Убийственная поправка: почему аграрии могут потерять 6-12 млрд гривен

Из-за поправки в законопроект №6776-д аграрии могут потерять до 12 млрд гривен
Из-за поправки в законопроект №6776-д аграрии могут потерять до 12 млрд гривен

6-12 млрд гривен могут потерять украинские аграрии всего из-за одной поправки в законопроект №6776-д. С 1 марта 2018 года она отменяет возврат НДС на экспорт сои, подсолнечника и рапса.

При этом переработчикам этих культур налог будут возвращать в прежнем режиме. В результате весь законопроект может дестабилизировать ситуацию на аграрном рынке и, по сути, вытеснить небольших сельхозпроизводителей.

В плюсе окажутся крупные перерабатывающие компании, которые смогут теперь диктовать свои условия аграриям. Поскольку экспорт станет практически не выгодным, те будут вынуждены либо свернуть выращивание этих культур, либо реализовывать свою продукцию на внутреннем рынке.

Среди главных получателей этих выгод можно выделить крупнейшего экспортера подсолнечного масла - компанию "Кернел", которая принадлежит члену комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Виталию Хомутыннику, хорошему другу сына бывшего президента Виктора Януковича.

Самое интригующее в одобрении парламентом этой нормы заключается в том, что в предложенном ко второму чтению проекте изменений в Налоговый кодекс данная норма не фигурировала, а внесена была уже после заседания. То есть, обсуждения, по сути, не было.

Более того, на пленарном заседании во время голосования с первого раза данная правка не была поддержана, а затем поставлена на голосование вместе  с другими. Поэтому большинство депутатов даже не подозревали, что голосуют за миллиардные потери аграриев.

Подобной эквилибристикой, когда важный для какой-либо отрасли закон принимается со "случайной" поправкой, полностью меняющей все, депутаты занимаются не в первый раз. И сейчас под удар попали те, кого, по идее, правительство должно поддерживать и всеми возможными способами стимулировать – частные фермерские хозяйства.

Анализируя данный законопроект, можно выделить выделяют 4 угрозы, своеобразное 4D (от "damages" - угрозы) для фермеров – экономическая, политическая, правовая и социальная.

С экономической угрозой все понятно. Названные в начале статьи 6-12 млрд грн – прежде всего финансовые потери непосредственных производителей, преимущественно малых или небольших фермеров. Почему небольших, тоже понятно – основная масса наших фермеров, которые выращивают с/х культуры, не имеют возможностей выхода на международные рынки для  экспорта своей продукции.

Обычно все выглядит следующим образом:  фермер выращивает культуру и продает ее экспортеру, а уже экспортер продает зерно и получает возврат НДС из бюджета. Возникает вопрос: в чем выгода производителя по действующей схеме и что они теряют после вступления в силу принятых изменений с 1 марта 2018?

Действующая норма законодательства предполагает, что закупая товар у фермера, трейдер-экспортер платит за него цену, которая уже учитывает будущее возмещение трейдеру-экспортеру. После вступления в силу принятых норм, трейдер-экспортер снизит цену закупки, т.к. не будет иметь "ценового люфта" в виде возмещения экспортного НДС. Т.е. очевидно в новых условиях пострадает однозначно непосредственный производитель зерновых, он же фермер.

В плюсе оказываются бизнесы, имеющие полный цикл производства - от выращивания, переработки и до реализации на экспорт готовой продукции с добавленной стоимостью. Но это преимущественно крупные мощные агрохолдинги, имеющие перерабатывающие мощности и самостоятельно экспортирующие свою продукцию за рубеж.

Не менее серьезно выглядит и политическая угроза. После обнародования данных о возмещении экспортерам НДС из бюджета, стали очевидны "перекосы" в механизме возмещения. Более того, есть информация, что МВФ заговорил о необходимости внесения изменений в действующий механизм возмещения, учитывая его сокрушительный влияние на дефицит госбюджета. О сомнительных схемах возмещения аграрного НДС в одном из недавних интервью говорила и председатель комитета налоговой и таможенной политики ВР Нина Южанина.

Как известно, наибольшим получателем возмещения НДС в агросекторе стала корпорация "Кернел". За 11 месяцев 2017 ей возместили из госбюджета 8,6 млрд грн,что вдвое больше, чем у второй сельскохозяйственной компании. По итогам года, она получит около 10 млрд грн, при том, что все агроэкспортеры получат немногим более 40 млрд грн.

При этом на поддержку внутреннего производства с/х продукции для украинских потребителей было предусмотрено в 2017 году  всего лишь 5 млрд. На следующих год заложено чуть больше 6,3 млрд.

На фоне катастрофического для большинства населения роста цен на мясо, правительство отменило программу бюджетных дотаций для животноводов. Это намного более сложный процесс, с высокотехнологичной переработкой.

Учитывая низкую покупательную способность населения, животноводам уже давно не выгодно поставлять продукцию на внутреннем рынке, многие сворачивают производство, что, в свою очередь, напрямую сказывается на обеспечении занятости в селах, наконец, это налоги, уплачиваемые в местные бюджеты.

Если вернуться к корпорации "Кернел", то ее выгоды очевидны. Согласно финансовой отчетности компании, 46% экспорта в стоимостном выражении - это кукуруза, пшеница, ячмень, и, в незначительном количестве соя. Также компания производит  растительное масло, для производства которой основным сырьем является подсолнечник. То есть, с 1 марта 2018 года цена на внутреннем рынке снизятся и отдельная корпорация снизит себестоимость производства, одновременно повысив маржу продукции на экспорт.

Правовая угроза менее заметна, но, тем не менее, достаточно серьезна. Ее можно рассматривать как в контексте внешнеполитических отношений, так и с точки зрения законодательной техники принятия решения в кабинетах парламента. Во-первых, как неоднократно уже говорили, это ухудшение торговых отношений с ЕС. Правка противоречит Ассоциации о свободной торговле, а значительная часть экспорта данных культур шла именно туда.

Так, по Генеральному соглашению по ассоциации с ЕС, устанавливать ограничения экспорта можно лишь в целях предупреждения или ослабления критического дефицита товаров, которые имеют большое значение для страны. Это явно не соответствует нынешней ситуации в Украине, которая является мировым лидером по производству масличных культур и не только полностью обеспечивает потребность отечественного рынка, но и является страной номер один в мире по объемам экспорта подсолнечного масла.

Как отмечается в заявлении Аграрного комитета ВР, "принятие данной нормы приведет к ухудшению отношений с Европейским Союзом, поскольку 90% экспорта рапса реализовывалось в ЕС".

Наконец, четвертая – социальная угроза. Менее чем за 3 года растениеводы потеряли все: от поддержки внутреннего производства (спецрежим НДС) до бюджетного возмещения при экспорте. Согласно официальной статистике, по состоянию на 1 марта 2017 в Украине насчитывалось почти 33 тыс. фермерских хозяйств, в то время как по состоянию на аналогичную дату 2016 этот показатель составлял 33,7 тыс. Уменьшилась и общая площадь земельных участков, которая находится в крестьянских хозяйствах. Сегодня это 6,2 млн га – против 6,3 млн га в 2016 году.

Судя по этим данным, динамика развития малого с/х производства ухудшается, причем одна из основных причин - нестабильность государственной политики поддержки фермерства. А это сокращение занятости в сельской местности.

По разным оценкам, снижение маржинальности выращивания технических культур приведет к сокращению 4-5 тыс. фермерских хозяйств. Сегодня их, по состоянию на 1 июля 2017 года, 44,7 тыс. Если учесть, что фермерское хозяйство это 3-4 человека, то в тяжелом положении может оказаться это около 10 тыс. сельских жителей.

Либо многие из них вынуждены будут вернуться к классическим схемам работы в "тени", а это недополучение доходов сельских бюджетов, и, следовательно, ухудшение качества жизни в сельской местности и ее инфраструктуры.

19 декабря возмущенные аграрии собираются на вече и планируют перекрывать магистрали. Они обратились к президенту Украины с просьбой защитить их от олигархов. Надо сказать, что и сами депутаты недовольны. Некоторые даже отозвали свою подпись под документом, а Аграрный комитет ВР сейчас работает над  соответствующими изменениями в Налоговый кодекс Украины, чтобы  урегулировать данный вопрос, и настаивает на рассмотрении этого вопроса уже в нынешний четверг.

Теперь все зависит от того, сумеют ли прийти к согласию депутаты, и какое решение примет глава государства.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь