Украинцы, испугавшись резкого роста курса валют, стали активнее тратить деньги в магазинах. Самым большим спросом сейчас пользуется крупная бытовая техника и электроника, а также отделочные материалы. В то же время украинцы обходят стороной ювелирные салоны и магазины по продаже одежды и обуви.
Украинцы, испугавшись резкого роста курса валют, стали активнее тратить деньги в магазинах. Самым большим спросом сейчас пользуется крупная бытовая техника и электроника, а также отделочные материалы. В то же время украинцы обходят стороной ювелирные салоны и магазины по продаже одежды и обуви.
Спрос на технику вырос
В начале ноября в некоторых сегментах розничной торговли зафиксирован рост продаж: потребители, которые не смогли купить валюту, вкладывают гривну в товары.
На этой неделе по сравнению с прошлой продажи бытовой техники выросли на 50-200%, рассказывает руководитель группы управления ассортиментом сети "Эльдорадо" Вячеслав Склонный. "Самым большим интересом у потребителей пользуется крупная бытовая техника - встроенные шкафы, холодильники и стиральные машины", - отмечает он.
Солидарен с ним и один из менеджеров по продажам сети "Фокстрот. Техника для дома", добавляя, что сейчас востребованы практически все модели телевизоров. "Покупатели опасаются, что цены вырастут снова, поэтому стараются быстрее приобрести нужную им технику", - поясняет менеджер поведение потребителей.
По словам руководителя сети "Алло" Валерия Золотухина, сейчас растут продажи планшетов и смартфонов. "При этом средняя цена телефона составляет 2,5 тыс. грн", - отмечает он.
Высокий интерес у украинцев и к дорогим телефонам. Разбирают, например, iPhone6.
Автопром
В октябре выросли продажи автомобилей премиум-класса. По данным Ассоциации автопроизводителей "Укравтопром", в октябре в Украине было реализовано 160 новых автомобилей BMW, что на 90,5% больше по сравнению сентябрем. За прошлый месяц дилерам удалось продать 91 Lexus (рост к предыдущему месяцу 26,4%) и 82 Land Rover (прирост 105%). Всего же, по итогам октября в Украине было реализовано 5,9 тыс. легковушек, что на 1,4% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Но вот по сравнению с прошлым годом статистика неутешительная. В октябре 2013 г. было продано на 63,4% больше автомобилей.
Строймаркеты
Продажи активизировались и в строительных супермаркетах. Директор одной из специализированных сетей магазинов рассказывает, что за эту неделю продажи выросли примерно в два-три раза по сравнению с первой неделей ноября. "Сейчас покупатели активно приобретают сантехнику, отделочные материал, напольные покрытия", - отмечает он.
Из-за резкого роста цен на импортные стройматериалы в этом году на 40-60%, украинские товары получили неожиданное преимущество. Например, сейчас паркетную доску местной фабрики можно купить по цене в два раза дешевле, чем выпущенную в странах ЕС трехслойную доску.
Аутсайдеры продаж. Ювелирка
Но нарастить продажи удалось далеко не всем ретейлерам. Директор киевской сети винницкого завода "Кристалл" Александр Статник рассказывает, что с начала года продажи ювелирных украшений упали на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В начале ноября ситуация не изменилась. Сейчас потребители не готовы тратить деньги на новые кольца или сережки, а ограничиваются лишь самыми важными изделиями. Например, речь идет об обручальных кольцах, золотых или серебряных крестиках и цепочках.
"Если в прошлом году у нас заказывали элитные дизайнерские украшения, то сейчас - самые простые изделия", - отмечает директор "Студии ювелирного дизайна "Гарарук" Людмила Гарарук. Владелица бренда "Ювелирный дом Zarina" Наталья Нетовкина говорит, что востребованной оказалась "патриотическая" коллекция украшений, выполненная в украинских национальных цветах. "Нас радуют, что, несмотря на тяжелые времена, продажи есть", - добавляет она.
Рынок одежды
Не лучше ситуация и на рынке одежды и обуви. В зависимости от категории товара и ценовой группы, за десять месяцев этого года сети недосчитали 30-50% своих покупателей. Не отправились украинцы за покупками и в ноябре. "С начала ноября продажи упали на 20-25% по сравнению с таким же периодом прошлого года", - рассказывает совладелец компании Zeebra (сети Butlers, Glossip, Peacocks и пр.) Дмитрий Ермоленко.
Генеральный директор компании "Кари Украина" (обувная сеть Kari) Максим Мазитов говорит, что с начала ноября продажи снизились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Представители сетей признаются, что сейчас заманить покупателей можно только при помощи скидок и различных программ лояльности (дисконтные карточки, при покупке двух вещей, третью дарят в подарок и пр.). Именно поэтому сети постоянно проводят распродажи и даже новые коллекции предлагаются со скидками буквально через месяц-полтора после завоза товаров в магазины.
Цены будут расти
Ожидается, что резкий обвал национальной валюты с 13 до 16 грн за доллар приведет к дальнейшему росту цен на импорт. Например, одежда и обувь до конца году могут подорожать еще на 20%. "В этом году цены уже выросли на 40-70%", - прогнозирует Дмитрий Ермоленко. Максим Мазитов говорит, что в их сети товары пока не дорожали. "Мы раздумываем над этим", - поясняет он.
Наталья Нетовкина говорит, что стоимость услуг по созданию ювелирных украшений не растет, но дорожает золото, драгоценные и полудрагоценные камни. "Поэтому цены на изделия вырастут сопоставимо падению гривны", - поясняет она.
В декабре в крупных сетях по продаже бытовой техники появится продукция по новым ценам, говорит представитель "Фокстрот. Техника для дома". "В этот период поступит техника, которая будет на 10-15% дороже существующей", - поясняет он.
Из-за роста цен потребители будут переориентироваться на более дешевую продукцию. "Заработные платы у населения не растут", - замечает Максим Мазитов. К этому процессу адаптируются и сами ретейлеры, которые выводят из ассортимента продукцию среднего ценового сегмента и делают упор на недорогие товары.
Артем Криштафов