ua en ru

удалось ли Войцеху Балчуну реформировать "Укрзализныцю"

удалось ли Войцеху Балчуну реформировать "Укрзализныцю" Войцех Балчун не считает, что его год работы в УЗ был провальным (фото: kmu.gov.ua)

По информации РБК-Украина, сегодня Кабинет министров планирует заслушать отчет главы "Укрзализныци" Войцеха Балчуна о проделанной за год работе. Срок его контракта истек в начале июня. И от того, насколько этот год был успешным для госкомпании, будет зависеть решение правительства о продлении контракта с поляком. Ситуация отчасти усугубляется давним конфликтом Балчуна и министра инфраструктуры Владимира Омеляна, а также обысками правоохранительных структур в УЗ. Пока в Министерстве инфраструктуры работу Балчуна критикуют, рынок оценивает его деятельность неоднозначно. Доволен ли своей работой сам Балчун, что о нем говорят в бизнес-кругах и парламенте, и кто может сменить его на посту главы УЗ - в материале РБК-Украина.

Главный оппонент

В распоряжении РБК-Украина оказалась аналитическая записка, подготовленная Мининфраструктуры в конце мая, в которой указаны недостатки и достижения Войцеха Балчуна на посту руководителя "Укрзализныци". Эти данные министр инфраструктуры Владимир Омелян, у которого, как известно, с Балчуном давний конфликт, частично презентовал депутатам профильного комитета Рады незадолго до того, как у руководителя УЗ закончился контракт с украинским правительством. Кабинет министров ждет от него отчета о проделанной работе. По данным РБК-Украина, правительство, скорее всего, заслушает его сегодня.

Позиция министра в отношении работы главы УЗ не изменилась и по-прежнему остается негативной. Так еще месяц назад в интервью РБК-Украина Омелян заявил, что "сообщение УЗ о результатах международного аудита за 2016 год подтверждает, что Войцех Балчун не на своем месте. (В 2016 году, - ред.) УЗ получила убыток больше, чем я ожидал: вместо 6 миллиардов гривен это 7,3 миллиарда гривен".

Вчера же, комментируя изданию, чиновник был настроен еще жестче. "Реально, достижений - ноль. Можно было смело назначать уборщицу с вокзала. Тогда эффект был бы лучше, человек бы хоть боялся и стыдился", - заявил Владимир Омелян.

Недовольство министра, согласно аналитической записке, связано с тем, что в "Укрзализныце" не внедрена автоматизированная система распределения порожних вагонов. Соответствующее программное обеспечение принято в эксплуатацию еще в конце прошлого года, но до сих пор проходит тестирование на распределение цементовозов и крытых вагонов.

Кроме того, по версии ведомства, неудовлетворительна работа госкомпании по улучшению состояния железнодорожной инфраструктуры и обновлению подвижного состава. Так план капитальных инвестиций в 2016 году УЗ выполнила почти на 62%, на обновление подвижного состава потрачено не более 47% от потребности, а инфраструктура реконструирована не более, чем на 23%.

Есть у ведомства претензии не только к вагонному парку УЗ, но и к локомотивам, проблему с дефицитом которых госкомпания так и не решила: в прошлом году из запланированных 122 локомотивов были отремонтированы только 86.

При этом, по версии Мининфраструктуры УЗ практически сорвало процесс перевозки грузов. "Отсутствие прозрачной системы операционным управлением парком порожних грузовых вагонов привело к многочисленным жалобам металлургов, аграриев, строителей и других грузоотправителей", - указывается в записке.

Впрочем, в министерстве видят в работе "Укрзализныци" не только недостатки. К успехам УЗ в Мининфраструктуры, перечень которых на порядок меньше, чем негативных моментов, причисляют реконструкцию направления Волноваха - Камыш-Заря - Мариуполь, ремонт парома "Герои Шипки", продление движения поезда Киев-Львов до Перемышля (Польша), запуск нового маршрута Ковель-Хелм (Польша), покупку 12 пассажирских вагонов, наращивание запаса дизтоплива на 30-40 дней работы в УЗ, а также ремонт эскалатора на станции "Киев-Пассажирский".

Но к июню перечень побед УЗ значительно сократился. "Одной из основных побед Балчуна было формирование 40-дневного запаса топлива. По состоянию на вторник, 13 июня, по некоторым железным дорогам запас топлива упал до 10-12 суток и падает дальше, - заявил РБК-Украина Владимир Омелян. - А эскалатор на станции "Киев-Пассажирский" но ночам не работает". В пресс-службе "Укрзализныци" слова министра опровергли: "Сегодня фонд дизтоплива на железной дороге обеспечен контрактом на поставку 50 тысяч тонн дизтоплива - это более 50 суток бесперебойной работы. Кроме этого, УЗ ведет регулярные переговоры с поставщиками об уменьшении стоимости горючего". А работу эскалатора на станции "Киев-Пассажирский" лишь в дневное время РБК-Украина в УЗ объясняли отсутствием пассажиропотока ночью.

Цифры цифрам рознь

Не соглашаются в УЗ и с тем, что год работы Войцеха Балчуна можно считать провальным. РБК-Украина глава госкомпании заявил, что считает своим основным достижением повышение эффективности работы УЗ. "Я обещал дополнительно семь миллиардов гривен, а если посмотреть на цифры, то нам удалось перевыполнить этот план - финансовый результат: плюс 9,5 миллиардов гривен в 2016 году по сравнению с 2015 годом", - заверил Балчун издание.

К успехам он относит и подбор высокопрофессиональной команды. "Не могу сказать, что на всех ключевых должностях у нас сейчас находятся те люди, которые наиболее для них подходят. Но мне удалось собрать 10-15 ключевых менеджеров европейского уровня. Продолжаем работать в этом направлении", - отметил он.

Позитивным результатом глава УЗ считает и разработку долговременных планов работы компании, и выполнение ремонтов грузовых вагонов в полном объеме. "До моего прихода УЗ работала на планах, которые составлялись всего на год вперед. В конце 2016 года правление приняло программу обновления подвижного состава до 2021 года, а в конце апреля 2017 года стратегию развития УЗ на 2017-2021 года, - рассказал он РБК-Украина. - На 2016 годы было запланировано 16 тысяч ремонтов из необходимых 31-32 тысяч. Мы по итогам года сделали более 30 тысяч". Помимо указанных Мининфраструктуры позитивных результатов по запуску пассажирских маршрутов в Польшу, доволен Балчун и формированием системы корпоративного управления внутри УЗ.

Свои достижения Балчун объясняет прежде всего конструктивной работой с Кабмином и лично с премьером-министром Владимиром Гройсманом, который фактически регулярно заступается за главу УЗ публично, а 25 январе даже отчитал Владимира Омеляна за конфликт с Балчуном прямо в ходе заседания правительства и вновь подтвердил правительственное решение о переподчинении "Укрзализныци" Минэкономразвития, принятое за неделю до этого Кабмином. Тогда же 25 января Омелян заявил, что в 2016 году УЗ потеряла от коррупции один миллиард гривен, при этом косвенно намекнув, что к ней может быть причастен глава транспортного комитета Верховной рады Ярослав Дубневич (БПП). Через несколько дней после скандального заседания Кабмина в интервью РБК-Украина Омелян скажет: "Я, как политик и министр заявляю, что мне известно о влиянии политических сил на УЗ, в том числе в лице Ярослава Дубневича. Правда это или неправда должны выяснить правоохранительные органы".

"Без их поддержки (Кабмина и премьера, - ред.) было бы чрезвычайно сложно проводить решения, необходимые для развития предприятия. Например, таких как переподчинение УЗ Минэкономразвития. Во многом продуктивной работе также способствует конструктивный подход к вопросам членов наблюдательного совета ПАО и позиция его главы Евгения Кравцова", - похвалил чиновников Балчун.

Негатив в своей работе, а также все, чего не удалось достичь, глава УЗ, напротив, связывает с Мининфраструктуры. "К сожалению, с Министерством инфраструктуры отношения складываются значительно сложнее, и найти общий язык по некоторым ключевым вопросам удается не всегда. Например, по передаче акций "Транссигнала"(одно из предприятий железной дороги, которое должно войти в состав УЗ, - ред.), что тормозит процесс корпоратизации или по вопросу индексации тарифов, как на грузовые, так и на пассажирские перевозки".

Неоднозначная поддержка

Вместе с тем, и транспортная отрасль, и парламентарии оценивают год работы Войцеха Балчуна на должности председателя правления УЗ неоднозначно. "Тут надо понимать: проблемы УЗ не только накапливались много лет, они еще и тесно увязаны с общим состоянием экономики. Поэтому ожидать чуда за год управления компанией от Балчуна не было смысла - да никто и не ждал, - говорит председатель комитета Верховной рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич. - Балчуну что-то удалось, что-то нет. Например, УЗ при Балчуне вложила значительные средства в обновление парка вагонов, но не позаботилась о локомотивах. И это, думаю, серьезный просчет: потому что к покупке вагонов можно привлечь инвесторов из бизнеса. Им вагоны нужны - они могут их купить. С локомотивами сложнее. К тому же, недостаточно средств УЗ выделила и на обновление инфраструктуры".

Кроме того, Ярослав Дубневич обращает внимание на то, что у УЗ все еще нет стратегии. "Точнее, документ такой есть - мы изучали его в транспортном комитете Верховной рады. Но мое мнение, это - красивая картинка, не более того", - говорит Дубневич.

Говорит бизнес и о проблемах с безопасностью на железной дороге. "За минувший год ситуация на дороге ухудшилась как в вопросах безопасности, так и в вопросах хищений. Наблюдается негативная тенденция роста случаев хищения с вагонов дорогостоящих деталей, которая началась в декабре 2015-го и продолжила нарастать в течение всего 2016 года, - рассказывает генеральный директор компании "Лемтранс" Владимир Мезенцев. - Цифры говорят сами за себя: в 2016 было разоборудовано более 5160 вагонов, находящихся в оперировании компании "Лемтранс", что на 158% больше предыдущего периода".

Помимо того, по словам Мезенцева, важной проблемой отрасли, которую не удалось решить, является низкая скорость грузовых перевозок на некоторых участках. "Низкая скорость ряда участков негативно сказывается на всех участниках рынка. Для примера, с Ингулецкого ГОКа до порта Южный (расстояние 491 км) состав идет 20–25 часов, то есть его средняя скорость составляет около 20 км/час. О какой эффективности использования вагонов может идти речь при таких показателях?", - отмечает он.

Но главной проблемой в руководстве железной дорогой Балчуна бизнес считает отсутствие диалога с ним. "Главной проблемой правления УЗ вижу нежелание вести конструктивный диалог с бизнесом, т.е. крупнейшими грузовладельцами, особенно в части обоснованности грузовых тарифов и инвестиционных приоритетов, - говорит председатель совета Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. - Те попытки диалога, которые были, не привели ни к чему, поскольку бизнес жестко ставили перед фактом, что тарифы должны вырасти, финплан УЗ - единственно правильный и возможный. Они были готовы обсуждать с нами всё, что угодно, только не то, что наиболее важно для нас. Соответственно диалог был и в каком-то виде продолжается, но назвать его конструктивным при всем желании не могу".

Недовольны уровнем прозрачности работы и эксперты. Консультант "Центра транспортных стратегий" Андрей Исаев говорит, что большинство решений все еще остаются кулуарными. "В частности, нет открытого обсуждения финплана, бизнес не понимает, какие цифры и на основании чего УЗ закладывает в планы работы и чего ожидать", - отмечает он.

Эксперт транспортного рынка Александр Кава считает, что Войцеху Балчуну удалось добиться "серьезно заняться пассажирским сегментом перевозок". "В частности, были запущены поезда по новым направлениям, на которые был высокий спрос с первых дней. К примеру, был открыт маршрут Киев-Измаил, Киев-Хуст-Солотвино в Восточное Закарпатье. Кроме того, запущен поезд с удобным расписанием Киев-Кропивницкий, появились поезда Интерсити на маршрутах Киев-Кривой Рог, Киев-Николаев, Киев-Херсон. Кроме того, впервые за много лет начались закупки пассажирских вагонов", - рассказал эксперт.

Мешает Балчуну, по мнению Александра Кавы, "коррумпированная система формирования грузовых тарифов". "По сути, УЗ продолжает дотировать олигархов и отдельные секторы экономики. В прошлом году недополученная сумма составила 40-45 миллиардов гривен", - рассказывает он.

О проблеме с тарифами говорит и Андрей Исаев. "Сейчас механизм установки тарифов крайне непрозрачен, для грузоотправителей нет возможности прогнозировать их изменения. Существующая система тарифообразования не устраивает ни грузоотправителей, ни УЗ, однако до настоящего времени УЗ не шла на диалог с грузоотправителями по поводу разработки новой системы расчета тарифов", - говорит он.

Скамейка запасных

По словам Ярослава Дубневича, решать вопрос о продлении или непродлении контракта следует после того, как в Кабмине будет заслушан отчет правления и набсовета ПАО "Укрзализныця" за минувший год: как отработали, что не смогли сделать, почему. "Этот отчет должен быть подготовлен и представлен Балчуном и набсоветом уже в ближайшее время", - говорит депутат.

По словам источника РБК-Украина на транспортном рынке, этот отчет может быть заслушан уже сегодня, 14 июня. При этом другой высокопоставленный источник РБК Украина оценивает шансы Войцеха Балчуна остаться в должности председателя правления как 50/50. "Гройсман делает все возможное, чтобы Балчун остался", - говорит он.

Негативно на шансы Войцеха Балчуна остаться в УЗ может сыграть обыск, который вчера, 13 июня, в УЗ провела Генеральная прокуратура совместно со Службой безопасности и Национальной полицией. "В уголовном производстве исследуются факты растраты денежных средств филиалами ОАО "Укрзализныця" на счета фиктивных предприятий под предлогом проведения ремонтных работ подвижного состава, без выполнения таких работ. В связи с совершением таких действий ущерб составил сотни миллионов гривен", - указано в сообщении Генпрокуратуры.

Вместе с тем, по словам собеседника РБК-Украина, сейчас рассматриваются три возможные кандидатуры вместо Войцеха Балчуна на должности и.о. председателя правления УЗ - Александр Завгородний и Виталий Жураковский, которые ранее уже руководили УЗ, а также Ремигиуш Пашкевич - действующий член правления госкомпании.

"Он (Войцех Балчун, - ред.) где только может, хает 2015 год , не понимая того, что именно наша команда подготовила ему рабочую модель, деньги и систему управления, которую он с успехом провалил. Но при этом виноватыми всегда выступаем мы", - сказал РБК-Украина Александр Завгородний. Однако позже он отказался комментировать свои перспективы на возвращение в УЗ. Связаться с двумя другими кандидатами вчера РБК-Украина не удалось.