Сегодня министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подал в отставку. По информации РБК-Украина, еще до его официального заявления в Кабмине состоялось совещание относительного того, кто в будущем возглавит ведомство. На нем рассматривались три кандидатуры, среди которых наиболее вероятными претендентами эксперты считают представителей фракции БПП - Игоря Кононенко и Ярослава Дубневича. Впрочем, не факт, что Пивоварский даже после своего заявления покинет министерский пост. Как и в случае с министром здравоохранения Александром Квиташвили, депутаты могут не принять его отставку.
Сегодня министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подал в отставку. По информации РБК-Украина, еще до его официального заявления в Кабмине состоялось совещание относительного того, кто в будущем возглавит ведомство. На нем рассматривались три кандидатуры, среди которых наиболее вероятными претендентами эксперты считают представителей фракции БПП - Игоря Кононенко и Ярослава Дубневича. Впрочем, не факт, что Пивоварский даже после своего заявления покинет министерский пост. Как и в случае с министром здравоохранения Александром Квиташвили, депутаты могут не принять его отставку.
О своем решении уйти в отставку Андрей Пивоварский сообщил на пресс-конференции в стенах Кабмина. "Я свое решение уже принял. Оно финальное", - заявил он. Впрочем, слухи об его возможной отставке ходили еще с лета. Тогда источники РБК-Украина называли ключевой причиной вероятного ухода конфликт Пивоварского с финансово-промышленными группами из-за желания министра повысить тарифы на железнодорожные перевозки. Глава МИУ планировал вернуться к этому вопросу в 2016 году. Подобные разговоры о смене главы Мининфраструктуры активизировались в начале этой недели накануне годового отчета правительства.
Одной из ключевых причин своего ухода Андрей Пивоварский назвал невозможность обеспечить достойную оплату труда сотрудников Мининфраструктуры.
"Очень важный и очень болезненный момент - это вопрос справедливости оплаты бюрократов. Потому что очень тяжело управлять индустрией, где оборот почти 100 млрд гривен, где полмиллиона людей, где огромная ответственность, получая при этом 6 тыс. гривен в месяц. Очень тяжело мотивировать новых людей приходить с рынка на 5,5 тыс. гривен. Это средняя зарплата по министерству. Это самая низкая средняя заработная плата среди всего Кабинета министров. Министерство не может управляться волонтерами", - заявил он журналистам.
К основным успехам своей команды Пивоварский отнес то, что в течение года "министерству удалось провести корпоратизацию "Укрзализныци", добиться открытости процедуры госзакупок, что "позволило УЗ сэкономить сотни миллионов гривен", а кроме того, - начать демонополизацию "Укравтодора" и строительство дорог.
"Министерство - лидер по количеству подключенных к ProZorro предприятий и проведенных торгов, что уже позволило сэкономить 48 млн гривен. И я верю, что это тоже неотвратимые изменения, потому что гражданское общество уже не позволит системе вернуться в каменную эру закрытости", - подчеркнул он.
При этом Андрей Пивоварский подчеркнул, что изначально не надеялся за год изменить систему работы отрасли.
"Соглашаясь возглавить министерство, я абсолютно осознавал свою ответственность. Вместе с моей командой мы понимали, что коррупцию можно преодолеть через прозрачность и открытость, что министерство должно работать для людей и бизнеса, а не наоборот. У нас не было иллюзий, что за год можно побороть то, что случилось за предыдущие 20 лет", - отметил чиновник.
Министр уточнил, что не намерен в ближайшее время занимать государственные должности: "Я планирую вернуться в бизнес. Свою судьбу я связываю с Украиной и мечтаю видеть ее сильной и успешной".
Вместе с ним из Мининфраструктуры планируют уволиться первый заместитель министра Владимир Шульмейстер и заместитель министра-руководитель аппарата Владимир Омелян.
Владимир Шульмейстер рассказал РБК-Украина о трех причинах, по которым было принято решение об увольнении. Прежде всего, по его словам, мифом остались обещанные фонды для зарплат госслужащих, за счет которых можно было бы брать на работу качественных работников.
"Полное отсутствие соблюдения норм права в стране. Жулики гребут больше прежнего. Им же Байден сказал: это ваш последний шанс. И они, жулики, над нами смеются. И против нас же "суды, прокуратуры и ГФС" натравливают. У них есть чем эти органы мотивировать", - заявил Владимир Шульмейстер.
Третьей причиной ухода с поста он назвал отсутствие политической воли устранить первые две.
Кроме того, Владимир Шульмейстер заявил РБК-Украина, что он намерен принять участие в конкурсе на руководителя недавно созданного ПАО "Укразализныця".
Связаться с самим Андреем Пивоварским РБК-Украина не удалось - он не отвечал на телефонные звонки.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что за решением Андрея Пивоварского не стоит искать скрытых смыслов.
"За его решением скрывается, вероятно, просто желание уйти. Андрей - хороший менеджер для корпоративного сектора Украины. Но формировать политику в реальном секторе экономики, не имея опыта работы в нем, очень сложно", - отметил он.
По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, что одним из достижений Андрея Пивоварского является новый уровень открытости в работе с бизнесом и профильными ассоциациями, готовность к диалогу.
"Кроме того, он показал новую культуру работы самого министерства. В частности, готовилась хорошая аналитика и обоснования для решений, которые принимало министерством. Ведомство всегда могло прокомментировать свою позицию с помощью расчетов", - подчеркнул он.
Вместе с тем, по мнению Сергея Вовка, уходящей команде министра не хватило времени для воплощения предложенных инициатив.
"Подготовленные министерством профильные законопроекты, в частности, о железнодорожном транспорте, о внутреннем водном транспорте, нуждаются в серьезной доработке. Эти документы сейчас направлены в Верховную раду. Но их необходимо было дорабатывать в стенах министерства, и уже как согласованную позицию с бизнесом направлять на рассмотрение парламента", - уточнил он.
Кроме того, Сергей Вовк позитивно отозвался об идее проведения конкурсов на должности руководителей предприятий, подчиненных Мининфраструктуры.
"Идея конкурсов хорошая, но из-за того что она была не до конца проработанной, она ни к чему, кроме нескольких скандалов и судебных решений об их приостановке, не привела", - заявил он.
В свою очередь эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев отметил, что когда Андрей Пивоварский говорит, что он оставляет большой багаж разработок новой команде, он немного лукавит.
"Инициативы по созданию дорожного фонда, разработка законопроекта о внутреннем водном транспорте и планы по акционированию "Укрзализныци" были подготовлены еще задолго до его прихода в кресло министра. Это были разработки 2011-2012 годов. То есть, еще до прихода Андрея Пивоварского в министерство там имелся хороший багаж инициатив", - рассказал он.
При этом к достижениям команды Андрея Пивоварского Владимир Шемаев отнес дерегуляцию в портовой отрасли, создание ПАО "Укрзализныця" и назначение руководителей на подведомственные предприятия путем открытых конкурсов.
Среди негативных результатов, по мнению Шемаева, так и не созданный дорожный фонд, провал с дноуглублением в портах южных регионов, а также частые кадровые скандалы и обезглавленные ведомства без полноценных руководителей, в частности, в УЗ, Госавиаслужбе, аэропортах и морских портах.
"Это придавало определенную нестабильность в управлении транспортной отраслью", - подчеркнул он.
По данным источников РБК-Украина в правительстве, сегодня в Кабмине состоялось совещание, посвященное рассмотрению кандидатур, которые могут сменить Андрея Пивоварского в кресле министра. По словам источника РБК-Украина, на совещании обсуждали трех кандидатов, "один из которых является основным". Однако, собеседник издания отказался назвать имя главного претендента.
Среди рассматриваемых в Кабмине кандидатур - замглавы парламентской фракции "Блока Петра Порошенко" Игорь Кононенко, глава комитета Рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич (БПП) и бывший заместитель председателя Киевской горгосадминистрации, нардеп предыдущего созыва и бывший член парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Павел Рябикин.
По словам источника РБК-Украина в правительстве, если Игорь Кононенко станет министром инфраструктуры, то, скорее всего, совместит эту должность с постом вице-премьера. Впрочем, сам Игорь Кононенко отрицает то, что с ним велись переговоры о возможном назначении. Он также отметил, что не намерен занимать главное кресло в Мининфраструктуры.
"Не велись (переговоры, - ред.) и не планирую", - заявил он РБК-Украина.
Ни у Павла Рябикина, ни у Ярослава Дубневича получить комментарии об их возможном назначении не удалось.
Впрочем, собеседник РБК-Украина в Кабмине также сообщил, что есть еще четвертый кандидат, который рассматривается на должность главы ведомства. Речь идет об Александре Каве, который в начале этого года работал заместителем министра инфраструктуры. Однако сам Александра Кава отказался прокомментировать РБК-Украина данную информацию.
Эксперты отмечают, что наиболее высокие шансы занять пост министра у Игоря Кононенко и Ярослава Дубневича, поскольку они оба имеют большой вес в политических и бизнес-кругах.
"Вместе с тем, они могут отказаться идти в исполнительную власть, поскольку из-за проблем с пробуксовкой проведения реформ можно потерять свою политическую популярность", - объяснил он.
По мнению Владимира Шемаева, кандидатуру высококвалифицированного транспортного эксперта Александра Кавы из-за его работы в администрации президента Виктора Януковича могут не поддержать патриотические фракции.
"В случае, если три вышеуказанные кандидатуры не захотят пойти в исполнительную власть или не будут поддержаны народными депутатами, возглавить Мининфраструктуры может технический кандидат, которым может стать Павел Рябикин", - прогнозирует он.
Судьба Андрея Пивоварского в кресле министра может быть решена уже через неделю. Пленарные заседания парламента, на которых, вероятно, будет рассмотрено заявление об отставке, состоятся с 22 по 25 декабря.
Но, как показывает пример с министром здравоохранения Александром Квиташвили, увольнение которого парламент не удовлетворил, и отставка Пивоварского может быть также не быть поддержана нардепами. В таком случае Андрею Пивоварскому и его команде придется работать в Мининфраструктуры и дальше.