Удвоили плату: почему в Киеве подорожает проезд в общественном транспорте

Через два месяца проезд в столичных троллейбусах, автобусах и трамваях вырастет в два раза. (Фото: РБК-Украина)
Через два месяца проезд в столичных троллейбусах, автобусах и трамваях вырастет в два раза. (Фото: РБК-Украина)

Вслед за коммунальными перевозчиками цену на свои услуги планируют повысить владельцы маршрутных такси.

Киевлян и гостей города с 14 июля ожидает существенное повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Цена одной поездки в трамвае, троллейбусе и автобусе увеличится вдвое – до восьми гривен. Столько же будет стоить поездка в метрополитене вместо нынешних пяти гривен. Вслед за муниципальными перевозчиками о повышении стоимости проезда уже говорят владельцы маршруток. Чиновники в мэрии объясняют подорожание проезда ростом себестоимости перевозок. Но эксперты уверены, что одним лишь повышением цены проблему с финансированием перевозчиков не решить. Подробнее – в материале РБК-Украина.

С 14 июля разовая поездка в коммунальном общественном транспорте Киева составит восемь гривен. Это вдвое больше той цены, которую киевляне платят за проезд по городу сейчас. По словам заместителя председателя Киевской городской госадминистрации (КГГА) Дмитрия Давтяна, для пассажиров, которые пользуются проездными билетами и бесконтактными картами, стоимость проезда будет "с дисконтом" - от 6,3 гривен. В столичном метро после подорожания также будут доступны новые типы проездных билетов - на 10 поездок на пять календарных дней за 75 гривен, на 14 поездок на семь дней за 104 гривны и на 30 поездок на 15 дней за 210 гривен.

В КГГА поясняют, что действующие тарифы не покрывают себестоимость услуг муниципального транспорта. "Мы вынуждены поднять цену на проезд. Ведь транспорт в Киеве должен надлежащим образом работать, быть безопасным и комфортным, вовремя ремонтироваться и обновляться", - заявил мэр Киева Виталий Кличко.

Львиную долю в структуре стоимости проезда на метро и в троллейбусе занимает плата за электроэнергию (до 70%), а в автобусах - стоимость топлива. Еще одной серьезной статьей затрат коммунальных предприятий является заработная плата сотрудников, а также затраты на содержание, модернизацию и обслуживание транспорта. "С 2015 года в стране выросли тарифы на электроэнергию - в 5,4 раза, стоимость дизельного топлива - в 1,5 раза, стоимость шин - в 1,5 раза, индекс потребительских цен за указанный период (2015-2017 год) составляет 183%", - пояснил Давтян причины повышения платы за проезд. Но, по его словам, даже после двукратного роста цен тарифы все равно не станут экономически обоснованными. "Нынешний рост является компромиссным, и он меньше необходимого", - говорит чиновник.

Столичные власти пообещали, что сохранят льготы на проезд для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, детей до 6 лет, чернобыльцев, ветеранов и военных.

Напомним, в марте этого года правительство приняло постановление, которым ввело монетизацию льгот. Это означает, что городские власти смогут предоставлять льготу на проезд "живыми" деньгами. Но из-за того, что в троллейбусах и автобусах до сих пор не введена система электронного учета, эта инициатива пока остается на бумаге.

Цена вопроса

Генеральный директор КП "Киевпастранс" Дмитрий Левченко заявил журналистам, что повышение тарифов на проезд неизбежно. "Повышение тарифов на электроэнергию привело к росту затрат в 1,16 раза. Рост цен на дизтопливо в 1,24 раза, а также подорожание запасных частей и комплектующих, не могли не отразиться на формировании тарифа на проезд", - пояснил Левченко.

Он также отметил, что по состоянию на май нехватка водителей транспорта в обычном режиме движения составляет более 700 человек, а около трети транспортного парка нуждается в капитальном ремонте.

Глава "Киевпастранса" отметил, что экономически обоснованный тариф на 2018 год составляет 8,77 грн на проезд в трамвае, троллейбусе, автобусе и 15,47 грн на проезд в городской электричке. Как рассказала РБК-Украина спикер КП "Киевский метрополитен" Наталья Макогон, для метро экономически обоснованный тариф составляет 8,27 гривен.

Без малого через два месяца стоимость одной поездки в метро вырастет на три гривны – до восьми. Но для постоянных пассажиров стоимость поездки в метро подорожает на 1 гривну 30 копеек при условии использования проездных и на 1 гривну 50 копеек при пополнении бесконтактной карты на 50 поездок.

Реакция "конкурентов"

Традиционно вслед за коммунальными перевозчиками цену на свои услуги планируют повысить владельцы маршрутных такси. Директор одной из частных компаний-перевозчиков Киева на условиях анонимности рассказал РБК-Украина, что сейчас "маршруточники" пока проводят расчеты, чтобы выяснить на какую сумму повышать стоимость проезда.

"Нынешние тарифы экономически необоснованные, и мы настроены на повышение. Оно будет, но пока не могу сказать насколько именно. Примерно – на гривну-две максимум. Мы полностью согласны с коммунальными перевозчиками – ресурсы дорожают, и мы также вынуждены будем повышать цены. И рост цен будет глобальным – перевозчики демпинговать не будут. Повышение неизбежно для того, чтобы поддерживать парк. Я выражу мнение и других перевозчиков – если не поднять цены, подвижной состав будет страшно выводить на маршруты. И экономить на этом, для безопасности пассажиров, нельзя", - рассказал он изданию.

Новые проездные

Наталья Макогон рассказала, что с июля вместе с подорожанием проезда в "подземке" ожидают начало работы системы оплаты по типу единого электронного билета. "В этом году будем продолжать внедрение автоматизированной оплаты проезда. Сейчас пока финансово стимулируем пассажиров переходить на электронную оплату проезда. Плюс метро постоянно расширяет функционал способов оплаты – банковской картой, смартфоном, умными часами. В июле мы ждем также и внедрение единого электронного билета. Он в перспективе будет работать на всем коммунальном транспорте", - объяснила спикер "Киевского метрополитена".

В администрации столичного метро ожидают, что с внедрением нового тарифа разовые поездки будут покупать не более 10% пассажиров, поскольку разница между ценой разовой поездки и стоимостью проезда при использовании бесконтактной картой будет достаточно ощутимой. "И люди, которые регулярно пользуются метрополитеном, будут переходить на электронную оплату проезда. Сейчас около 65% пользуются электронными средствами, а 35% - жетонами. Много людей еще по традиции их покупают. И когда доля жетонов в общей структуре составит 10%, то тогда мы сможем окончательно изъять их из оборота. Ближе к концу года мы этот процесс завершим", - сказала Макогон.

В столичном метро также рассчитывают, что в скором времени для всех льготников страны разработают единый электронный проездной документ для поездок в общественном транспорте. "В 2017 году киевский метрополитен перевез 498,4 миллиона пассажиров. Каждый четвертый пассажир столичной подземки – льготник. Столичные льготники пользуются "Картой киевлянина" и уже платят за проезд бесконтактно. Это и для властей удобно – в департаменте соцобеспечения КГГА видят, сколько и кто пользуется льготой. Жители других городов пользуются удостоверением, которое показывают на контроле. Это не так удобно, и мы надеемся, что для всех украинских льготников тоже разработают единый электронный документ", - сообщила РБК-Украина Наталья Макогон.

В пресс-службе ПриватБанка уточнили, что многие украинские города постепенно внедряют электронные методы оплаты проезда. Однако данный процесс в больших городах, особенно в Киеве, усложняется большим количеством пассажиров, имеющих льготы.

"В Киеве, как и в любом другом городе не проблема организовать бесконтактную оплату проезда через QR-код. Чем в этом плане особенный, например, Львов? Ничем, но разве что население меньше. Но о полноценном внедрении электронного билета можно будет говорить после монетизации льгот. Условно, пенсионер получит деньги на проезд на банковскую карту любого банка, и оплатит проезд через валидатор в том же трамвае. Главная проблема, почему большим городам сложно внедрять электронную оплату проезда – большое количество льготников. Когда деньги из бюджета идут напрямую на предприятие – нет заинтересованности в идентификации каждого пассажира. Если будет монетизация льгот – необходимость электронного билета вырастет. Ведь любую льготу можно поместить в банковскую карточку", - рассказали изданию в банке.

По данным ПриватБанка, в 18 городах Украины действуют механизмы бесконтактной оплаты проезда, которыми только в апреле 2018 года воспользовались полмиллиона пассажиров. Креативный директор ПриватБанка Егор Аветисов сообщил изданию, что еще в апреле прошлого года количество транзакций в общественном транспорте страны составляло около 20 тысяч.

По примеру столицы

В других городах Украины в этом году также вырастет цена проезда в общественном транспорте. Директор КП "Винницакартсервис" Катерина Бабина рассказала РБК-Украина, что повышение проезда в 2018 году произойдет и у них в городе. "Подорожание ресурсов, заложенных в тариф, произошло на государственном уровне. В других городах перевозчики также поднимают плату за проезд. В то же время мы собираемся внедрять автоматизированную оплату проезда – уже подписали договор с подрядчиком. К слову, в Виннице, льготные категории пассажиров ездят в общественном транспорте не бесплатно – школьники покупают проездные за полцены, остальные – со скидкой в 70%", - рассказала Бабина изданию.

Эксперт транспортной отрасли Сергей Черноиваненко отмечает, что повышение проезда в городском транспорте необходимо и должно соответствовать экономически обоснованному уровню. "В Украине среди постсоветских стран самый дешевый проезд – дешевле, чем, например, в Беларуси. При том, что топливо у нас дороже, чем у них. Если мы хотим качества от перевозчика, то мы должны понимать, что за это нужно платить. Перевозчики у нас всегда оказываются в позиции "догоняющего" за ростом тарифов. И когда власти считают обоснованным тариф в 8,77 гривен, а перевозчикам при этом ставят 8 гривен, возникает вопрос – кто будет компенсировать разницу? Тем более, если учитывать, что в Киеве нет объективного учета пассажиров, особенно льготных категорий", - говорит эксперт. По его словам, если пассажиров в метро еще можно точно посчитать, то ни в электротранспорте, ни в автобусах, ни тем более в маршрутках это невозможно сделать по объективным причинам.

Но и самого лишь повышения стоимости проезда недостаточно, уверен Черноиваненко. Внедрение электронного билета поможет перевозчикам и городским властям более эффективно и качественно обеспечивать систему общественного транспорта, убежден эксперт. "Система, когда водитель или кондуктор собирает наличные, и выручка движется снизу вверх – неправильна. Винница сейчас на правильном пути – там создают единого оператора перевозок, вводят электронный билет. При обратной ситуации, пока не будет электронного билета, и оборот наличных в общественном транспорте не будет сведен к минимуму – эффективного развития систем общественного транспорта в городах ожидать не стоит", - считает собеседник РБК-Украина.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь