ua en ru

Украина теряет варианты диверсификации поставок нефти

Автор: RBC.UA
Сегодня Украина фактически признала фиаско проекта Одесса-Броды, на который возлагались надежды уйти от зависимости России по вопросу нефтепоставок в страну.

Сегодня Украина фактически признала фиаско проекта Одесса-Броды, на который возлагались надежды уйти от зависимости России по вопросу нефтепоставок в страну. Вице-премьер-министр Андрей Клюев заявил, целесообразность достройки этой транзитной магистрали до Плоцка требует дополнительного экономического обоснования. Для начала, необходимо создать экспертную группу, которая определит необходимость реализации проекта в этом направлении. Помимо того, требуется политическое согласие Польши, а его получение может затянуть до 5 лет. Выступление А. Клюева показательное. Напомним, обоснование бизнес-плана достройки нефтепровода до Плоцка от фино-германо-греческого консорциума в конце 2005 г. Минэкономики Польши расценило как минимально рисковый для инвестирования. В марте этого года проект был торжественно презентован. Президент Польши Лех Качинский допустил возможность отказа его государства участвовать в достройке, что позволит Украине выбрать наиболее целесообразный для себя вариант. Свой шаг к отступлению Польша объяснила тем, что ее беспокоит внутренняя стабильность в Украине, а значит – есть риск для иностранных инвестиций. Общие вложения в проект оценивались на уровне полмиллиарда евро. На этой неделе посол Азербайджана в Украине Талят Алиев заявил, что Азербайджан готов направить свою нефть в Украину, что, помимо прочего, упирается в проблему достройки нефтемагистрали до Плоцка и далее до Гданьска. Такую возможность дает пущенный в июле этого года нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но эксперты сомневаются в том, что в таком случае сырья хватит и для Одесса-Броды. Баку-Тбилиси-Джейхан проложена в обход России и Ирана и рассчитана на поставку 1 млн барр./день к 2009 г. Но для этого объемы нефтедобычи в Азербайджане недостаточны и уже достигнуты договоренности о прокачке по новой трубе казахстанской нефти, которая будет поставляться в Азербайджан по Каспийскому морю танкерами. Сейчас Одесса-Броды (пущенный в 2001 г. с целью доставки каспийской нефти европейским потребителям и разгрузки проливов Босфор и Дарданеллы) загружен российской нефтью. С 2004 г. Тюменская нефтяная компания совместно с ВР транспортируют сырье в реверсном (обратном) направлении - из Брод в Одессу. Впрочем, одна возможность начать использовать Одесса-Броды и в аверсном режиме у Украины есть. Еще зимой Президент Украины Виктор Ющенко не исключал возможности строительства транзитного нефтепровода и в литовском направлении как об одном из проектов реализации каспийской нефти. Весной 2004 г. белорусский концерн "Белнефтехим" предложил министерству сообщений Латвии и АО Ventspils nafta продолжить нефтепровод "Одесса-Броды" до Вентспилса. Такой вариант запуска нефтепровода подразумевает достройку от украинских Брод до белорусского Мозыря (здесь имеется нефтеперерабатывающий завод). Отсюда нефтяную ветку целесообразно тянуть до Вентспилсского порта. В 2002 г. Россия стала снижать экспортные поставки нефти по своему трубопроводу, а затем прекратила вовсе. Это вынудило Латвию компенсировать потери, используя железнодорожный транспорт.