Автоматическое возмещение НДС для бизнеса, к чему Украина шла более 20 лет, началось. С 1 апреля Минфин запустил публичный реестр заявок и сумм возврата налога. Сейчас реестр работает в тестовом режиме: полного доступа к информации пока нет, процесс наполнения системы данными займет, максимум, месяц. Еще через несколько месяцев заработает автоматизированная система блокирования фиктивных заявок на возмещение НДС, что, по словам министра финансов Александра Данилюка, сделает невозможным воровство налога из бюджета. Незаконный возврат НДС происходил не без участия налоговиков: до 60% коррупции в фискальных органах связано с непрозрачной процедурой возмещения. Новая система уже пережила "атаку" извне. Попытки вмешательства в процесс бизнес все еще считает одним из главных рисков. Подробности - в материале РБК-Украина.
1 апреля Минфин запустил электронный реестр НДС. Это - новая система, которая дает возможность бизнесу в автоматическом режиме вносить свои заявки на возмещение налога, отслеживать статусы налоговых проверок и сумм к возврату, а общественности - мониторить объемы возмещаемого из бюджета налога. "И это уже совсем не шутка. Мы не просто должны открыть этот реестр, но и сделать так, чтобы очередность возмещения была прозрачной", - заявил накануне запуска системы президент Петр Порошенко, выступая на заседании Нацсовета реформ.
3 апреля министр финансов Александр Данилюк и премьер-министр Владимир Гройсман лично показали президенту и представителям бизнеса реестр в работе. Правда, эта встреча прошла в закрытом формате. "Украина шла к этому с 1996 года. 21 год украинские предприятия ждали прозрачности возмещения НДС, - позже процитировала главу государства его пресс-служба. - 21 год система возмещения НДС питала коррупционеров, которые за непрозрачные механизмы возврата часто получали взятки. 21 год средства вытягивались из бюджета, и это имело негативные последствия для экономики".
По данным Александра Данилюка, 50-60% всей коррупции в Государственной фискальной службе было связано с непрозрачным возмещением налога бизнесу. Такая система была "священной коровой" для налоговиков. "Никто не мог контролировать этот процесс. Ни у кого, кроме ограниченного круга "государственников" ГФС, не было доступа к информации. Махинация на махинации, и никакой ответственности", - написал министр на своей странице в Facebook в день запуска реестра.
Реестр в течение трех месяцев будет работать в тестовом режиме. Кроме того, как рассказал РБК-Украина министр финансов, с 1 июля заработает механизм автоматической блокировки фиктивных налоговых накладных и, как результат, будет поставлен барьер для незаконного возмещения НДС. До этого, такой процедуры не было, хотя запущенная с середины 2015 года система электронного администрирования НДС и предполагала очищение от "схемных вбросов" сумм для воровства налога из госбюджета.
Электронное администрирование не убрало и "ручное вмешательство" в процесс возмещения. Хотя ныне отстраненный глава ГФС Роман Насиров неоднократно отмечал, что борьба со схемами и детенизация все же дали свой результат. На пресс-конференции в середине января Насиров заявил, что в первый месяц 2017 года был зафиксирован наибольший за всю историю администрирования НДС показатель уплаты бизнесом налога - 22,4 млрд гривен. Для сравнения, в январе 2016-го объем уплаты составлял 13 млрд гривен, в декабре того же года - 16,6 млрд гривен.
Суть нового механизма в следующем. Реестр ведет Минфин. Плательщики подают свою декларацию с заявкой на возмещение в ГФС. Уже на следующий день фискальные органы, с учетом времени поступления заявки, должны автоматически внести ее в реестр. В течение 30 дней налоговики должны провести камеральную проверку заявленных сумм. Информация о результатах проверки также передается в Минфин для обнародования в системе.
Если нарушений не выявлено, то через пять операционных дней Госказначейство возмещает НДС на счет плательщика. ГФС в определенных случаях имеет право на документальную проверку, что может вдвое увеличить срок получения НДС. Таким образом, любая транзакция, которая происходит с поданной на возмещение заявкой в обязательном порядке фиксируется в реестре и публикуется. Если ГФС по каким-либо причинам не внесла информацию в систему, то сумма НДС автоматически является согласованной и подлежит возмещению. Данные будут публиковаться ежедневно, возврат НДС будет происходить в любой день месяца. Напомним, что до введения системы возврат налога бизнесу происходил в последние пять дней месяца.
Хронологический отсчет на автоматическое возмещение НДС, по словам Александра Данилюка, начинается с 1 апреля. Кто первый подал заявку и первый прошел проверку, тот, в первую очередь и получит НДС. Заявки на возмещение налога, поданные до 1 апреля, будут возвращены в обычном режиме. По данным Госказначейства, с начала 2017 года бизнес получил почти 27 млрд гривен НДС, среднемесячный объем возмещенного налога превысил 9 млрд гривен. Каким был объем заявок в первом квартале, в ГФС уточнить не смогли.
С 3 апреля реестр уже доступен для мониторинга на сайте Минфина. В него уже внесена информация по суммам бюджетного возмещения с 1 февраля 2016 года по 31 марта 2017 года и проведенным проверкам. На данный момент загружаются данные по возвращенным объемам НДС. Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина рассчитывает на то, что в течение месяца вся необходимая информация окажется в новом реестре. "По сути, он пока не совсем автоматический. Важно загрузить всю информацию, сверить, чтобы ничего не потерялось", - заявила она РБК-Украина.
С момента запуска системы уже произошла атака на реестр. Александр Данилюк сообщил, что в воскресенье, 2 апреля, около 11.00 извне "положили" систему аккредитованного центра сертификации ключей в ГФС. "Почему это проблема? Всю входящую информацию формирует ГФС на основании заявок бизнеса и закрепляет эти данные электронной цифровой подписью. То есть, бесперебойная работа центра сертификации ключей является обязательной для успешного запуска этого реестра", - пояснил министр.
В беседе с РБК-Украина представители бизнеса отмечают, что поскольку противников у новой системы достаточно много, так как "на кону" потеря миллиардных сумм, получаемых незаконно, то подобные кибератаки могут быть систематическими. И это является одним из рисков дальнейшей успешной работы реестра, так как в данном случае не исключены попытки "ручного" вмешательства. "Если система будет ложиться, как произошло на выходных, то будут вопросы, - говорит исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко. - Многие зарабатывали на системе, поэтому будут пытаться вмешиваться и портить ее. И министр, и премьер понимают, что тактику еще нужно отрабатывать. Мы, как законный бизнес, если будем видеть такие попытки, также будем реагировать". В то же время, Александр Данилюк заверил РБК-Украина, что система защищена достаточно хорошо, что позволит избежать вмешательства в нее.
Еще один представитель бизнеса рассказал, что мониторил процесс "заливки" данных в реестр. "Мы делали принт-скрины, и наши предприятия были в хронологической очередности, но через несколько часов между ними начали появляться другие компании, чьи даты заявок не совпадала с нашими", - рассказал участник рынка.
Нина Южанина отмечает, что законодательством не была предусмотрена поэтапность внедрения реестра. Поэтому она опасается, что до момента запуска автоматической блокировки фиктивных налоговых накладных "полбюджета можно разворовать" на возмещении. "Положительный эффект огромен. Мы шли к этому несколько лет, но теперь нужно работать над тем, чтобы не было вмешательства в систему", - резюмирует глава комитета. По ее данным, именно сейчас деятельность по формированию "схемного" НДС активизировалась, а объемы разворовывания налога достигают 1 млрд гривен в месяц. Только в столице в течение последних нескольких месяцев объемы незаконно полученного НДС начали резко расти - почти до 800 млн гривен. В то же время, работа ГФС в направлении противодействия "вбрасыванию" незаконных сумм достаточно слабая.
РБК-Украина пообщалось с министром финансов Александром Данилюком. Он рассказал о преимуществах новой системы, реакции Минфина на махинации и блокирование запуска нового реестра со стороны ГФС.
- Чем нынешний реестр отличается от того, что был?
- Тем, что он автоматический и по-настоящему прозрачный. Предприятие подает заявку на возмещение НДС. ГФС с учетом хронологии вносит ее в реестр и закрепляет накладную электронной цифровой подписью. Как только ГФС согласовывает сумму, эта информация вносится в реестр и Казначейство выплачивает эту сумму в течение пять дней. У ГФС есть максимум 30 дней, чтобы провести камеральную проверку. Результаты этой проверки также вносятся в реестр и могут быть оспорены в суде. Если ГФС за 30 дней не проводит камеральную проверку или в результате ее проведения не обнаружено ошибок, то сумма считается автоматически согласованной на следующий день после истечения этого срока, и Казначейство возмещает НДС. В некоторых случаях ГФС может провести документальную проверку. Для этого у них есть еще 30 дней. Но такая проверка может быть назначена в очень редких и четко определенных законом случаях. Ее результаты также вносят в реестр.
Если раньше бизнес мог ждать и сто, и двести дней, прежде чем он получал возмещение или даже какую-то информацию о стадии, на которой находился его платеж, то теперь все определено, и есть четкие дедлайны. Более того, любое изменение статуса поданной на возмещение НДС заявки, вносится в реестр, и эта информация публикуется Минфином на сайте. Любой желающий может проанализировать, кто, когда, и на какую сумму подал заявку, какую проверку прошел, и сколько предприятию возместили НДС. Бизнес сам в режиме online сможет отслеживать статус своей заявки. Информация будет ежедневно обновляться.
- То есть максимум через 30 дней, если с заявкой все нормально и не требуется документальная проверка, предприятие получит НДС? Могут деньги поступить и раньше этого срока?
- Конечно. Если ГФС согласовывает сумму, например, за четыре дня, то сразу после согласования суммы Казначейство возмещает НДС. 30 дней - это максимум, который есть у ГФС на согласование суммы в рамках камеральной проверки. Еще важно отметить, что раньше НДС возвращался в последние пять дней месяца. Теперь налог будет возмещаться в любой день месяца после согласования сумм или по истечению отведенных на проверку 30 дней. То есть, бизнес получит дополнительные оборотные деньги и сможет лучше планировать свою деятельность. Больше не будет "получу НДС тогда, не знаю когда, если получу".
- Реестр запущен с 1 апреля. Он уже на 100% наполнен информацией?
- Реестр уже запущен, и заполнена вся информация, которая была в старом реестре. Но для более комплексного анализа и мониторинга мы дополняем новый реестр данными, которых в старых реестрах не было. Сейчас наши специалисты работают, чтобы как можно быстрее завершить этот процесс.
- О каком объеме информации идет речь, о каких суммах заявок в среднем ежемесячно?
- В среднем, с начала этого года, было возмещено НДС на сумму более 9 миллиардов гривен ежемесячно. Суммы, конечно, важны, но главное, чтобы процесс был прозрачным. Мы, как государство, должны выполнить все свои обязательства. Бизнес уже давно ждет прозрачного и предсказуемого механизма возмещения.
- Каким образом будет осуществляться хронология, с какого момента?
- С 1 апреля. Все, кто с этого срока подал заявки, прошел проверки, начнут получать НДС в хронологическом порядке. Online реестр автоматического возмещения - революционный шаг для нашей страны, он полностью исключит так называемое "втягивание" фиктивных заявок в систему и незаконное возмещение. С 1 июля еще заработает автоматическое блокирование фиктивных налоговых накладных. Система будет выявлять подозрительные накладные в автоматичном режиме на основе факторов риска. Основной фактор - так называемый "пересорт" товара - несоответствие товаров на входе и на выходе предприятия. Например, предприятие покупает бананы, а потом продает трубы. То есть покупает налоговый кредит для налоговой оптимизации. Бананы при этом уже давно продали за наличные.
С 1 апреля система работает в тестовом режиме, и пока накладные блокироваться не будут. До 60% всей коррупции в налоговых органах было связано именно с непрозрачным возмещением налога бизнесу. Никто не мог контролировать этот процесс. В систему "втягивали" фиктивные заявки, и кто-то получал эти деньги, а кто-то вообще не получал возмещение. Теперь этого не будет. Любые изменения, внесенные в реестр, будут доступны всем на сайте. Каждое изменение вносится с использованием цифровой подписи, поэтому будет не сложно выяснить, кто эти изменения внес.
- А разве, когда вводили систему электронного администрирования НДС, не было возможности блокировать фиктивные накладные?
- Нет. Механизм блокировки на законодательном уровне не был установлен. Система выявляла рисковые накладные, но предъявить претензию нарушителю можно было в ходе проведения проверки, до проведения которой нарушитель, как правило, исчезал.
- Еще на этапе внедрения обещали, что система даст возможность отслеживать "схемные" налоговые кредиты, минимизировать незаконное получение.
- Вот это большой вопрос, почему тогда так не получилось.
- Каков объем рынка фиктивного НДС? Глава профильного парламентского комитета Нина Южанина заявила, что сейчас активизировалась деятельность по формированию "схемного" НДС. Объемы разворовывания налога из бюджета достигают более одного миллиарда гривен в месяц. Только в Киеве этот объем за последние несколько месяцев вырос до 800 миллионов гривен, при том, что еще в июле 2016 года он составлял 130 миллионов гривен. Есть ли у вас такие данные, анализируете ли вы эту ситуацию?
- Я боролся за прозрачное администрирование НДС и за полную открытость этого процесса. Новый реестр будет работать именно так, чтобы не было злоупотреблений. По информации, полученной от ГФС, в среднем за месяц сотрудники ГФС выявляют около 850 миллионов гривен "схемного" кредита. Раньше это делалось вручную. С момента запуска системы приостановки регистрации накладных выявлять "подозрительные" накладные будет программа, разработанная на основании критериев риска. Мы ожидаем, что это существенно минимизирует возможности для "скруток". Но уже сегодня, когда система работает в тестовом режиме, она дает ГФС дополнительную информации для проведения проверок.
- Какая ответственность может быть для участников "теневых" схем? Я имею ввиду должностных лиц.
- Ответственность предусмотрена законом. Этим будут заниматься правоохранительные, антикоррупционные органы.
- То есть, вы гарантируете, что после запуска открытых реестров и новой системы возмещения, манипуляции, схемы и фиктивные "вбросы" заявок будут сведены к нулю?
- Здесь нужно разделять. Открытый реестр позволит свести к нулю махинации с возмещением НДС, а система приостановки регистрации накладных направлена на минимизацию возможности вброса фиктивного налогового кредита в систему.
- Если вернуться к хронологическому порядку возмещения, которое начнется с 1 апреля, что будет с заявками поданными до этого срока?
- Эти заявки также вносятся в реестр, возмещение по ним происходит после получения от ГФС информации об их согласовании.
- С момента принятия решения о запуске реестра было много попыток саботировать процесс. Вы писали о том, что и Минфин, и Госказначейство еще месяц назад были готовы запустить процесс, но в ГФС все делалось для того, чтобы этого не произошло. Что конкретно делалось, и кто это делал? Отстраненный глава ГФС Роман Насиров уже месяц как не при исполнении служебных обязанностей, поэтому речь о саботаже идет со стороны кого, уже нынешнего руководства?
- Мы разбираемся, кто не делал свою работу и не выполнял прямые нормы закона. Но, когда три недели назад мы зашли в ГФС, то у них даже не было технического задания для программного обеспечения, необходимого для запуска реестра.
- Второго апреля вы заявили о том, что систему "положили". Кто это сделал, есть ли связь между нынешней атакой на систему аккредитованного центра сертификации ключей и хакерской атакой на базы данных Минфина и Казначейства в конце прошлого года?
- Не факт, что это была хакерская атака. Проблема уже устранена, но компетентные органы разберутся, почему она возникла, и кто в этом виноват. Важно, что заблокирован был не реестр, а центр сертификации ключей в ГФС. Да, от бесперебойной работы этого центра зависит успешное функционирование реестра. Но электронные ключи используются для большинства транзакций в налоговой, и не только, поэтому важно разобраться в том, что произошло.
- Бизнес опасается, что подобные атаки продолжаться, ведь у противников системы "на кону" потеря миллиардных сумм. Есть ли гарантии защиты системы, что при систематических атаках реестр "не ляжет"?
- Система защищена, и мы продолжим усовершенствовать ее защиту.