Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) откроет кредитную линию в 308 млн долл. для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) в сентябре 2013 г. Об этом сегодня во время пресс-конференции сообщил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, передает корреспондент РБК-Украина.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) откроет кредитную линию в 308 млн долл. для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) в сентябре 2013 г. Об этом сегодня во время пресс-конференции сообщил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий (на фото), передает корреспондент РБК-Украина.
Читайте также: ЕББР вновь ухудшил прогноз по ВВП Украины в 2013 г
"По результатам круглого стола было принято решение на счет ускорения предоставления денег в размере 308 млн долл. для модернизации украинской газотранспортной системы такими институтами, как ЕБРР и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). По технической составляющей этого вопроса все отработано, и мы ожидаем, что в сентябре этого года мы откроем эту кредитную линию. Это будет касаться, в первую очередь, модернизации и реконструкции магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород", - сказал Ставицкий.
По данным пресс-службы Минэнергоугля, стоимость реконструкции газопровода, по предварительным оценкам, будет составлять 519 млн долл., из которых 308 млн долл. - деньги ЕБРР и ЕИБ, а остальное - средства НАК "Нафтогаз".
Напомним, решение о выделении кредита ЕБРР было принято в феврале в Брюсселе. Отмечалось, что первым этапом реконструкции ГТС станут работы по модернизации газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, который предусматривает реконструкцию украинского участка газопровода и рассчитан на три года. Общий объем инвестиций в первый этап оценивается в 538,87 млн долл.
Читайте также: Объем импорта газа в 2013 г. может быть снижен до 30-32,5 млрд млрд куб. м, - Ставицкий
Магистральный экспортный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с Ужгородом. Далее газ транспортируется конечным потребителям в Центральной и Западной Европе. Пересекает российско-украинскую границу севернее города Сумы. По территории Украины газ транспортируется до компрессорной станции в районе Ужгорода на границе со Словакией и к меньшим компрессорным станциям на границе с Венгрией и Румынией. Трубопровод пересекает Уральский хребет и более 600 рек, включая Обь, Волгу, Дон и Днепр.
Протяженность украинского участка газопровода Уренгой-Помары-Ужгород составляет 1160 км, диаметр трубы - 1420 мм.
Как известно, приоритетными проектами модернизации и реконструкции ГТС Украины являются западный транзитный коридор (газопроводы Союз, Уренгой-Помары-Ужгород и Прогресс) и южный (газопроводы Елец-Кременчуг-Кривой Рог, Ананьев-Тирасполь-Измаил).
Также сегодня глава Минэнергоугля не исключил и варианта приватизации украинской ГТС. "Будет ли приватизация, можно будет говорить только после принятия закона. Но законопроект позволяет проводить приватизацию", - отметил он. По словам Ставицкого, только после принятия законопроекта речь будет идти о конкретных предложениях о приватизации или других видах реформирования НАК "Нафтогаз".
Читайте также: Арбузов надеется на принятие ВР законопроекта об отмене запрета на аренду ГТС Украины
При этом вопрос о формате будущего консорциума будет решен до конца текущего года, уточнил министр. "Что касается вопроса двухстороннего или трехстороннего консорциума, то этот вопрос будет решен в этом году. Время уже прошло, и необходимо принимать решение" - заявил Ставицкий.
"Когда будет принят закон, мы будем рассматривать различные варианты. Мы ведем не только трехсторонние или двухсторонние переговоры, но и другие переговоры. А этот закон даст возможность заинтересованным компаниям и инвесторам принять участие в переговорах. А если говорить о каких-либо махинациях, то хочу вас заверить, что правительство стояло и стоит на том, что все процедуры относительно приватизации или других дел вокруг "Нафтогаза" должны проходить максимально прозрачно", - отметил Ставицкий.
Напомним, в конце апреля в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона №9737 о реформировании НАК "Нафтогаз". О сути предстоящего реформирования "Нафтогаза" в январе на форуме в Давосе заявлял Президент Украины Виктор Янукович. По его словам, компания будет разделена на несколько предприятий, на базе которых создадует акционерные общества.
Читайте также: Суд обязал "Нафтогаз" вернуть в ГТС 4,75 млрд куб. м газа
Янукович также отмечал, что развитию этих предприятий будет способствовать принцип государственно-частного партнерства, который сейчас применяется в Украине.
Как сообщалось, аудиторская компания Ernst&Young разработает концепцию реформирования НАК "Нафтогаз Украины" за 9,995 млн грн.
Напомним, 7 мая 2012 г. вступил в силу закон, вносящий изменения в закон "О трубопроводном транспорте" о реформировании нефтегазового комплекса. Закон, в частности, предполагает, что реорганизация госпредприятий, дочерних предприятий НАК "Нафтогаз Украины", осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными и/или распределительными трубопроводами, хранению в подземных газохранилищах, и самого "Нафтогаза" осуществляется по решению Кабмина. Кроме того, закон предполагает установление запрета на приватизацию госпредприятий, дочерних предприятий "Нафтогаза".
Читайте также: Законопроект о приватизации НАК "Нафтогаз Украины" нельзя интерпретировать как уступку России, - источник
Вопрос о будущем украинской ГТС является очень важным в контексте украинско-российских энергетических взаимоотношений. РФ и Украина уже больше года безрезультатно обсуждают возможность корректировки газовых контрактов, подписанных в 2009 г. После смены политического руководства Украина стала заявлять о кабальности и невыгодности этих контрактов. Киев настаивает на изменении цены поставок российского газа в страну. В свою очередь, "Газпром" хочет получить контроль над украинской газотранспортной системой.
Ранее посол РФ в Украине Михаил Зурабов заявлял, что Россия может гарантировать Украине прокачку 60 млрд куб. м газа в год по газотранспортной системе (ГТС) Украины при условии создания двустороннего газотранспортного консорциума.
Однако до сих пор стороны так и не смогли прийти к компромиссу в этом вопросе: Украина заявляет о своем желании создать трехсторонний консорциум для управления ГТС с участием России и ЕС, в то время как "Газпром" не хочет участия ЕС в этом проекте.
Читайте также: Россия присоединится к управлению ГТС, только если Украина выйдет из Энергетического союза, - Медведев
Ранее источники в "Газпроме" сообщали, что Россия и Украина приступили к переговорам о создании двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Однако на саммите Украина-ЕС 25 февраля в Брюсселе был подписан меморандум о заинтересованности Евросоюза в украинской ГТС. Представители Евросоюза выразили значительную заинтересованность в создании трехстороннего газотранспортного консорциума.
Премьер-министр Николай Азаров заявлял, что модернизация украинской ГТС обойдется в 4,5 млрд евро. При этом пропускная способность ГТС увеличится приблизительно на 30%. Более того, премьер уверен, что ни "Северный поток", ни "Южный поток" не имеют и не могут иметь надежных газохранилищ, резервы которых могли бы быть задействованы в период особо низких температур, а в Украине такие хранилища есть.
Напомним, в конце апреля Кабинет министров Украины утвердил прогнозный баланс поступления и распределения природного газа на 2013 г. на уровне 60 млрд куб м.
Читайте также: Украина может стать центрально-европейским газовым хабом, - Ставицкий