала военных действий в стране. По результатам социологического опроса, проведенного Центром Разумкова и фондом "Демократические инициативы", больше всего украинцы жертвуют деньги на армию: треть перечислений были именно на эти цели. Но фокус с помощи военным уже перемещается на больных людей, сирот и оказавшихся в кризисных ситуациях. По данным международной организации Charity Aid Foundation, Украина сейчас занимает 106-ое место по так называемому индексу благотворительности. В 2015-м страна еще была на 89-ой позиции.
Чтобы социальные проекты имели постоянное финансирование и не зависели от колебаний интересов общества, в мире массово открывают предприятия, частично или полностью прибыль от которых идет на благотворительные программы. Одна из форм "социальности" такого бизнеса - это трудоустройство определенных групп людей. В Украине в начале 2000-х были попытки со стороны международных организаций помочь открыть такие социальные предприятия на местах, чтобы украинцы перестали рассчитывать только на деньги зарубежных доноров. Однако выжили к этому моменту только единичные компании. Сейчас в стране снова набирает обороты социальное предпринимательство. В стране начали открывать благотворительные магазины, а также предприятия, рестораны, в которых работает определенная категория украинцев, например, ветераны АТО. О том, как начинали работать социальные предприниматели, самые большие их разочарования и как они пытаются выходить из "минуса" и быть прибыльными - в материале РБК-Украина.
"Комиссионка" для онкобольных детей, стариков и животных
"Мы начинали изначально с магазина, никакой общественной организации у нас не было", рассказывает один из собственников магазина "Ласка" Анна Уварова. Как пример использовали так называемые charity-shop из Великобритании. Основной принцип - каждый желающий может принести б/у вещи сюда или в точки приема в торговых центрах Киева. В основном приносят одежду, иногда обувь, книги или аксессуары. Например, среди вещей попадаются вещи дорогих и известных марок, даже иногда с бирками, кто-то отдавал и собственное свадебное платье. Есть и редкие экземпляры - однажды в магазин принесли несколько коробок с еще пленочными аудиокассетами, которые потом передали детям, чтобы они изготовляли разные подделки. Все вещи сортируются, большую часть отдают как гуманитарную помощь нуждающимся, меньшую - около 10% - продают в магазине. Около 40% от дохода или 10% от общего оборота двух магазинов перечисляются на различные благотворительные проекты. Кроме поддержанных вещей, также продают и товары украинских производителей, в том числе и варенье. Часть выручки от продаж и таких товаров также идет на благотворительность.
Отметим, что первый магазин был открыт в марте 2013 года, для этого также был оформлен ФОП. Однако за первый год на благотворительные фонды средства организаторы бизнеса не перечисляли. Они пытались собственными силами заниматься такими проектами, например, ездили в детские дома. Туда они привозили не только вещи, но и пытались проводить различные интерактивные занятия и игры, чтобы не воспитывать в детях только потребителя. "Через год мы поняли, что мы не можем усидеть на двух стульях - участвовать в активной общественной деятельности и работать в бизнесе, и начали уже отбирать для себя фонды, которым мы готовы были перечислять вырученные от продаж деньги", - рассказывает Анна. На тот момент ко многим благотворительным фондам возникал вопрос, идут ли деньги непосредственно на декларируемые цели. Поэтому одним из фондов как наиболее прозрачный девушки выбрали фонд "Таблеточки", который помогает онкобольным детям. Одна из хозяек магазина Анна Грищенко очень любит животных, поэтому еще один получатель денег - Гостомельский приют для животных. Для него в магазине даже стоят отдельные коробки, в которые могут бросить деньги покупатели. Также средства перечисляются на фонд "Жизнелюб", помогающий пожилым людям. Всего за три года на благотворительность с выручки перечислили около 600 тыс. гривен.
По словам Уваровой, магазины окупаемы, даже есть небольшая рентабельность - около 10-15%. Хотя сейчас собственники пересматривают свой подход к бизнесу из-за падения продаж в целом. Пока что об открытии новых торговых точек они не думают - хотят сделать успешными два магазина в центре Киева. Чтобы зависеть не только от продаж вещей, в магазинах открыли небольшие кофейни, а также можно брать в аренду площади, чтобы проводить, например, мастер-классы. "Социальный бизнес - это бизнес. Ты существуешь в бизнес-среде, ты зависишь от рыночной ситуации, конкурентов. Тебе постоянно приходится между этим варьировать. Мы себе не можем позволить ждать полгода и сидеть без прибыли", - говорит она. В отношении цен, то, по словам Анны, по б/у вещам они ориентируются на их негласных конкурентов - секонд-хенды. Хотя цены у них немного выше, чем на секондах. Что касается товаров украинских производителей, то здесь также анализируется стоимость подобных вещей в других магазинах. Киев уже не есть уникальным в использовании такой идеи с charity-shop в Украине - подобные магазины уже открыты в Харькове, Одессе, Львове, Запорожье.
Печенье на женщин в кризисных ситуациях
Открыть свою пекарню во Львове был вынужденный шаг - благотворительной организации не хватало денег на содержание кризисного центра для женщин, которые попали в трудную ситуацию. По словам Юрия Лопатинского, одного из соучредителей фонда "Ореховый дом", центр сначала финансировался за грантовые деньги. Но они закончились. Сначала организация урезала все свои расходы. но потом решили все-таки попробовать зарабатывать деньги самостоятельно. " Только запустив такую бизнес-модель, мы по-другому начали относиться и к деньгам, и к нашей работе в целом", - рассказывает Юрий. Некоторые сотрудники фонда были оформлены как ФОПы, поэтому для того, чтобы продавать печенье, они просто добавили необходимые КВЭДы в своей бизнес-деятельности. Выбор именно такого бизнеса Юрий объясняет как своими личными предпочтениями, так и тем, что их клиентки раньше выпекали сладости и печенье к различным праздникам. Деньги на начало работы пекарни "Ореховый дом" были из гранта, а также им помогли бизнесмены. Вообще пекарню запускали исключительно, чтобы покрывать расходы на содержание кризисного центра. Ранее в нем могли находиться женщины сроком до одного года и двух месяцев, к тому же часть клиентов работали в пекарне. Сам центр обходился примерно в 20 тыс. гривен ежемесячно. Прибыль от пекарни, которая изготовляла различные хлебобулочные изделия, покрывала эти издержки.
В работе пекарни пришлось даже отказаться от "святого" слова для активистов "социальный" и зашоренности на нем. Юрий вспоминает, что долгое время они пытались расширить свой рынок сбыта и хотели продавать свою продукцию во Львовской бизнес-школе. Рассчет был такой - приходящие туда предприниматели могут там попробовать их печенье, и уже дальше заказывать ее уже для своего бизнеса. Однажды во Львов приехал Адриан Сливоцкий, входящий в топ-50 мировых бизнес-мыслителей. Специально для него пекарня доставляла пять булочек, хотя они с учетом доставки обходились пекарни очень дорого. Бизнес-школа решила их поддержать и заказала печенье к кофе-брейку. "Пока мы шли с директором школы к кофе-автомату, она попробовала наше печенье и спросила: "А какое же оно социальное?". Оказалось, что она думала, что наша социальность была в том, что мы где-то покупаем это печенье, наши клиентки его переупаковывают, а мы уже его перепродаем! После этого мы забрали это слово из нашего названия и продукции, а бизнес-школа стала нашим постоянным клиентом", - рассказывает Лопатинский.
Что касается стоимости на изделия пекарни, то цену на них им диктует рынок. Иногда стоимость на товары специально завышается. "Мы на Рождество предлагали купить блюда к ужину, мы поднимали цену на 50% дороже. Но мы сразу говорили, что эти 50% идут на ужин нуждающимся. Заказчик сознательно покупал продукцию именно по такой цене, потому что понимал, что эти деньги идут на наш соцпроект", - рассказывает Лопатинский. Еду, которая остается в избытке, также передают в городской центр, работающий с бездомными во Львове.
Социальное предприятие развилось настолько, что они решили открыть еще дополнительные направления своего бизнеса - это столовая с доставками обедов в офисы, а также кейтеринг. В планах - выход за границы Львова и продажа своей продукции в других городах Западной Украины. Для закупки необходимого оборудования соучредители уже взяли кредит в 700 тыс. гривен на три года под 5% годовых. Если в пекарне начинало работать восемь человек, то сейчас уже 22, трое из которых - клиентки их бывшего кризисного центра. Сейчас уже вместо ФОП они собираются открывать общество с ограниченной ответственностью для нормальной работы с другими юрлицами. В отношении прибыли, то до запуска новых направлений они были окупаемы. Но сейчас деньги не идут на сам центр, часть вырученных денег идет на аренду жилья для шести их клиенток, часть - на покрытие процентов за кредит. Дело в том, что осенью они потеряли арендуемое на протяжении многих лет помещение. Сейчас уже найдено новое здание на Лычаковской. Здесь необходимо провести ремонт, там уже смогут находиться 13 человек. "В новом помещении есть небольшое место под кафе, в котором мы можем не только кормить наших клиенток, но и сможем продавать нашу продукцию. Мы хотим таким образом компенсировать одно направление другим, что они не были убыточными", - резюмирует Юрий.
Мыло для лекарств
"Мне было страшно, но я - азартный человек", - говорит глава благотворительного фонда "100% життя. Киев" Лада Булах. Свое социальное предприятие "Мыти" она решила запустить, чтобы, в первую очередь, трудоустроить клиентов их организации, а также получить дополнительные доходы для фонда. Первые инвестиции в размере 50 тыс. гривен - это личные деньги Лады и ее двух коллег. Их потратили на закупку сырья для производства средств гигиены из натуральных ингредиентов, а также на изготовление различных наклеек, этикеток, упаковок, стендов и прилавков для продукции в небольшом их магазине. Специально был открыт ФОП и уже с октября 2016 года они начали работать. Начинали с варения мыла - его было не так сложно изготовлять и научить людей это делать. Сейчас линейку товаров уже расширили - это и шампуни, и гели для душа, и гигиенические помады, кремы, и даже бальзамы с керамидами для ухода за бородой. Однако, несмотря на то, что активные продажи их продукции они ведут уже несколько месяцев, в бизнес до сих вкладывают деньги - ежемесячно около 5-8 тыс. гривен, в первую очередь, из-за запуска новых товаров. В феврале, например, они купили профессиональный принтер для этикеток.
"Мы начинали в первый месяц с доходом в 3-4 тыс. гривен, сейчас от продаж получаем 12-13 тыс. гривен. Оплата аренды офиса у нас идет из других ресурсов, зарплаты сотрудникам мы пока платим из собственных карманов. Если по-честному скажем, то пока что мы в минусах. Но к 2018-му хочу выйти на самоокупаемость предприятия, даже с учетом аренды офиса", - надеется Булах.
Сейчас постоянно работает у них три человека - кремовар, есть отдельные люди, которые занимаются изготовлением остальной продукции, а также непосредственно продажами, упаковкой товаров и маркетингом. Несколько людей работают как волонтеры. Но, по словам Лады, одним из разочарований при запуске этого социального предприятия было то, что очереди из клиентов их благотворительного фонда на работу у них не было. Она рассказала, что работает большая группа помощи и поддержки ВИЧ-позитивным женщинам. Часто психолог после занятий с ними рассказывал Ладе, что клиентки жалуются на нехватку денег. Когда открылось предприятие, Булах специально раздала объявления в той группе о возможности даже работать на дому, выполняя несложные действия. "Меня интересует не только пассивная социальная помощь, но и то, что дает клиенту самостоятельно заработать деньги. Мы сразу сказали, что в первые недели платим 200 гривен в день. Откликнулся на наше предложение аж один человек", - говорит Лада.
На благотворительность они начали выделять помощь только зимой. В 2017 году на это будут перечислять 10% от доходов с продаж. При этом деньги перечисляют на конкретные потребности определенного человека. "Раз в месяц на общем собрании коллегиально решаем, кому именно в этом месяце будут помогать, в основном это закупка лекарств. Наши социальные работники сталкиваются с какими-то потребностями их клиентов, на которые нет средств ни доноров, ни благотворительных фондов, ни их семей. Например, во Всемирный день добра мы организовали для паллиативной женщині приезд на дом парикмахера, маникюр, а также подарок с нашей продукцией, - рассказывает она. Но варка мыла - это бы только старт. Сейчас работаем над более масштабным проектом - мы планируем открывать медицинскую клинику на базе нашей общественной организации, но, конечно, туда будет привлечены уже средства доноров".