ua en ru

Украина развивает режим концессии на транспорте

Автор: RBC.UA
Украина ориентируется на развитие аэропортового хозяйства в режиме концессии. Сегодня министр транспорта Виктор Бондарь заявил, что отдает преимущество схеме, когда аэропорт отдается в управление частной компании на 15-20 лет, при этом само предприятие принадлежит государству. Тем не менее министр не исключил реализации такого варианта, когда в стране строятся частные аэропорты, где государство будет осуществлять лишь функции обеспечения безопасности полетов, таможенного и пограничного контроля.

Украина ориентируется на развитие аэропортового хозяйства в режиме концессии. Сегодня министр транспорта Виктор Бондарь заявил, что отдает преимущество схеме, когда аэропорт отдается в управление частной компании на 15-20 лет, при этом само предприятие принадлежит государству. Тем не менее министр не исключил реализации такого варианта, когда в стране строятся частные аэропорты, где государство будет осуществлять лишь функции обеспечения безопасности полетов, таможенного и пограничного контроля. "Я хочу за 3 года построить 6 нормальных аэропортов в Харькове, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и сезонный аэропорт в Симферополе", - сказал В.Бондарь. Он рассказал, что относительно строительства харьковского аэропорта, ориентировочная стоимость строительства которого составляет 50 млн долл., он уже побеседовал с послом Японии. Однако этот проект возможен лишь по завершении достройки терминалов в столичном аэропорту "Борисполь" за счет кредита, выданного год тому назад Украине Японией. Как сообщалось в начале марта, перспективой развития аэропортов в Украине является именно передача их в концессию в Минэкономики считают, что нововведение обязательно должно коснуться тех "воздушных ворот", которые неэффективно используются. Вместе с тем отмечено, что большинство аэропортов страны находятся в ужасном состоянии. „Обязательным условием получения концессии должно быть приобретение украинских самолетов, обеспечения доступных регулярных местных авиарейсов „Восток-Запад", что является развитием национальных авиационных компаний", - подчеркнул тогда министр экономики Арсений Яценюк. В мировой практике концессия (продажа права на определенный вид деятельности) достаточно распространена. Однако в большинстве случаев это связано с добычей золота, нефти, вырубкой леса и т.д. Право на управление чисто авиационной инфраструктурой встречается крайне редко. Чаще концессия в авиаотрасли касается коммерческой деятельности внутри аэропорта (автостоянки, системы быстрого питания, "дьюти фри", отели). Дело в том, что именно здесь средства оборачиваются достаточно быстро и могут принести инвесторам до 60% в общем доходе аэропорта. Полученную прибыль от коммерческой деятельности собственники аэропортов инвестируют в модернизацию авиационной инфраструктуры. По мнению специалистов, успех озвученной А.Яценюком перспективы для украинских аэропортов будет зависеть от того - какую схему в итоге выберет правительство: переложит на плечи частников обслуживание взлетно-посадочных полос и систем управления движением либо концентрирует средства инвесторов на коммерческой деятельности аэропортов, что более привлекательно. Согласно положениям Закона Украины "О концессиях", субъекту предпринимательской деятельности на платной и срочной основе предоставляется право создать объект концессии или существенно его улучшить. Инвестор, построивший объект, получает его в аренду на срок, в течение которого окупятся вложения, и будет получена определенная прибыль.