ua en ru

Украинские копилки: чем сейчас живут крупнейшие госбанки страны

Украинские копилки: чем сейчас живут крупнейшие госбанки страны Заигрывание с вкладчиками - перспектива с открытым финалом

Затяжной кризис в банковском секторе затронул всех без исключения. И государственные банки, равно как и коммерческие финучреждения, борются с последствиями девальвации, пытаются оздоровить свои кредитные портфели, а также ищут новые ниши для развития. Правда, у госбанков есть козырь - поддержка из бюджета, что дает им определенный запас надежности и преимущество в глазах клиентов.

Не устояли

Среди ключевых государственных банков Украины, к каким относятся “Ощадбанк”, “Укрэксимбанк” и “Укргазбанк”, первые два закончили 2015 год с колоссальными убытками. И “Ощад”, и “Укркэсим” ушли в “минус” почти на 15 миллиардов гривен каждый. Положительный финансовый результат задекларировал лишь “Укргазбанк” - 186 миллионов гривен. По итогам первого полугодия 2016 года ситуация слегка выровнялась. “Укрэксимбанк” получил убыток в размере 1,4 миллиарда гривен, “Ощадбанк” - 3,3 миллиарда гривен прибыли, “Укргазбанк” заработал 14,8 миллиона гривен. Но говорить о том, что госбанки вышли из зоны риска и разобрались с грузом “прошлого”, преждевременно.

“У них, также как и у всех, падает качество кредитных портфелей, и есть большой объем ликвидности, который размещен в малодоходные инструменты - депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ. Второй по значимости риск - это политический, связанный со сменой политической элиты Украины. Заемщики не торопятся возвращать кредиты новому правлению, которые брали при прошлой власти, и подчас делают это намеренно”, - говорит главный финансовый аналитик рейтингового агентства “Эксперт-Рейтинг” Виталий Шапран.

Помимо этого, не стоит забывать, что государственные структуры менее поворотливы. И причина “торможения” важных решений подчас даже не в менеджменте, а в сложном механизме согласований, который требует одобрения сверху: от Кабинета министров или Министерства финансов.

Также госбанки имеют специфическую структуру кредитного портфеля, в котором займы, выданные юридическим лицам (причем, как правило, это госкомпании), составляют львиную долю. По данным Национального банка, на 1 июля 2016 года в “Укрэксимбанке” кредиты юрлицам занимали 99,6% всего портфеля, в “Ощадбанке” - 95,2%, в “Укргазбанке” - 87,8%.

“В 2010-2013 годы госбанки активно кредитовали проекты, несущие коррупционную, а не экономическую выгоду тому правительству, которое в то время находилось у власти. В итоге, после изучения портфелей, оказалось, что всевозможные компании наподобие Activ Solar (ее связывают с экс-руководителем администрации президента Андреем Клюевым - ред.), шахтное оборудование, якобы закупленное на кредитные деньги, и т.д. являются большими “ямами”, закрыть которые попросту нечем”, - объясняет Сергей Щербина, бывший временный администратор “Родовид Банка”.

В итоге, госбанки были вынуждены формировать колоссальные резервы, что и стало причиной убытков. Например, по состоянию на 1 июля 2016 года “Укрэксимбанк” направил в резервы 44,5 миллиарда гривен (80% всех кредитов), “Ощадбанк” - 46,7 миллиарда гривен (70% всех кредитов), “Укргазбанк” - 7,3 миллиарда гривен (66% кредитного портфеля).

“В госсекторе возможности управления задолженностью отличаются (как в части взыскания, так и списания). Кредитная и ресурсная политика менее самостоятельная. И в прошлом госбанками был выдан значительный объем “кредитов поддержки”, которые сегодня нельзя ни списать, ни реструктуризировать без массы согласований”, - подчеркивает Анна Апостолова, директор финансового департамента рейтингового агентства IBI-Rating.

Прибыль не за горами

В самих госбанках, разумеется, о негативе стараются не говорить, и делятся оптимистичными планами на будущее. РБК-Украина обратилось ко всем трем банкам с просьбой озвучить стратегию развития на ближайшие годы.

В пресс-службе “Укрэксимбанка” сообщили, что стратегия передана на утверждение в Кабинет министров, и ее детали пока что не разглашаются. Но в целом концепция банка не изменится. Он и далее намерен фокусироваться на поддержке бизнеса, в том числе - малого. При этом в “Укрэксиме” рассчитывают, уже по итогам 2016 года, выйти на прибыль.

В “Укргазбанке” рассказали, что, согласно основным направлениям деятельности на 2016-2017 годы, которые были утверждены еще в апреле, стратегическая цель - выход государства из его капитала (полностью или частично) до конца 2017 года, и смена формата работы банка путем его преобразования в специализированное финансовое учреждение по эко-кредитованию (поддержка проектов по энергосбережению, энергоэффективности). Этот проект будет реализован совместно с Международной финансовой корпорацией.

“Ощадбанк” с 2015 года банк проводит масштабную модернизацию, направленную на перестройку операционной модели, совершенствование риск-менеджмента, развитие новых IT-сервисов и обновление отделений. Совместно с компанией PricewaterhouseCoopers там разработали стратегию трехлетнего развития «Мій банк. Моя країна», основанную на модернизации всех управленческих процессов и внедрении новых технологий. Цели эти в банке определили так: "Банк государства для государства", "Банк миллионов для миллионов", "Банк №1 среди системно важных банков".

К бою готовы

Эксперты считают, что у госбанков есть хороший шанс воспользоваться последствиями банковского и экономического кризиса. Как минимум благодаря притоку клиентов, который был спровоцирован массовым банкротством других финучреждений. Другое направление -это развитие и усиление собственной линейки продуктов.

“Обладая развитой сетью отделений, “Ощадбанк” и “Укргазбанк” являются эффективными провайдерами специализированных продуктов для розницы. Например, таких как кредиты для утепления жилья, пенсионные и социальные карты. “Укрэксимбанк”, со своей стороны, отлично выполняет функции координации и софинансирования по различным международным программам”, - считает Анна Апостолова.

Кроме того, госбанки - чуть ли не единственные поставщики денег в экономику. Прежде всего, речь об их возможностях по кредитованию бизнеса. “Тем не менее, повышение конкурентоспособности возможно в случае глубокого реформирования, которое зачастую зависит от менеджмента, а его качество продолжает оставаться невысоким ввиду узкого спектра задач, возложенных на упомянутые банки”, - говорит Антон Козюра, аналитик компании “Альпари”.

Продать нельзя оставить

Впрочем, правительство уже не первый год вынашивает планы о приватизации госбанков. Еще в феврале 2016 года в Кабмине заявили о том, что государство рассматривает возможность продажи минимум 20% акций “Ощадбанка” и “Укрэксимбанка” до середины 2018 года.

“Но я не думаю, что в ближайшие четыре-пять лет такие сделки будут удачны с точки зрения государства или украинских собственников. Любой инвестор смотрит на состояние экономики, анализирует рынок, а не просто изучает один банк. Ведь ситуация в банковской системе является зеркальным отражением экономики страны”, - объясняет Василий Горбаль, один из акционеров “Укргазбанка”.

Убытки, равно как и проблемность кредитных портфелей госбанков, тоже не добавляют им очков в глазах инвесторов. “Укрэксимбанк” и “Ощадбанк” за последний год значительно утратили свою эффективность и держатся за счет докапитализации. Конечно, все это нагрузка на бюджет и лишние вопросы у держателей евробондов этих банков. Из зоны “штормовых рисков” выпадает только “Укргазбанк”. А двум остальным, скорее всего, по итогам 2016 года, опять будет нужно пополнять капитал”, - рассуждает Виталий Шапран.

К тому же, не стоит забывать, что госбанки всегда выступали своеобразной “ширмой” для ручного решения вопросов, связанных с поддержкой госпроектов, выкупом долговых обязательств или финансированием Фонда гарантирования вкладов. И очень сложно представить, что Кабмин откажется от такого удобного инструмента для латания различных “дыр”. По крайней мере, сейчас.