ua en ru

Уголь преткновения: долги, тарифы и дефицит

Уголь преткновения: долги, тарифы и дефицит Деньги, которые были в этом году запланированы на закрытие шахт, потрачены на те же субсидии, что и раньше
Дмитро Марунич
Дмитро Марунич
співголова Фонду енергетичних стратегій, спеціально для РБК-Україна
Рекордно низкие запасы угля на складах теплоэлектростанций угрожают проведению отопительного сезона. Подобные заявления звучат от чиновников, которые непосредственно отвечают за тепло и свет в наших домах зимой. Но искать выход из сложившейся ситуации необходимо уже сейчас. Причем, не только в вопросе обеспечения поставок необходимых объемов угля.

Рекордно низкие запасы угля на складах теплоэлектростанций угрожают проведению отопительного сезона. Подобные заявления звучат от чиновников, которые непосредственно отвечают за тепло и свет в наших домах зимой.

Но искать выход из сложившейся ситуации необходимо уже сейчас. Причем, не только в вопросе обеспечения поставок необходимых объемов угля.

Экономика работы угольной отрасли и тепловой генерации стремительно ухудшается. По словам министра энергетики и углепрома Владимира Демчишина, убытки государственных шахт в январе-июне 2015 года составили 2 млрд грн, а долг по оплате НДС достиг 1,4 млрд грн.

Убытки - не новая проблема для государственной угледобывающей промышленности. Так, с 2010 по 2012 годы по статье "государственная поддержка на частичное покрытие расходов по себестоимости" из госбюджета было потрачено более 23 млрд грн. В 2013 году совокупные расходы на государственный углепром из бюджета превысили 15 млрд грн.

В госбюджете-2015 на покрытие себестоимости угля не было запланировано ни копейки, несмотря на протесты со стороны шахтерских профсоюзов и трудовых коллективов добывающих предприятий, которые требовали выделить около 2,4 млрд грн.

"Только в 2014 году угольная промышленность получала более 11 млрд грн дотаций. В 2015 году этой статьи вообще нет", - заявлял Владимир Демчишин в марте с.г.

Но уже в апреле, под угрозой шахтерских забастовок, власть дала задний ход. Парламент принял закон, согласно которому Минэнергоугля возобновило выплаты дотаций на покрытие себестоимости добываемого угля.

На эти цели из бюджетной программы "Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности" на эти цели было изъято 400 млн грн. Этот фокус пришлось повторить в начале августа: еще 500 млн грн, согласно решению Кабмина, должны быть перераспределены между вышеназванными статьями госбюджета.

Таким образом, правительству не удается воплотить пункт коалиционного соглашения о кардинальной реструктуризации госууглепрома. Одним из важных элементов этого пункта является полная отмена дотаций.

Минэнерго планировало в 2015 году закрыть и законсервировать примерно половину из расположенных на подконтрольной Киеву территории шахт. На это в госбюджете было предусмотрено 1,2 млрд грн. Теперь большая часть средств будет израсходована не на реструктуризацию и закрытие шахт, а на дотации себестоимости добываемого на них угля.

Причина этой ситуации - не в боевых действиях и потере контроля над большей частью государственного углепрома. Обвальная девальвация гривны привела к подорожанию импортного угля, который в ряде случаев не может конкурировать даже с углем, добываемым ГП "Уголь Украины". Себестоимость госугля в мае составила 1985 грн/тонна.

При этом, в антикризисном плане подготовки к ТЭК отопительному сезону стоимость угля, поставляемого из ЮАР, оценивается в 2400 грн/тонна (c НДС, перевалкой в порту назначения и транспортировкой внутри Украины). В отечественном порту тонна южноафриканского антрацита, соответствующего по характеристикам европейскому индексу rb3, стоит приблизительно 80-85 долл.

Стоимость импортного угля из России составляет около 1800-1900 грн/тонна (при расчетах использовался курс 22 грн/долл.).

А ДТЭК, которая проводила открытые тендеры на закупку угля в июле, приобрела антрацит по 1763 грн/тонна, уголь марки "Г" - 1624 грн/тонна.

Но в угольном балансе на текущий год Минэнерго оперирует стоимостью угля для производства электроэнергии на уровне 1100 грн/т. Многочисленные внутриотраслевые дискуссии между участниками рынка и государством в лице министра энергетики заканчивались стандартными обвинениями в том, что тепловая генерация требует необоснованного роста тарифа на электроэнергию.

Владимир Демчишин считает, что при текущем тарифе на электроэнергию для ТЭС у них должна формироваться EBITDA в размере около 0,2 грн/кВтч. Министр призвал бороться с олигархами и монополизмом отдельно взятой компании на рынке - при среднем тарифе для ТЭС в январе-июне 2015 года на уровне 0,81 грн/кВтч.

По факту ТЭС ушли в минус. По итогам первого полугодия государственная "Центрэнерго" генерировала 270 млн грн убытка, который мог достичь 500 млн грн, если бы не отдельные решения НКРЭКУ. Убытки генерации ДТЭК за аналогичный период достигли 3,3 млрд грн.

По данным тепловиков, ситуация выглядит совершенно иначе. Основная причина убыточности - значительный рост себестоимости производимой электроэнергии, что вызвано существенным удорожанием топливной составляющей. Она повысилась на 0,26 грн/кВтч. При том, что в 2014 году составляла 0,49 грн/кВтч.

Причины такого роста очевидны:

- рост цены угля в среднем на 53%, с 797 грн в 2014 году - до 1227 грн (без транспортировки);

- рост ж/д тарифа на 58%;

- рост цены газа с 4742 до 6815 грн/тыс. куб. м;

- рост цены мазута с 5544 до 6224 грн/тонна (с транспортировкой).

Расчет себестоимости производства электроэнергии для генерирующих компаний (ГК) ТЭС в 2014-15 гг.

Уголь преткновения: долги, тарифы и дефицит

Также, из-за нехватки угля, ТЭС сократили отпуск электроэнергии в текущем году на 30%. Это тоже повлияло на рост себестоимости производимой продукции.

Проблема определения справедливой цены энергетического угля для украинского рынка имеет определяющее значение для стабильной работы генерирующих компаний. С учетом того, что ТЭС и ТЭЦ произвели в первом полугодии 35,5% всей потребленной в стране электроэнергии, можно утверждать, что от их работы во многом зависит наличие света в наших домах.

Убыточность генерирующих компаний несет значительные угрозы прохождению отопительного сезона, поскольку они испытывают дефицит средств для приобретения угля. Год назад его запасы на складах ТЭС превышали 2,1 млн тонн, а сейчас они упали до 1,3 млн тонн - и продолжают сокращаться из-за возросшей потребности в электроэнергии в жаркую погоду и низких объемов подвоза.

С учетом приближающегося отопительного сезона, власти озаботились решением данной проблемы. Кабмин одобрил предоставление "Ощадбанком" 2 млрд грн кредита ГП "Энергорынок". Эти деньги должны быть потрачены на авансовые платежи государственной тепловой генерации - под финансирование поставок угля.

Также правительство Арсения Яценюка приняло решение о введении дополнительных платежей к тарифам на электроэнергию ТЭС. Последние, правда, придется возвращать.

А министр энергетики выступил с оригинальной, но несколько фантастической идеей об отмене НДС на реализуемый добывающими компаниями уголь. Очевидно, что с учетом объемов продаваемого в Украине угля, потери бюджета от недополученного НДС будут многомиллиардными, а сама идея вряд ли получит одобрение у международных кредиторов, жестко контролирующих исполнение нашего госбюджета.

А предложение Минэнерго внести осенью в Верховную Раду законопроект о рынке угля может заложить основы для формирования справедливой системы ценообразования. Основным инструментом для этого будет создание угольной биржи, с переходом на формирование цены с учетом баланса спроса и предложения.

Учитывая, что Украина из экспортера энергетического угля превратилась в крупного импортера (с начала 2015 года было ввезено угля на сумму около 1 млрд долл.), несложно предположить каким будет ориентир для цены на "черное золото". Это - маржинальная стоимость, которая в нашем случае будет равна цене по импортному паритету.

Следовательно, биржевые котировки приблизятся к 80-85 долл./тонна (без НДС и транспорта), что в два раза превышает цену, к которой апеллирует глава Минэнерго. Именно такая схема ценообразования уже реализуется на рынке природного газа.

Цены на электроэнергию после либерализации угольного рынка неизбежно вырастут. И что делать дальше?

В среднесрочной перспективе - реформировать рынок электроэнергии, ожидая, что отказ от перекрестного субсидирования и переход на систему двухсторонних договоров сдержит резкий рост тарифов для конечного потребителя.

Пока же, только за первое полугодие на фоне падения реальных доходов и обвала промпроизводства, потребители снизили уровень расчетов за электроэнергию до 92% и накопили 4,3 млрд грн новых долгов.

В преддверии приближающегося отопительного сезона цифры неутешительные.