Киев и Пекин - на грани большого международного скандала. Премьер-министр Арсений Яценюк и глава Минагрополитики Алексей Павленко игнорируют невыполнение зернового контракта "Государственной продовольственной зерновой корпорацией Украины" (ГПЗКУ). Это может привести не просто к замораживанию сельскохозяйственного сотрудничества, но и к сворачиванию взаимодействия Украины и Китая в других секторах.
Киев и Пекин - на грани большого международного скандала. Премьер-министр Арсений Яценюк и глава Минагрополитики Алексей Павленко игнорируют невыполнение зернового контракта "Государственной продовольственной зерновой корпорацией Украины" (ГПЗКУ). Это может привести не просто к замораживанию сельскохозяйственного сотрудничества, но и к сворачиванию взаимодействия Украины и Китая в других секторах.
В начале августа в Пекине заседала украинско-китайская комиссия, которая должна была урегулировать разногласия между ГПЗКУ и Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генподрядов (ССЕС) относительно выполнения крупнейшего в истории двусторонних отношений зернового контракта.
В ходе переговоров обстановка была напряженной и окончательный протокол так и не был подписан.
Регулярное невыполнение ГПЗКУ условий договора и нежелание премьер-министра Арсения Яценюка и министра АП Алексея Павленко реагировать на это, очевидно, вызывают у китайской стороны закономерные вопросы о том, а нужно ли вообще такое сотрудничество?
В распоряжении редакции оказались копия письма руководства ССЕС, адресованные Арсению Яценюку и Алексею Павленко, один из ответов ГПЗКУ на претензии ССЕС, а также копия протокола, который не был подписан в начале августа.
Из этих документов становится ясно, что украинская сторона ведет достаточно рискованную игру, результатом которой могут стать как штрафные санкции, так и полное расторжение контракта с последующим требованием вернуть 1,5 млрд долл. кредита.
Претензий у китайцев несколько. Первая - регулярные недопоставки зерна украинской стороной.
В 2013 году при законтрактованных 4 млн тонн в Китай фактически было поставлено 530 тыс. тонн. В 2014 году - 1,48 млн т при контракте на 4,25 млн тонн. За первое полугодие 2015 года - 770 тыс. тонн при контракте 5,17 млн тонн. Таким образом, фактический объем поставок не превышает 21% от законтрактованного.
Вторая претензия китайской стороны - регулярные задержки поставок, которые приводят к простою судов в украинских портах и к связанным с этим убыткам китайской стороны.
В частности, сумма штрафов по 23 контрактам, которую приводят китайские партнеры в письмах премьеру и министру агрополитики, составляет около 1,6 млн долл. Эти деньги подлежат компенсации со стороны ГПЗКУ, хотя последняя не проявляет, по словам китайцев, никаких намерений произвести соответствующие расчеты.
В письме, адресованном ССЕС, и. о. руководителя ГПЗКУ Борис Приходько сообщает китайским коллегам о погашенном долге по штрафам в размере около 40 тыс. долл., а также ссылается на невозможность провести остальные платежи из-за ограничений НБУ, предлагая найти альтернативные способы расчетов.
Третья претензия, как косвенно становится понятно из подготовленного, но так и не подписанного протокола совещания украинской и китайской делегаций в Пекине, - это недогруз зерна в суда.
Один из пунктов протокола посвящен тому, что ГПЗКУ, "чтобы предотвратить проблемы нехватки груза в будущем", обязуется провести расследования в портах, выяснить причины недогруза и принять необходимые меры.
До урегулирования вопроса ССЕС наймет независимого сюрвейера для обследования всех судов в порту погрузки. Если же данные ГПЗКУ и фактическая погрузка будут существенно расходиться, стороны наймут сюрвейера для инспекции в порту выгрузки.
Четвертое - это продажа зерна третьим странам в обход ССЕС, без согласования с Экспортно-импортным банком Китая, что прямо запрещено контрактом. Напомним, Китай выделил деньги на закупку зерновых, модернизацию элеваторов ГПЗКУ и т.д.
Китайцев особенно возмущает факт продажи зерна другим покупателям в Китае, поскольку украинская компания не выполняет при этом своих основных обязательств.
В Пекине настоятельно просят правительство вмешаться в эту ситуацию, поскольку повторение таких инцидентов может существенно ухудшить двусторонние отношения.
Так, в своем письме от 06.07.2015 г. №130-5-12/3336 на имя руководства ССЕС, Борис Приходько предлагает сгладить ситуацию, увеличив квоты для поставок в третьи страны на одни виды зерновых, и уменьшив - на другие.
Также и.о. главы ГПЗКУ предлагает китайцам закупать у украинской корпорации муку и соевые бобы, и рассмотреть любые другие предложения со стороны китайских партнеров для увеличения товарооборота между компаниями.
Но сами претензии китайской стороны - это полбеды. По информации источников, близких к официальным представительствам КНР в Украине, официальный Пекин крайне обеспокоен не только ситуацией, которая сложилась с невыполнением Генерального соглашения между ГПЗКУ и ССЕС от 24 ноября 2012 года. Китайцев беспокоит отсутствие должной реакции на его невыполнение со стороны МинАП и правительства Украины.
По тону документов, особенно письма на имя премьер-министра Арсения Яценюка, понятно, что китайцы больше озабочены не только коммерческими, но и политическими нюансами взаимодействия с украинской стороной.
Например, никакой реакции на претензии к ГПЗКУ не поступило со стороны министра агрополитики Алексея Павленко. В частности, на письмо, отправленное 11 мая, ответ так и не получен.
Кроме того, обращение президента ССЕС Сун Бая к премьеру Арсению Яценюку от 24 июня 2015 года только 28 июля было расписано на замминистра Кабмина под №316747/0/1-15. А информации о результатах этого рассмотрения и о решении возникшей проблемы нет до сих пор.
Все это может создать у китайской стороны впечатление о заинтересованности, как минимум, премьера и профильного министра в срыве дальнейшего сотрудничества между странами, в том числе, в рамках большого зернового кредитного контракта.
Августовские безрезультатные переговоры - далеко не первые в истории взаимоотношений ГПЗКУ и ССЕС. До этого и мартовские, и июльские встречи в Пекине, где переговорную группу от Украины возглавлял первый замминистра и глава набсовета ГПЗКУ Ярослав Краснопольский, закончились для Украины провалом.
Например, в марте под его руководством было подписано скандальное Дополнительное соглашение №3 к Генеральному соглашению. Согласно этому допсоглашению, цена поставок зерновых в Китай снижалась валово на 100 долл. на тонне, вгоняя этим в многомиллионные убытки ГПЗКУ.
Напомним, именно за превышение полномочий при заключении этого соглашения был уволен предыдущий и.о. главы корпорации Валерий Томиленко.
Участники июльской встречи утверждают, что китайцы прогнали нашу делегацию во главе с Краснопольским - без протокольных приветствий и прощаний. И вот - августовский провал, когда даже не был подписан итоговый протокол.
Трудно представить, каким будет продолжение такого сотрудничества в сентябре - на заседании совместной украинско-китайской межправительственной комиссии под руководством вице-премьеров Украины и КНР.
Впрочем, нельзя исключать, что невыполнение контракта со стороны ГПЗКУ - это часть большой многоходовки либо по выведению госкорпорации с рынка в пользу частных трейдеров, либо продажи ГПЗКУ в частные руки с таким сверхликвидным активом, как китайский контракт.
Так, частью этой цепочки можно считать обнародованные недавно подробности заключения Дополнительного соглашения №3. Предыдущий и.о. главы ГПЗКУ Валерий Томиленко прямо подтвердил желание правительства приватизировать компанию в своем недавнем интервью.
По его словам, в Кабмине пока не определились, как именно будут продавать: с убытками за 1 долл. или за реальные деньги - после того, как будет проведена реструктуризация, упорядочена корпоративная структура.
Нельзя исключать, что за вторым вариантом, который кажется более приемлемым, может скрываться желание продолжать подковерные игры и усугублять убыточность госкорпорации.
Первым в очереди заинтересованных в выведении ГПЗКУ с рынка является, по всей видимости, Арсений Яценюк. Интерес премьера к зерновой теме может подтвердить поведение депутатов "Народного фронта" в ходе заседания парламентской рабочей группы по проверке злоупотреблений в государственном секторе экономики, которое было посвящено теме ГПЗКУ.
Когда глава рабочей группы (временную следственную комиссию не создали, поскольку ее главу должен снимать парламент, а этого хотелось не всем) Олег Осуховский докладывал о махинациях в ГПЗКУ, в том числе, о контрактах по закупке зерна по завышенным ценам в убыток компании ради выполнения китайского контракта, депутаты от "Народного фронта" организованно покинули заседание.
В СМИ также публиковались письма, свидетельствующие о возможной координации Яценюком вопросов назначения министров в правительстве с одним из американских сенаторов - Ричардом Дурбиным. В частности, Дурбин настойчиво рекомендовал приложить все усилия, чтобы оставить на посту министра агрополитики Алексея Павленко.
Это тоже может свидетельствовать о заинтересованности США в схеме по исключению ГПЗКУ из цепочки китайского контракта.
По мнению участников рынка, интерес к замене ГПЗКУ на китайском направлении или приватизации корпорации может проявлять народный депутат от "Самопомочи" Иван Мирошниченко, якобы, имеющий интересы в трейдерском бизнесе.
Иван Мирошниченко, экс-советник бывшего министра АПК Николая Присяжнюка, имеет тесные связи и с нынешним министром Павленко, и с экс-руководителем ГПЗКУ Валерием Томиленко, против которого открыто уголовное производство по подозрению в присвоении 177 млн грн от поставки товара третьим лицам в обход китайского контракта.
При этом, Павленко до назначения в министерство был, среди прочего, одним из партнеров закрытого инвестфонда Pharus Assets Management, учредителем которого в свое время выступал Мирошниченко.
Томиленко и Мирошниченко длительное время работал в компаниях Glencore и Cargill. Через совместную работу в компании "Райз", в свою очередь, тесно связаны Алексей Павленко, его первый заместитель и глава набсовета ГПЗКУ Ярослав Краснопольский, а также нынешний и. о. главы ГПЗКУ Борис Приходько, который, похоже, "продолжил дело" Томиленко после увольнения последнего в апреле 2015 года.
В СМИ неоднократно появлялась информация о желании Мирошниченко (при поддержке экс-коллег в госкомпании) заменить ГПЗКУ в контракте с китайцами на приближенную к нему COFCO.
Есть информация, что 21-24 июля 2015 года Краснопольский вместе с Приходько даже ездили на встречу с представителями Эксимбанка Китая, чтобы согласовать эту рокировку и открыть возможность получения второй части кредита в 1,5 млрд долл. Это, якобы, является требованием Яценюка к министру Павленко.
Вторые 1,5 млрд долл. зернового контракта - это модернизация 53 элеваторов ГПЗКУ, включая два портовых элеватора, строительство завода по переработке сое, строительство нескольких заводов по производству топливных гранул из зерноотходов, более 2 тыс. вагонов-зерновозов, а также минеральные удобрения и пестициды для отечественных сельхозпроизводителей.
Однако, получение этих денег - под большим вопросом, очевидно, из-за действий Павленко, Краснопольского и Приходько, которые ведут не к росту экономического благосостояния страны, а лишь к доведению ГПЗКУ до банкротства и дипломатическим скандалам.
В оставшиеся до конца 2015 года невозможно выполнить все просроченные контракты, поставки по которым украинская сторона должна китайской. То есть, Киев проявляет себя ненадежным партнером не только в аграрном, но и в других секторах экономики.
Также в ГПЗКУ давно нет нормального менеджмента. Несмотря на объявление конкурса на замещение должности предправления, гарантировать его очередной срыв, по примеру "родственного" ГПЗКУ "Укрспирта", никто не возьмется.
Потому Приходько, невзирая на постановление Кабмина №493 от 22 июля 2015 года, без согласования с правительством, продолжает руководить ГПЗКУ. Это лишнее свидетельство того, что правительственные решения принимаются не для нынешнего руководства Минагрополитики, а для проформы.
Вся эта история особенно интересна в свете возможного официального визита в Китай Президента Петра Порошенко в сентябре по случаю празднования 70-летия завершения Второй мировой войны (годовщина капитуляции Японии). В ходе этого визита неудобные вопросы главе украинского государства могут быть заданы уже на самом высоком уровне.
Неужели усилия главы государства и всей отечественной дипломатии по интегрированию Украины во все важнейшие сферы международной политики, установления дружеских отношений и укрепления партнерского сотрудничества со многими ведущими мировыми экономиками и организациями в это непростое для страны время способны разрушить такие "специалисты", как министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко?
Очевидным является и то, что никакие заявления "провального" переговорщика, первого замминистра Ярослава Краснопольского, об открытии новых площадок на базе Минагрополитики для сотрудничества с китайскими компаниями, не имеют никакого будущего, пока на смену его обману и словам не придет честное, взаимовыгодное и прозрачное партнерство в рамках существующих договоренностей между компаниями и государствами.
Редакция готова предоставить возможность высказаться по поводу выполнения китайского контракта всем упомянутым участникам процесса - премьер-министру Арсению Яценюку, министру АП Алексею Павленко, его заместителю Ярославу Краснопольскому, и. о. главы ГПЗКУ Борису Приходько, а также профильным независимым экспертам.