7 июня 2014 года Петр Порошенко стал президентом Украины. В этот день он принял присягу на верность Украине, положив руку на Библию и Конституцию, взял на себя обязательства "всеми своими делами отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии украинского народа". На выборах, которые сделали из Петра Порошенко главу государства, который еще за полгода до них даже не рассматривался в качестве кандидата, его поддержали 54,7%. За три года уровень доверия снизился в разы. По разным данным он сейчас на уровне 16% ("Рейтинг") - 22% (Центр Разумкова). Каждый, кто решит проанализировать три года президентства Порошенко, в зависимости от того, как к нему настроен, увидит в его управлении государством больше минусов или плюсов. Кто-то скажет, что война не закончена, уровень безработицы в стране стабильно высокий (официальный - на уровне 10%), курс доллара - заоблачный, а уровень жизни - низкий. Кто-то вспомнит про получение Украиной безвизового режима с ЕС, создание антикоррупционных органов, рост социальных стандартов, начало реформы правоохранительных органов. РБК-Украина постаралось проанализировать три годы работы президента Петра Порошенко. Как и в жизни, однозначных ответов на простые вопросы - нет. Президент таков, каковы его дела. Как говорит сам Порошенко: "Если кто-то может сделать лучше - милости просим". Но есть один момент, о котором, пожалуй, можно говорить со 100% уверенностью - Петр Порошенко хочет остаться во власти и приложит все усилия, чтобы так и произошло. Уже в сентябре, как утверждают источники, глава государства обратится к парламенту со своим посланием, в котором заявит о новых приоритетах своей политики на оставшиеся два года президентских полномочий. Но можно быть уверенным, что в нем окажутся задачи, решить которые за этот небольшой срок будет просто невозможно: вступление Украины в Европейский союз и НАТО. Это задачи на больше чем два года, который Петр Порошенко хочет провести в качестве президента. А возможно и не президента, но точно человека, который обладает всей полнотой власти.
Когда Петр Порошенко 7 июня 2014 вступил в должность президента, на востоке Украины уже шли боевые действия. За день до этого, 6 июня, боевики из ПЗРК сбили под Славянском самолет АН-30Б, который осуществлял наблюдательный полет. Тогда погибли пять членов экипажа.
На момент инаугурации президента события на востоке немногие называли войной. Чаще звучала формулировка "антитеррористическая операция", которая официально продолжалась почти два месяца. Ее объявил 13 апреля предшественник Порошенко - и.о. президента Александр Турчинов. Все три года на публичных мероприятиях президент говорит о войне с Россией, хотя формально в Украине нет режима военного положения. Вводить его в действие - это право как раз президента. Петру Порошенко время от времени приходится отвечать на вопрос, почему он этого и не делает. Он объясняет это, в частности, тем, что в случае "режима войны" много прав и свобод будут "урезаны". В то же время несколько раз обещал, что изменит решение в случае серьезной эскалации в зоне боевых действий.
Во многом Петр Порошенко стал президентом благодаря войне. Сначала он и его команда очень уверенно продавливали тезис о том, что руководителя государства надо выбрать как можно быстрее, лучше в первом туре, потому что необходимо как можно быстрее решать ситуацию на Востоке. Уже после голосования Петр Порошенко допустил ошибку, которую ему будут вспоминать постоянно. "Антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться два-три месяца. Она должна и будет продолжаться часы... Мы посмотрим уже скоро на эффективность антитеррористической операции", - заявил он.
Офицер запаса и эксперт "Информационного сопротивления" Юрий Карин говорит, что выполнить обещанное Порошенко было невозможно. Но завершить АТО действительно можно было в короткий срок - за несколько недель. Если отталкиваться от ситуации, по состоянию на 26 мая. Тогда силам АТО противостояли небольшие группы боевиков с незначительным вооружением. Например, на краматорском и славянском направлениях - несколько сотен боевиков во главе с Игорем Гиркиним с десятком боевых бронированных машин и малокалиберных артустановок. "Даже на сегодняшний момент это (завершение АТО, - ред.) будет не очень долго, если не будет давления России и не будет угрозы вторжения российских войск. Если мы закроем границу - это будет гораздо быстрее, чем нам кажется", - заявил он РБК-Украина.
Собственно, фактором вторжения российских войск летом 2014 советник президента Юрий Бирюков и объяснил, почему не удалось за короткий срок завершить АТО. По его словам, когда правительственные войска почти отрезали Донецк, российская армия вошла на территорию Донбасса. "Закончить АТО за несколько недель или противостоять РФ - это разные вещи! Ведь в мае, в апреля 2014 года мы не могли себе даже представить ничего подобного!", - ранее заявил он в одном своем интервью.
Однако военный эксперт и работник оперативного управления Генштаба в 2003-2006 гг. Олег Жданов называет одно из ключевых событий лета 2014 года, которое и вызвало остановку успешной наступательной операции правительственных войск, которая могла, по его словам, закончиться до конца лета. Это - приказ президента Петра Порошенко вооруженным силам в одностороннем порядке прекратить огонь. Об этом он объявило 20 июня после совещания в штабе АТО, объявив о мирном плане урегулирования конфликта. Сначала режим должен был длиться семь дней, но со временем он продлился до 30 июня. "Эти 10 дней, которые продержались в перемирии, просидели, сложа руки, позволили Российской Федерации ввести сюда батальонно-тактические группы и ротные тактические группы. И когда мы возобновили наступление, мы уже встречали регулярные части", - заявил Жданов.
Бои за Иловайск в августе 2014 года стали одними из ключевых в ходе АТО. Потерпев крупнейшие человеческие потери, правительственные войска перешли от наступления в оборону. В марте 2015 года главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил о свыше 360 погибших и свыше 500 раненых.
Формальную вину за "Иловайскую трагедию" журналист Юрий Бутусов, который участвовал в военно-тактической экспертизе действий командования АТО, возлагает на начальника Генштаба - Главнокомандующего Вооруженных сил Украины Виктора Муженко. Именно он официально и руководит войсками АТО по должностным обязанностям. В то же время уточняет: политическую ответственность несет именно президент. Ведь начальник Генштаба - это непосредственная креатура президента. Именно Петр Порошенко 3 июля 2014 назначил Муженко возглавить Генштаб, и он на своей должности по сей день. "Политически, президент блокирует расследование ("Иловайской трагедии", - ред.) и определения ответственности этого чиновника, которого он назначил. Вот это действительно ответственность президента", - отметил Бутусов.
В 2014 году Петр Порошенко получил ослабленную армию. Если в 2013 году численность ВСУ была 165 тыс., то начиная с 2014 и по настоящее время - 250 тыс. Количество вооружения после 2014 года - не разглашается. Российская агрессия вынудила изменить экономические приоритеты - начало расти финансирование оборонных предприятий и самого Министерства обороны. Например, на Минобороны в 2016 году государство выделило 55 млрд гривен, а в этом году - почти 65 млрд. Общий оборонный бюджет страны в 2017-м составил 130 млрд гривен, это - 5% от ВВП. Впрочем, финансирование именно армии не дотягивает до 3% от ВВП.
По данным издания Минобороны "Белая книга - 2013", украинская армия насчитывала более 2,5 тыс. танков и боевых бронированных машин, более 400 артиллерийских систем, калибром более 100 мм, около 190 боевых и транспортных самолетов, 80 вертолетов различных типов, а также 22 боевых корабля. Какова ситуация после 2014 года - не разглашается. Впрочем, известно, что основные ресурсы в государстве бросают не в закупку нового вооружения, а на модернизацию и ремонт старого. Это - и дешевле, и быстрее. К примеру, в 2017-м только 10% финансирования (6,5 млрд гривен) идут на развитие вооружений. Западные страны помогают поставкой "нелетального" оружия. Больше всего за три года поступило от США - на сумму 175 млн долларов. Это - современные радиостанции Harris, медицинское оборудование, приборы для разминирования местности, устройства ночного видения и тепловизоры, бронежилеты и кевларовые шлемы, лодки с жестким корпусом WILLARD, "Хаммеры", обмундирование и сухпайки, учебное оборудование MILES для полной имитации боевых действий.
На публичных мероприятиях Порошенко не упускает возможности говорить об армии и вооружении, напоминая о важности их развития. Посещая зону АТО, он надевает военную форму. Президент неоднократно открыто идентифицирует боевые действия на востоке Украины как войну с Россией, хотя формально в Украине нет режима военного положения. Вводить его в действие - это право как раз президента. Зато в государстве действует особый период, который наступил с момента объявления мобилизации. Указами президента, частичных мобилизаций за три года было шесть. Также на востоке страны в ряде городов действуют военно-гражданские администрации, по решению президента. ВГА - государственные органы в районах проведения АТО для обеспечения безопасности и нормализации жизнедеятельности населения. ВГА является своеобразным образом военных администраций в мирное время.
В течение трех лет бои за Иловайск в 2014 году и за Дебальцево в 2015 году стали ключевыми для геополитической шахматной доски с участием Украины. Именно после "котлов" возникли "Минск" и "Минск-2" - соглашение о перемирии. Под ними не стоит подпись президента Украины Петра Порошенко, но их он называет безальтернативными. Хотя боевые действия продолжаются и сейчас. По словам экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко, альтернатива договоренностям – это война, нести человеческие жертвы. Поэтому нужно договариваться, хотя Россия не идет по этому пути. "Есть вынужденая позиция, которая, с другой стороны, позволяет нам подтягивать состояние вооруженных сил до необходимого уровня, накапливать силы. А уж когда придет время "Ч", тогда ситуацию будут решать другим состоянием", - говорит он.
В столице Беларуси до сих пор время от времени собирается трехсторонняя контактная группа, которая договаривается об имплементации договоренностей. Параллельно на уровне глав государств собирается "нормандская четверка", которая обсуждает решения конфликта. Что в Минском, что в "нормандском" форматах переговоров Украина контактирует с представителями России. Это чуть ли не единственные дипломатические контакты с РФ. Сейчас и в Украине, и в России отсутствуют послы своих государств. Их обязанности выполняют временно поверенные в делах. Первые лица государства за три года не посещали с официальным визитом Россию, как и руководители России - Украину.
Кроме аннексии Россией Крыма и причастности соседей к войне на востоке Украины, в течение трех лет произошел ряд событий, которые отражали ухудшение состояния отношений между двумя странами. Украинский парламент принял постановление с признанием агрессии России за ее действия в Крыму и на Донбассе, в новой военной доктрине Российская Федерация объявлена военным противником, стороны денонсировали ряд торговых соглашений и ввели санкции, Украина прекратила покупать российский газ, гражданам России разрешили въезжать в Украину только по заграничным паспортам, а сейчас идет дискуссия о введении визового режима с РФ.
"Один из крупнейших недостатков этого парламента то, что он руководствуется извне. И управляют этим парламентом два человека - Порошенко и Яценюк", - так начинает свою 40-минутную беседу с РБК-Украина о президенте и его влияниях на процессы построения государства представитель фракции "Батькивщина" Сергей Власенко. О влиянии Порошенко на парламент говорят как в коалиции, так и в оппозиции, независимо от цвета и процента демократичности последней.
"У него нет настоящего влияния на парламент. У него есть деспотичное влияние на парламент. Это большая разница - влияние авторитетом, конкретными действиями и харизмой - это одно дело, а деспотичное влияние - это влияние прошлого. Там прикрутить, там кому-то пальчиком показать, там уголовное дело открыть, там свалку поджечь, там мусор не дать вывезти - это не современно ", - делится своим ощущением президента председатель парламентской фракции "Самопомич" Олег Березюк.
Конечно, в самой президентской фракции несколько осторожны в заявлениях о подконтрольности Верховной Рады президенту. Там это влияние объясняют наличием в парламенте именной президентской фракции, которая за почти три года даже укрепила свои позиции на семь депутатов - с 133 до 140. "Порошенко влияет на уровне своей фракции. Она называется "Блок Петра Порошенко". Безусловно, мы координируем свою позицию с президентом ", - объясняет изданию заместитель председателя фракции Сергей Березенко, который за последние два года совершил очевидный скачок в политической карьере и стал одним из наиболее приближенных лиц к президенту. Другой заместитель председателя фракции в неофициальной беседе с РБК-Украина буквально называет Порошенко "бенефициаром" БПП.
"Что такое влияние? Мы голосуем за президентские законы? Голосуем! Это означает, что (он, - ред.) влияет? Влияет. Он накладывает вето на законопроекты? Накладывает. Значит, имеет влияние? А командует парламентом? Не командует. И ни один президент за всю историю не командовал парламентом", - объясняет свою логику замглавы президентской фракции Александр Третьяков.
Явное влияние Порошенко и Банковой в парламенте наблюдалось в самом начале формирования коалиции тогда еще пяти фракций - БПП, "Народного фронта", "Самопомичи", "Батькивщины" и "Радикальной партии Олега Ляшко". Как рассказали РБК-Украина участники процесса сразу из нескольких фракций, Банковая в ноябре 2014 года разработала свой вариант коалиционного соглашения и планировала, что его просто подпишут партнеры по коалиции. Возможно, с незначительными правками. "Помню момент, когда мы приходим первый раз на встречу. Тогда собиралось три фракции - мы," Народный фронт "и БПП. Сидят представители от него (президента, - ред.). Говорим: "Как же мы будем объединяться? Каким будет наше коалиционное соглашение?". А они: "А причем здесь вы? Там уже все решено", - делится воспоминаниями Березюк.
"Президент ожидал, что просто сядут трое лидеров партий и подпишут коалиционное соглашение в кабинете президента. Тогда Андрей Садовый сказал, что поскольку ни он, ни Яценюк, ни Петр Алексеевич не будут в парламенте, то, наверное, надо, чтобы люди, которые там будут работать, сели за стол и подготовили коалиционное соглашение, чтобы это был совместный документ. Где-то две недели Петр Алексеевич думал, после чего согласился, и мы начали процесс подготовки коалиционного соглашения ", - добавляет уже вице-спикер Оксана Сыроид.
За стол переговоров сели представители сначала трех - БПП, "Народного фронта" и "Самопомичи", а затем - пяти фракций. Самого президента на коалиционных переговорах не было. Роль посредника между Банковой и Радой выполнял ныне первый заместитель главы Администрации президента Виталий Ковальчук. Участники коалиционных переговоров не скрывают, что несколько раз доходило даже до срыва переговоров. Несколько раз из переговорного процесса вместе с фракцией хотел выйти Андрей Кожемякин ("Батькивщина").
Один из конфликтов произошел, в частности, из-за нежелания Банковой, чтобы в коалиционном соглашении было прописано намерение Украины о вступлении в НАТО. Говорят, будто главе Администрации президента Борису Ложкину даже звонил министр иностранных дел России Сергей Лавров и просил повлиять на ситуацию. "Был страшный конфликт ночью перед самым подписанием. Мы требовали внесения в коалиционное соглашение положения о намерении Украины вступить в НАТО. На Банковой были категорически против, потому что этого не хотел Песков (пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, - ред.), Сурков (помощник президента России Владислав Сурков, - ред.). Мы тогда сидели где-то до двух-трех ночи. Ковальчук ездил между Банковой и Грушевского. Но тогда пошли навстречу друг другу, и все-таки это предложение появилось в коалиционном соглашении ", - рассказал участник переговоров в коалиционном процессе, пожелавший остаться неназванным.
Говорят, президент не хотел соглашаться на финальный вариант коалиционного соглашения и поэтому не отпускал Ковальчука подписывать документ. Когда об этом узнали представители других четырех фракций, то они решили идти к прессе и говорить, что БПП отказывается подписывать соглашение. Но, в конце концов, Ковальчук приехал.
Кроме коалиционного соглашения, Банковая хотела, чтобы партнеры по коалиции подписали также так называемые "понятийки" - неофициальный документ, в котором бы были прописаны сферы влияния той или иной фракции. Но, как сообщил РБК-Украина источник из "Народного фронта", в документ эти договоренности так и не переросли.
Президент контролирует парламент, конечно, не персонально. Для этих целей, в частности, для поиска голосов необходимым инициативам, есть несколько приближенных к президенту людей - первый заместитель председателя фракции и в прошлом бизнес-партнер главы государства Игорь Кононенко, депутат Александр Грановский, недавно назначенный председателем фракции Артур Герасимов, который в интервью РБК-Украина рассказал, что знаком с президентом не менее 19 лет, заместитель Герасимова - Сергей Березенко.
Говорят, что пока Администрацию президента возглавлял Борис Ложкин, то и последний часто выступал в роли посредника между Банковой и Грушевского. Также Ложкин брал на себе фронт работы по переговорам с олигархами - Игорем Коломойским, Ринатом Ахметовым и другими представителями крупного бизнеса. Одной из причин, почему Ложкин покинул свой пост, даже называют тот факт, что ему надоело не выполнять обещания Администрации перед олигархами.
Сейчас собеседники сразу в двух фракциях говорят, что теперь президент лично общается с представителями крупного бизнеса, не доверяя это дело настоящему руководителю АП Игорю Райнину. "Он продолжает руководить фабриками. Сам все делает. Он не любит посредников. Он сам им звонит", - объясняет источник. Кононенко отвечает за переговоры между группами внутри президентской фракции, а Березенко за сотрудничество с депутатскими группами "Воля народа", "Возрождение" и фракцией "Оппозиционный блок".
После того как "Самопомич", "Батькивщина" и "Радикальная партия" покинули коалицию "Европейская Украина", предложения от президента о совместных встречах поступают крайне редко. "Когда была "коалиция пяти", тогда президент собирал у себя раз в две недели, а теперь - раз в несколько месяцев. Инициативы со стороны президента нет", - говорит председатель фракции "Самопомич" Олег Березюк. "Ложкин звонил Ляшко через день, собирал на обеды и ужины", - подтверждает источник во фракции Ляшко.
Возможно, со стороны выход из коалиции трех фракций может быть свидетельством политического кризиса, но на практике никакого кризиса нет. В конце мая Комитет избирателей Украины опубликовал отчет "Три года президентства П. Порошенко: законы, которые поддерживает и блокирует президент". Согласно данным отчета, вопросы, по которым президент обычно, обращается в парламент - это кадровые назначения, входящие в его сферу полномочий; изменения в Конституцию; законопроекты, касающиеся оборонной политики; судебной реформы; правоохранительной деятельности; борьбы с коррупцией; местного самоуправления; финансов и банковской деятельности; ратификации международных соглашений. В среднем законопроекты президента поддерживали даже чаще не его родная фракция, а "Народный фронт" (85% депутатов), 79% - БПП, 74% - "Самопомич". Также "за" голосовали 66% депутатов РПЛ, 53% - "Батькивщины". Депутаты группы "Воля народа" дали 48% голосов "за", "Возрождение" ¬ 32%. Меньше поддержки президентских законопроектов было от "Оппозиционного блока" - 8%.
"Конечно, БПП партнеры с "Народным фронтом", но им этих голосов не хватает. У них растет дыра внутри БПП и им не хватает людей. Поэтому они докупают за различные преференции голоса различных обломков "Партии регионов". Иногда им подголосовывают "Оппозиционный блок". Там есть группа Ахметова. Например, если это интересы Ахметова - электроэнергетика, то они голосуют. Понятно, что радикалы сегодня голосуют по команде от Ахметова и Порошенко. Также они подбирают голоса "Воли народа" и "Возрождения", - объясняет изданию представитель "Батькивщины" Сергей Власенко.
Чаще всего, политическую лояльность можно купить за деньги.
"За 10 минут до голосования за бюджет 2016 на трибуну выходит лидер одной нетрадиционной, простите, боевой, фракции и ударяя себя в грудь говорит: "Скотиняки, мы никогда ... небо упадет на землю". Ровно через 10 минут они голосуют за бюджет. И потом сразу после этого встает премьер-министр в сессионном зале Верховной Рады и говорит: "мы здесь изменили одну строку бюджета, мы выделили на завод пожарных машин в Черниговской области 480 млн гривен". Весь политикум знает, что этот завод относится к сфере боевой фракции "скотиняк", - добавляет Власенко.
Ярким примером поддержки кадрового решения президента группами "Возрождение" и "Воля народа" стало голосование за назначение генеральным прокурором Юрия Луценко в мае прошлого года. Тогда 264 голоса "за" стали возможны благодаря голосованию в полном составе группы "Возрождение" (23 "за") и "Воля народа" (17 из 19 депутатов проголосовали "за"). Три голоса поддержки дали и в "оппозиционном блоке". "Он (президент, - ред.) опирается на поддержку олигархата. Вы посмотрите на голосование за генерального прокурора, за председателя СБУ, за конституционную поддержку", - комментирует один из руководителей фракции "Самопомич". В качестве вознаграждения, рассказывают депутаты, группы получают тендеры, положительные кадровые решения и тому подобное. "Легче дать какой-то тендер "Возрождению", чем поднять пенсии", - объясняет изданию источник во фракции Ляшко.
Однако в парламенте обращают внимание, что вопросы, которые лоббирует президент, не всегда находят поддержку в сессионном зале. Так, к примеру, произошло при голосовании в начале апреля за законопроект "О Конституционном суде", а также при голосовании в августе 2015 году за изменения в Конституцию в части децентрализации (предусматривали внедрение особенностей местного самоуправления на оккупированных территориях Донбасса). "Они пропихивают все, что связано с судебной реформой. Потому что так же, как и Янукович, президент понимает, что суд - это механизм урегулирования всего. Надо отобрать незаконно собственность? Это суд. Кого-то посадить в тюрьму? Это суд. Надо незаконное прослушивание политических оппонентов? Это суд. Поэтому он делает все, чтобы этот суд поставить под контроль", - объясняет Сергей Власенко от "Батькивщины".
"Они оба из Винницы. Если говорить об отношениях, то они, мягко говоря, специфические", - так охарактеризовал отношения президента Петра Порошенко и премьера Владимира Гройсмана один из руководителей президентской фракции. В чем заключается эта специфичность депутат объяснять отказался.
Гройсман был назначен на должность 14 апреля прошлого года, когда после полугодовых переговоров и открытых скандалов, лидер "Народного фронта" Арсений Яценюк, наконец, согласился уйти в отставку. "Я вам покажу, что такое управление государством", - сказал возмущенный Гройсман, когда РПЛ кричала ему "Позор!" при назначении.
Второй премьер за неполных три года президентского срока, он до последнего не верил, что займет этот пост. Говорят, когда Гройсман в очередной раз поставил свои условия работы на посту премьера, в частности, кадровые, и когда президент на них в очередной раз не пошел, разъяренный будущий глава правительства сел в свой автомобиль и уехал с Банковой, где шли переговоры. Через несколько минут ему позвонил президент и сказал, что уважает принципиальность Гройсмана и поэтому следующим премьером будет Юрий Луценко. Этого было достаточно, чтобы тогдашний спикер круто изменил направление и ход своих мыслей.
Казалось бы, пасьянс должен был сложиться идеально. Порошенко, наконец, поставил своего человека в правительство, но что-то пошло не так. Хотя конфликты Порошенко и Гройсмана не переходят в публичную плоскость, как это было с предшественником Яценюком, однако отношения у них неидеальны. Это РБК-Украина подтвердили, как в коалиционных фракциях БПП и "Народном фронте", так и в оппозиции. Причина - Гройсман захотел стать самостоятельным. "Володя - это человек, который не выигрывал выборы, пришел на все готовое, никогда не был самостоятельной фигурой, а сейчас пытается сесть на такие потоки, что люди просто в шоке - это лес, недра", - объясняет РБК-Украина один из руководителей фракции Яценюка. Примером самостоятельности Гройсмана во фракции БПП, в частности, называют случай, когда президент из СМИ узнал, что премьер собирается повышать минимальную зарплату вдвое - до 3,2 тыс. гривен.
"Мальчик вырос. Он не хочет, чтобы его контролировали какие-то там Кононенки (первый заместитель председателя фракции БПП, бывший бизнес-партнер Порошенко Игорь Кононенко, - ред.), Порошенки. Он хочет принимать самостоятельные решения. А Порошенко рассматривает всех как секретарш и помощников ", - говорит один из руководителей фракции" Самопомич ".
На сколько бы Гройсман не желал вести самостоятельную игру, в парламенте понимают, что его правительство является зависимым от людей, которые привели министров, - Порошенко и Яценюка. Конечно, Гройсман может опереться на свое ближайшее винницкое окружение, которое он привел в Кабмин, - вице-премьера Владимира Кистиона, министра социальной политики Андрея Реву и приближенного к нему министра Кабинета министров Александра Саенко, однако этих людей недостаточно, чтобы управлять всеми процессами. "Если премьер-министр имеет правительство, сформированное фактически не им, не людьми его политической силы, то, конечно, он является зависимым, и не важно, зависим он на 5% больше, или на 5% меньше. Эта зависимость есть и она объективная", - считает вице-спикер Рады Оксана Сыроид.
Еще одной причиной напряженности в отношениях Порошенко и Гройсмана могло стать желание последнего до следующих парламентских выборов создать собственную политическую партию, которую можно было бы завести в парламент. Сейчас у Гройсмана есть партия регионального уровня "Винницкая Европейская стратегия", но сложно вывести партию из регионального уровня на общегосударственный, тем более, что в самом названии предусмотрена региональная привязка. "Гройсман сейчас делает свой проект. На этом фоне у них (с президентом, - ред.) и конфронтация", - рассказал РБК-Украина источник, близкий к руководству "Народного фронта". Издание пообщалось еще с рядом депутатов во фракциях коалиции, но пока никто не смог подтвердить информацию, что премьер таки начал работу над созданием своей будущей парламентской партии. Более того, публично Гройсман заявляет об отсутствии у него амбиций быть либо лидером партии, либо президентом.
"Я бы на его месте делал бы свой собственный проект. Его может поддержать часть "Народного фронта" , "Самопомич", думаю, будет не против. Мы тоже будем "за", потому что нам Володя лучше, чем Порошенко. Но он пока ничего не говорит ", - утверждает один из депутатов группы "Возрождение". Да и в самой фракции львовского мэра Андрея Садового в неофициальных беседах возможный ход Гройсмана называют "достаточно логичным и правильным".
В команде премьера рассказали РБК-Украина, что пока им ничего неизвестно об идее создания партии, однако намекнули, что до выборов еще много времени. "Как только Гройсман начнет строить политический проект, его сразу начнут топить. А в правительстве еще очень много работы, которую хочется успеть сделать. Если летом надеть зимнее - до зимы можно и не дотянуть", - провела аналогию человек, достаточно приближеная к премьеру.
Президент имеет влияние на премьера. Но это уже не отношения между наставником и учеником, а скорее, партнерские. Петр Порошенко, скорее всего, не хочет через некоторое время получить еще одного бывшего главу правительства, который будет иметь рейтинг, связи, опыт и свою политическую силу и не будет причастным к команде президента. Поэтому, наверное, все активнее обсуждается тема, что Владимир Гройсман станет новым председателем партии "Блока Петра Порошенко "Солидарность". Никаких препятствий для этого не существует - бывший ее руководитель, Виталий Кличко, уже заявил о сложении своих полномочий. Дело за малым - Гройсман должен сам сделать свой выбор - он либо начинает самостоятельную политическую игру, либо остается в команде Петра Порошенко.
Однако наличие своей партии, даже коалиционной - не гарантия прочности премьерского кресла. К примеру, Арсения Яценюка, первого премьера при президенте Порошенко, не смогло спасти наличие партии "Народный фронт". И рейтинги - дело очень изменчивое. Особенно для партий власти. За два года премьерства Яценюка поддержка "Народного фронта" скатилась с 22% (самый высокий показатель на парламентских выборах в 2014 году) до границ статистической погрешности (1%).
В "Народном фронте" говорят, что несмотря на то, что их лидер отстранен от видимых воздействий на политические процессы страны, Яценюк сохранил за собой фактическое влияние на принятие решений. И причиной тому является наличие как своих министров в правительстве Гройсмана, так и вхождение Яценюка в "стратегическую семерку". "Без нашей фракции не существует коалиции, правительства. Такой инструмент оставляет серьезное влияние на президента", - объясняет собеседник.
Напомним, что "Народный фронт" представлен в правительстве шестью министрами из 23-х. Представителями НФ является секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Андрей Парубий. Яценюк влияет на уровне стратегической семерки или девятки, как ее в последнее время стали называть, в которую входят президент, генеральный прокурор Юрий Луценко, первый заместитель главы президентской фракции Игорь Кононенко, премьер Владимир Гройсман, Арсений Яценюк, министр внутренних дел Арсен Аваков, секретарь СНБО Александр Турчинов, главы фракций БПП и НФ - Герасимов и Бурбак.
Но речь идет не только о самом влиянии. Во фракции Яценюка подчеркивают, что собственно отношения Порошенко и Яценюка значительно улучшились с момента, когда президент уговорил уйти в отставку последнего. Приближенные люди к Яценюку даже отшучиваются, что отношение Порошенко к премьеру Яценюку было на порядок лучше, чем к премьеру Гройсману. "Гройсман говорит "да" и не делает. Это очень раздражает Петра Алексеевича. Яценюк по сравнению с Владимиром Борисовичем, был просто солнышком", - добавляет уже другой достаточно влиятельный депутат.
"Они (отношения Порошенко и Яценюка, - ред.) абсолютно конструктивные. За три года накопилось очень много каких-то взаимных обид и претензий. Это как в семье. Когда жена с мужем живут долго, у них есть разные периоды в жизни. Но , когда их объединят общие цели ... Порошенко и Яценюка объединяет понимание одного - что у нас есть жестокий, подлый враг - это Российская Федерация, и если мы сделаем хоть один неверный шаг, уничтожат наше государство и всех нас", - заявил РБК-Украина председатель комитета по вопросам национальной безопасности, представитель "Народного фронта" Сергей Пашинский.
Однако в команде экс-премьера не скрывают, что Яценюк - довольно злопамятный и не забудет Порошенко, что тот его "слил". Депутаты рассказывают, что Банковая планировала, что Яценюк будет в премьерском кресле недолго, а для этого еще в ходе подписания коалиционного соглашения в Администрации президента предлагали вписать в текст соглашения дедлайны, к которым должны быть выполнены те или иные вопросы, а в случае их не выполнения отставка Яценюка была бы гарантирована. "Они подписывали коалиционное соглашение и уже знали, что хотят устранить Яценюка. Это был вопрос времени. Ему нужен премьер, который будет впускать в свою сферу полномочий. Каждая встреча сводилась к тому, что это кадровое назначение должно быть таким, как хочет Петя", - объясняют соратники экс-премьера.
Еще один участник переговорного процесса по коалиционному соглашению утверждает, что Порошенко на самом деле хотел, чтобы Яценюк ушел в отставку осенью, а не весной 2016 года, а к тому времени в стране нарастал кризис, но вмешалась оппозиция, и дожала Яценюка.
Появление патрульной полиции стало одним из заметных достижений за время президентства Петра Порошенко (фото - president.gov.ua)
Петр Порошенко занял пост президента после того, как полномочия главы государства были сокращены. К Конституции в версии 2004 года, которая восстанавливает парламентско-президентскую форму правления, Украина вернулась сразу после Майдана. По старой Конституции глава государства мог назначать по представлению премьер-министра членов правительства, то ныне министры, в том числе, глава МВД, назначаются на должность по представлению премьера и их увольняют с должности голосованием в Верховной Раде. Должность Генпрокурора осталась конституционной прерогативой президента. В то же время возможность назначать руководителя СБУ отдали парламенту - но тоже, по представлению президента.
За последние три года в Украине был создан еще один правоохранительных орган - Национальное антикорупцийне бюро Украины, которое забрало у Генпрокуратуры часть полномочий и расследует коррупционные преступления в высших эшелонах власти. Уволить директора НАБУ может как президент, так и парламент. Таким образом, сейчас в Украине существуют четыре правоохранительные структуры, руководители которых, кроме министра МВД, тем или иным образом законодательно зависимы от президента. Но расстановка сил в фактическом влиянии несколько отличается от законодательной.
Из всех правоохранительных органов чаще всего меняли руководителей только в Генпрокуратуре. В первый период президентства Порошенко генпрокурор Виталий Ярема был чужаком в команде президента, не получил полного доверия и Виктор Шокин, вся жизнь которого была связана с ГПУ. Своим стал нынешний генпрокурор - Юрий Луценко. До лета 2015 года действующий генпрокурор возглавлял в парламенте крупнейшую и пропрезидентську фракцию "Блок Петра Порошенко". С президентом у него не только приятельськи отношения - в свое время Юрий Луценко и супруга президента Марина Порошенко крестили ребенка министра информполитики Юрия Стеця. Юрий Луценко также является членом так называемого "Стратегического совета" при президенте - полумифического органа, который нигде не закреплен в законодательстве, но имеет колоссальный вес в украинской политике. Именно на заседаниях этого совета принимаются важнейшие решения, которые позже обретают форму парламентских законопроектов, постановлений правительства или указов президента.
Директором НАБУ, по результатам открытого конкурса стал Артем Сытник. Вначале были опасения, что он станет "ручным" для президента, а в списке фигурантов дел будут отсутствовать "друзья" власти. Эти опасения начали развеиваться после полноценного запуска работы бюро и расследования "дела Мартыненко" и "дела Насирова", которые напрямую затрагивают нынешнюю власть. На одном из публичных мероприятий директор Бюро Артем Сытник заявил: "нам удалось создать независимый правоохранительных орган". В комментарии РБК-Украина Сытник уточнил, что с президентом у него "нет никаких отношений" и "это - запрещено законом".
Источники в АП говорят, что на первом этапе создания НАБУ они недооценили влияние США. Сейчас много кто говорит о том, что президент действительно имеет влияние на НАБУ. Влияние на Бюро есть у посольства США в Украине. "Есть информация, что все назначения, которые происходят в НАБУ, не ниже уровня руководителя департамента, согласовуются с посольством", - говорит источник в одном из правоохранительных органов. В НАБУ, конечно, это опровергают, указывая на то, что попасть в Бюро можно лишь по результатам открытого конкурса.
Зато на Министерство внутренних дел со стороны президента нет никакого влияния, отмечают в профильном комитете и эксперты. Нынешний глава МВД Арсен Аваков был назначен на должность по квоте "Народного фронта" Арсения Яценюка еще 27 февраля 2014, когда еще не было известно, кто станет новым президентом. Он остался в должности даже после смены главы правительства в 2016 году, когда премьер-министром стал политический союзник президента Владимир Гройсман.
По словам советника министра Зоряна Шкиряка, пока замены Авакову нет, мол, он единственный, кто может возглавлять это министерство. В то же время Шкиряк называет сами разговоры о подконтрольности или не подконтрольности - "бредом". "Министр внутренних дел действительно является представителем "Народного фронта". Его выбрал парламент. И сейчас в парламенте коалиция "Народного фронта" и "Блока Петра Порошенко". Есть министры, представители БПП, есть министры, представители "Народного фронта", других политических сил, вообще не представители той или иной политической силы. Есть коалиция, и это закон так толкует, что коалиция назначает Кабинет министров. Но говорить о подконтрольности или не подконтрольности - это полный бред ", - говорит он. В то же время отмечает, что, как главнокомандующий, президент также определяет военную стратегию по привлечению пограничников, нацполиции, Нацгвардии, которые входят в систему МВД.
Президент не вмешивается в деятельность МВД. Все, что он делает - дает поручения по каким-то резонансным делам, например, убийству журналиста Павла Шеремета, или принимает участие в праздничных мероприятиях. Но Аваков больше, чем министр. Время от времени появляется информация, что он, то сам создает свою партию, то принимает на себя руководство "Народным фронтом". Он не просто возглавляет министерство, он выстраивает свое политическое будущее. "Президент ненавидит Авакова, потому что министр может сказать президенту "нет", - говорит источник в НФ.
Первый заместитель председателя комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Николай Паламарчук (БПП) считает, что глава государства должен иметь рабочие отношения со всеми, а также должен влиять на все органы, а именно - требовать четкой работы в правовом поле. "Влияния не должен быть, где президент берет под навес и, может, отдает незаконные какие-то указания - это неправильно. Я уверен, что Петр Алексеевич не дает таких указаний и не может давать априори", - говорит он.
В Администрации президента существует Национальный совет реформ. На его сайте, в рубрике "Реформы" указаны направления, которыми он занимается. Среди них отсутствует правоохранительное направление. Интересно, что среди членов совета Арсен Аваков - единственный, кто представляет правоохранительные органы.
Руководитель аналитического центра УХСПЧ Олег Мартыненко отмечает, что Совет реформ - это номинальная структура, роли которой нет ни в координации, ни в продвижении изменений. "Что касается реформы СБУ - там ее нет, не было и в ближайшее время не предвидится, потому что нет никакого движения. МВД - уже написано-перенаписано - роль президента в этом процессе явно негативная, потому что это он привел двух грузин в МВД, которые оказались не украинками, не патриоткам, как они заявляли, а каждая по году отработала по американскому контракту и уехала. Аваков из этого "стриг купоны", так как нажил политические дивиденды. Он был против этого президентского решения и теперь он показывает: видите, что делается, когда некомпетентные люди президента лезут в процесс реформирования".
Источники в НФ не согласны с тезисом "про купоны". "Навязывание президентом Деканоидзе имело катастрофические последствия: рост преступности, вымывание профессионалов из следствия, назначение каких-то неизвестных людей для отбора новых сотрудников в МВД. Доходило до того, что некоторых следователей освобождали от должности во время расследования дел", - говорит собеседник в НФ. Тогда Аваков должен был работать на два фронта: не допустить отставки Арсения Яценюка и стараться не потерять контроль за министерством. По сути, говорят источники, на приход Деканоидзе министр согласился в обмен на сохранение Яценюка в кресле премьера. Когда Яценюк все-таки ушел в отставку, МВД покинула и Деканоидзе. Сейчас, говорят источники, отношения между Аваковым и Порошенко стали более сдержанными, но все равно - прохладными. Все потому, что до конца не понятно, как будут проходить выборы, кто и как на них пойдет, согласится ли глава государства на уменьшение своих полномочий, будет ли двухпалатный парламент или нет. Поэтому пока, даже те, кто относится друг к другу с подозрением, но находятся у власти, стараются держаться вместе.
По словам директора Харьковского института социальных исследований Дениса Кобзина, хоть президент и его команда и не были активными в реформировании Нацполиции, но он стал одним из тех, кто договаривался про донорские деньги на создание патрульной полиции. В то же время реформа ГПУ должна была быть согласована с реформой Нацполиции, потому две структуры в своей работе тесно взаимосвязаны. Кроме того, в МВД произошли противоположные реформе децентрализации и передачи на места ресурсов и полномочий тренды. "Под крышей" министерств оказалась Национальная полиция Украины, Государственная пограничная служба Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственная миграционная служба Украины и Национальная гвардия Украины. И этот "монстр" находится не под контролем Петра Порошенко. Им руководит Арсен Аваков. "Централизация - это шаг назад, который, в лучшем случае, мы отыграем. Нужно понимать, что в этом есть наибольший риск – речь идет не о том, что это сейчас происходит, хотя и это шаг назад, а о том, что мы не знаем, кто придет к власти завтра и послезавтра. Мы можем получить вариант типа Януковича, который завтра придет демократическим путем к власти - какой-нибудь "Янукович-2" - он будет очень рад получить такую махину и такую централизованную систему в свои руки ", - говорит Денис Кобзин.
"Однозначными плюсами можно назвать предоставление Украине безвизового режима и подписание (а впоследствии и завершения ратификации) Ассоциации с Европейским союзом. Конечно, желательна следующая цель - получить от ЕС четкий сигнал, что в краткосрочной перспективе мы можем стать полноценными членами этой организации", - говорит глава правления Института мировой политики Виктор Шлинчак, в ответ на вопрос о главных внешнеполитических достижениях президента Порошенко.
Также в арсенал побед президента эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко добавляет активизацию двусторонних отношений с рядом государств. В частности, с Германией (что очень важно на фоне неопределенности Соединенных Штатов), Турцией и Румынией и сохранени санкций ЕС и США по отношению к России. "Украина смогла пока выдержать давление международного сообщества в вопросе мирного урегулирования. Несмотря на то, что мы были вынуждены подписать невыгодные для национальных интересов Минские соглашения, нам удалось отстоять сохранение санкций против России и не пойти на непопулярные уступки - изменения в Конституцию в части особого статуса ОРДЛО и закон о выборах в ОРДЛО", добавляет эксперт.
"То, что они (санкции - ред.) есть, я думаю, тоже очень положительный результат. Другое дело, что они, по моему мнению, могли быть значительно сильнее. И вот в этом состоит главная задача нашей внешней политики - донести до наших партнеров правду, что делает Россия и убедить их в том, чтобы эти санкции были настолько болезненными для России, чтобы она отказалась от своей неадекватной политики ", - считает бывший министр иностранных дел (2007-2009 гг.) Владимир Огрызко и добавляет, что и сама внешняя политика не только США и ЕС по отношению к России, но и Украины должна быть намного жестче. Несмотря на массу сообщений в СМИ о возможном смягчении или даже снятии санкций Штатами, бывший чиновник уверяет, что такая модель развития наиболее невозможна, учитывая и так постоянные обвинения президента США Дональда Трампа и приближенного к нему круга лиц в сотрудничестве с Россией. "Трамп будет вряд ли идти на такие шаги (отменять санкции, - ред.), понимая, что в тот самый момент будет обвинен в зависимости от России. Этого он сейчас боится, возможно, больше всего", - добавляет Огрызко.
И то, что одни называют победой президента, другие считают не его победой. "Соглашение о Ратификации, как и безвиз - это огромный труд дипломатов в течение последних 20 лет, очень тихо, без пиара, 20 лет пахали над Соглашением об ассоциации - абзац за абзацем, предложение за предложением. А безвиз - это заслуга украинского общества, которое вышло на Евромайдан и с которого началась Революция достоинства. Это не заслуга ни президента, ни парламента", - высказывает свое возмущение РБК-Украина вице-спикер парламента Оксана Сыроид. Более того, вице-спикер считает, что Соглашения об ассоциации и безвиза недостаточно для ведения внешней политики государства.
"Если бы безвизовый режим дали день в день, как обещалось, или на день раньше, тогда можно говорить о достижениях, а остальное - это выполнение обязанностей, за которые высшее должностное лицо в государстве получает заработную плату", - считает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.
Однако факт остается фактом – это при президенте Петре Порошенко Украина получила безвиз. "Это наша победа. Никому до нас это не удавалось", - говорит Петр Порошенко и с этим трудно спорить. Говорят, глава государства поименно знает депутатов голландской Палаты представителей, которые, пусть не с первой попытки, но проголосовали за одобрение Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.
"Если говорить о Соглашении об ассоциации, то это план работы на ближайшие семь-восемь лет. И если дома мы его нормально выполним, то у нас есть все шансы переходить к следующему этапу отношений с ЕС - началу переговоров о вступлении. Поэтому сказать, что ничего не делается во внешней политике, было бы совершенно неправильно. Уже эти два события являются свидетельством того, что делается, и делается много ", - считает экс-министр иностранных дел (2007-2009 годы) Владимир Огрызко.
Пока ЕС видит Украину скорее как соседа-партнера, а не как страну, которая может быть важным фрагментом "европейского проекта". Чтобы Украина заинтересовала ЕС, наши партнеры должны убедиться, что Украина может быть не только реципиентом международной помощи, но и донором в определенных вопросах. "Мы должны перестать просить. Мы должны стать интересными для наших партнеров. Чтобы они не сотрудничали с нами из жалости, чтобы дать какую-то поддержку, помощь, подачку", - говорит Сыроид.
Серьезным просчетом президента называют то, что Банковая активно поддерживала кандидата от демократов Хиллари Клинтон на президентских выборах в Штатах. Это, в итоге, испортило отношения с нынешней администрацией республиканца Дональда Трампа. "Стоит вспомнить, какую позицию занимал официальный Киев в период избирательной кампании в США, когда была явно продемонстрирована "проклинтонская" позиция. Это стоило невероятных усилий для того, чтобы как-то загладить это неудобное положение. Ответственные государства до последнего не высказывают свою позицию к тому или иному кандидату, понимая, что, возможно, придется налаживать отношения с кандидатом, который им не нравился", - объясняет эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник.
Улучшила бы украино-американские отношения, по мнению председателя парламентского комитета по иностранным делам Анны Гопко, смена посла Украины в США. "Я считаю, что с новой администрацией президента Трампа мы могли бы открыть новую страницу, в частности, с новым послом Украины в Штатах", - заявила депутат РБК-Украина. Напомним, что последние два года этот пост занимает Валерий Чалый.
Недоработкой Порошенко председатель правления Института Мировой политики Виктор Шлинчак называет также "затягивание с назначением послов" в ряд государств и международных организаций. Так, по данным украинского МИД, по состоянию на конец апреля этого года, послы Украины не были назначены почти в двух десятках стран: Латвии, Казахстане, Швейцарии, Армении, Греции, Дании, Хорватии, Черногории, Македонии, Ирландии, Алжире, Перу , Эфиопии, Анголе, Сирии, Республике Корея и Кубе, а также не назначены постоянные представители в миссию Украины при НАТО.
"В чем он молодец? Безвиз, Ассоциация - это два успеха. Все. Мы даже не смогли воспользоваться международным правом, как жертва агрессии. Завели в тупик этот конфликт, который будет продолжаться еще Бог знает, сколько", - так оценил работу президента Петра Порошенко на внешней арене директор Института внешней политики Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины Григорий Перепелица и добавил, что расценивает как внешнюю, так и внутреннюю политику президента полностью провальными.
Немного высшую оценку президенту за работу на внешнем рынке дают эксперты Центра Разумкова. "Если давать оценку трем годам работы на внешней арене, то скорее можно говорить о каких-то, если не достижениях, то успехах. Если говорить о внутренней политике, особенно политике безопасности, то там гораздо больше провалов. Такое впечатление, что ему более комфортно работать за рубежом, чем внутри страны", - отмечает эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник.
"Он не пришел", - жалуется нардеп Сергей Тарута на президента Петра Порошенко, который проигнорировал приглашение бизнеса. Эти события произошли три года назад. После президентских выборов в 2014 году председатель Донецкой ОГА, в прошлом олигарх Тарута в столичном отеле Hyatt хотел обсудить с бывшим представителем крупного бизнеса создание рыночной экономики в государстве с большим инвестиционным климатом и кредитным рейтингом страны.
Более полугода назад в этом же отеле представители Федерации работодателей Украины, членами которой является большой бизнес, вместе с несколькими бизнес-ассоциациями встречались с Петром Алексеевичем и правительством. Это была третья подобная встреча за три года президентской каденции. Глава ФРУ Дмитрий Олейник вспоминает, что каждый раз обсуждались проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес: политика Нацбанка по борьбе с фиктивными банками часто выглядела как перераспределение ресурсов; в НКРЕКП не хватает прозрачности и ответственности; в Украине до сих пор не запущено экспортно-кредитное агентство, которое способствовало бы выходу украинских товаров на внешние рынки. Тема отсутствия агентства, например, обсуждалась как раз на последней встрече. "Нас слушали, но я не уверен, что нас всегда слышали для того, чтобы были действия, - говорит Дмитрий Олейник, по словам которого на некоторые замечания отреагировал правительство. - Если мы говорим о Конституции, то к президенту в экономической части не должно быть никаких вопросов. А если мы говорим о жизни, то в принципе жизнь складывается таким образом, что президент является политическим лидером не только страны, но и политической силы, которую фактически он возглавляет, и соответственно, конечно, через этот механизм влияет на экономическую политику в государстве".
В конце 2014 президент создал официальную площадку для переговоров с бизнесом - Национальный инвестиционный совет. При этом ликвидировал совет отечественных и иностранных инвесторов. В новый состав консультативного органа при президенте, офис которой возглавляет сейчас экс-заместитель министра экономики Юлия Ковалив, входят представители крупного бизнеса и финансово-промышленных групп. "Наличие такого функционирующего совета - это хорошая мировая практика, которая успешно внедряется в Украине. Важный момент - есть диалог между первым лицом государства и крупным бизнесом. Это очень важно. Потому что на таких встречах не обсуждается вопрос невозврата НДС, а обсуждают вещи, которые называют инвестклимат, - рассказывает Антон Усов, старший советник ЕБРР по внешним связям в странах восточной Европы и Кавказа, который также входит в нацинвестсовет, уточняя, что под "инвестиционным климатом" подразумевает также вопросы давления на бизнес. - Мы очень активно сотрудничали с Администрацией президента по реализации "чернобыльских проектов", за которые отвечал ЕБРР. Там очень большая финансовая и другая ответственность. И здесь у нас было тесное сотрудничество с Аппаратом президента, с самим президентом. Он посещал все важные мероприятия, которые были связаны. ЕБРР своих денег в "чернобыльские проекты" вложил где-то 750 млн евро ".
Но было бы очень наивно говорить только об официальной, так сказать, "политике в манишках". В прошлом году в журналистских расследованиях постоянно появлялась информация о наличии неофициальных контактов Администрации президента с представителями финансово-промышленных групп. В частности, речь идет о визите на Банковую в вечернее время владельца SCM Рината Ахметова и группы "Приват" Игоря Коломойского. Тем самым, это запятнало курс на деолигархизацию государства, который декларировал Петр Порошенко после избрания его президентом. От олигархов президент избавиться не смог. На этом пути есть только одна жертва - Игорь Коломойский, который сначала перестал управлять Днепропетровской ОГА, потом потерял контроль над "Укрнафтой", еще позже - лишился "ПриватБанка", оставшись в долгу перед государством.
Дмитрий Олейник утверждает, что любой бизнес, который контролирует большие системы, имеет влияние на президента. В частности, через информационный ресурс. Например, несмотря на потерю "ПриватБанка" в прошлом году, у Игоря Коломойского есть медиарычаг - "1 + 1". А владелец активов в химической промышленности Дмитрий Фирташ, несмотря на нынешние трудности с законом и будучи невыездными из Вены, так же обладает одной из важных "кнопок" государства - телеканалом "Интер". "Влияние трансформируется. Я думаю, что это - положительная составляющая. А вот в какие форматы он трансформируется и уменьшается ли он так, как хотелось бы в открытом гражданском обществе, в открытой экономике и в конкурентоспособной экономике - мне кажется, что нам, стране, еще из ползунков надо расти. Еще мы не выросли, к сожалению, в этой части ", - говорит он.
Последний год мало кто вспоминает о бизнесе самого президента Порошенко. После избрания президентом он пообещал от него избавиться. Большинство активов оказались в так называемом слепом трасте. Он оставил себе медиактив - "5 канал". На прямой вопрос в интервью DW в 2015 году - чем он отличается от других олигархов, которые владеют медиа, Петр Алексеевич пояснил, что он не влияет на редакционную политику телеканала, а журналисты "часто критикуют власть". Насколько лояльным остался канал Петру Алексеевичу, стало понятно в один из критических для президента моментов - весной 2016 года на медиапространстве вспыхнул Panamagate. В журналистском расследовании, основанном на утечке "панамских документов", "засветился" Петр Порошенко как владелец оффшорных компаний. Тогда "5 канал" в своих новостных выпусках в prime time всячески преуменьшал важность этой темы, подавая ее внутри или в конце эфира с отсутствием критики действий президента.
Впрочем, соратники президента уверены, что свое обещание - провести деолигархизацию Украины - президент выполнил. Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Борислав Розенблат, который, по его словам, знает Петра Алексеевича с середины 90-х, говорит об этом как о свершившемся факте. Мол, олигархи не имеют уже такого влияния, как во времена предыдущей власти. "И Фирташ, тот же самый Бой ... ну, не Бойко, я не буду говорить, потому что некоторые в парламенте присутствуют, потому что все-таки не объединены бизнесом ... но Ахметов, Коломойский, Григоришин, все др. На сегодняшний день они все теряют свое влияние. Оно еще есть ", - заявляет он, уточняя, чтобы окончательно снизить уровень влияния олигархов президенту и его команде нужно заставить силовиков прекратить давление на бизнес.
О том, что финансово-промышленные группы имеют меньше влияния, говорит и Сергей Тарута. Но с одним уточнением - контроль установил Петр Порошенко, теперь он руководит и Коломойским, и Ахметовым: "Я говорю, что сам слышу от других, от представителей бизнеса, что он пытался и пытается дальше забирать бизнес у всех крупных бизнесменов".
Там, где большой бизнес - там большая коррупция, потому что главное, на чем зарабатывают олигархи, это государственный бюджет. Они заинтересованы в уменьшении налогов, получении госзаказа для предприятий, льготных тарифов для своих бизнесов. Во время инаугурационной речи в 2014 году новоизбранный президент Украины Петр Порошенко лишь трижды упомянул слово "коррупция", в том смысле, что она мешает свободной конкуренции и в обществе есть потребность в общенациональном антикоррупционном пакте между властью и народом, и в антикоррупционной люстрации судов, правоохранительных, налоговых и таможенных органов.
По результатам индекса восприятия коррупции в 2014 от Transparency International, Украина занимала 142 место из 175 позиций, оказавшись на уровне с Угандой и Коморскими островами. В 2016 году - 131 место из 176 стран. Показатель 29 баллов Украине разделили с Казахстаном, Россией, Непалом и Ираном.
Исполнительный директор Transparency International Украина заявил РБК-Украина, что за три года президентства Петра Порошенко коррупционные процессы в стране децентрализировались. При предыдущей власти она имела четко выстроенную вертикальную структуру, когда коррупцию в государстве возглавляли те, кто сидел в администрации президента. Ныне же в окружении главы государства существуют различные группы, которые разделили между собой сферы влияния, в том числе, и люди из ближайшего окружения главы государства. Сами коррупционные схемы не изменились, но и нет четких доказательств, что к созданию такой системы причастен лично Петр Порошенко. "Больше похоже на то, что это - действительно творчество отдельных бизнесов на государстве в достаточно близком окружении президента, которые действуют от его имени, часто не согласовывают напрямую с президентом, - говорит Юрчишин, уточняя, что на форуме сейчас жесткое закрепление групп влияния кураторства в отдельных сферах. - Условно, мы можем сказать о интересах со стороны как команды президента, так и со стороны команды "Народного фронта" в сфере национальной безопасности и обороны, в зависимости от сферы - или это "Укроборонпром", или это закупка продуктов для армии - фигуранты будут разные".
Председатель антикоррупционного комитета Егор Соболев отмечает, что большинство схем сейчас связанные с управлением государственными предприятиями. "От "Одесского припортового завода "до "Укрзализныци ". На самом деле, все ключевые государственные предприятия, за исключением нескольких, дальше управляются так, чтобы обогащать руководителей государства и тех людей, которым они доверяют это", - заявил он.
Не чувствуют движения антикоррупционных реформ и украинцы. Согласно последним исследованиям компании TNS, которые есть на сайте Национальной ради реформ, 79% опрошенных считают, что изменений в этой сфере нет.
"Что касается выдвижения на второй срок, то есть еще два года президентских полномочий. И надо многое сделать по стратегии развития Украины. Я думаю, что сегодня еще рано говорить о составе потенциальных президентских кандидатов", - заявил президент Петр Порошенко 14 мая на своей ежегодной пресс-конференции. Для четких ответов еще не время, но это не означает, что не пришло время для действий. Петр Порошенко хочет стать президентом на второй срок и будет пытаться сделать все для этого необходимое.
В намерениях Порошенко идти на второй срок не сомневаются и в оппозиции. И каждый видит в любой "пакости" с его стороны намерение избавиться от конкурента. В "Самопомичи" уверены, что пожар на Грибовицкой свалке на окраине Львова и блокировка вывоза мусора в другие регионы - дело АП с целью сбить рейтинг одного из основных, как считают в "Самопомичи", конкурентов Порошенко на предстоящих президентских выборах - мэра Львова Андрея Садового. Хотя, сам Садовый неоднократно опровергал информацию, что имеет президентские амбиции.
"Конечно, готовится к выборам. Издевается над вероятными конкурентами, даже еще не существующими. В частности, речь идет о "Самопомичи" и ее лидере. Он (Порошенко, - ред.) использовал инструмент тоталитарного сталинского режима - шантаж целого 800-тысячного города, дискредитацию города в стране через ложь, подставу, использования аппарата. СБУ и полиция отслеживают вывоз мусора во Львове вместо того, чтобы отслеживать военных преступников", - с нескрываемым возмущением говорит председатель фракции "Самопомич"в парламенте Олег Березюк.
В команде Порошенко уже серьезно не рассматривают Садового как конкурента Порошенко или делают вид, что не рассматривают. "Он (Садовый, - ред.) сам себя похоронил. Он в мусоре", - говорит РБК-Украина один из приближенных людей к президенту.
То, что Садовый далеко не первый конкурент Порошенко, говорят и данные последних соцопросов. Так, по данным социологической группы "Рейтинг", первое место по поддержке населения занимает лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко с 15% поддержки, тогда как Порошенко - 12%. Дышит в затылок Порошенко лидер "Оппозиционного блока" Юрий Бойко (10,2%). В пятерку лидеров вошли также лидер "Гражданской позиции" Анатолий Гриценко и лидер партии "За жизнь" Вадим Рабинович (по 10,1%).
Есть и другие данные. Центр Разумкова приводит результаты своего соцопроса (проводился с 21 по 26 апреля). Так, наибольшую поддержку имеет президент Петр Порошенко - 10,3%, Юлия Тимошенко на втором месте - 9,5%. В пятерку опять вошли со смещением на одну позицию выше Анатолий Гриценко - 8,9% и Вадим Рабинович - 8,1%, а также Олег Ляшко - 7,8%.
В "Батькивщине" не расстроены социологией, опубликованной Центром Разумкова. "Зачем нам смотреть социологию? Прошли выборы в объединенные территориальные общины (30 апреля, - ред.). Голосовало 3 млн человек. Это не социология. Партия "Батькивщина" получила 24% по партийным спискам. "Блок Петра Порошенко" - 15 %. И это при том, что эти местные выборы были грязные, с применением админресурса, запугиванием и вбросом денег ", - отмечает нардеп Сергей Власенко ("Батькивщина").
"Президент имеет сегодня наибольший рейтинг. И если примет решение баллотироваться в 2019 году, я убежден, что у него невероятные шансы победить, - заявил изданию заместитель председателя фракции, один из приближенных к президенту людей Сергей Березенко на момент, пока "Рейтинг" еще не опубликовало результаты своего исследования.
"Конечно, президент Порошенко готовится к переизбранию - на второй срок. Любой президент, который проходит первый срок, готовится ко второму", - уверен народный депутат Вадим Новинский ("Оппозиционный блок"). А в самой президентской фракции подшучивают, что Порошенко готовился ко второму сроку еще даже не будучи избранным. "Еще до первого срока он был готов ко второму", - говорит депутат, бывший руководитель "Комитета избирателей Украины" Александр Черненко.
Если идти на второй срок, то надо побеждать. Очевидно, что стратегия с "избранием президента в один тур, потому что на улице война", которая обеспечила блестящую победу Порошенко в 2014 году уже в первом туре, второй раз не сработает. И главное обещание президента закончить войну за считанные часы выполнено не было. А политическая память украинцев хоть и короткая, но не настолько. Если люди и забудут, то очевидно, что напомнят политические оппоненты. "Деятельность президента должен оценивать народ, но я считаю, что очень многое не выполнено из того, что было обещано президентом. Например, остановка войны за две недели", - заявил РБК-Украина лидер "Оппозиционного блока" Юрий Бойко, когда РБК- Украина обратилось к нему с просьбой оценить эффективность Петра Порошенко на посту президента.
Между тем в коалиции уже размышляют над сценариями победы Порошенко и сохранением действующей политической верхушки у власти. В Администрации серьезно обеспокоены рейтингами Тимошенко и планируют приложить максимум усилий, чтобы не допустить ее победы. "Надо делать все, чтобы не допустить реванш, а реванш уже скоро", - заявила одна из влиятельных преедставительниц в коалиции.
По данным того же Центра Разумкова, которые не были опубликованы, но с которыми ознакомилось РБК-Украина, в случае выхода во второй тур Порошенко и Тимошенко, лидер "Батькивщины" побеждает. Такой же будет результат в случае комбинации "Порошенко-Гриценко". Выигрывает же президент, например, у Бойко. По информации еще одного источника в парламенте, на Банковой всерьез анализируют и расклад "Порошенко-Садовый". Причем при такой комбинации президент тоже проигрывает.
Поэтому в АП сейчас соображают не столько о том, как победить на выборах, сколько над тем, как сохранить власть.
Сразу несколько собеседников в "Народном фронте" рассказали РБК-Украина, что еще до Пасхи президенту был предложен один из вариантов, который может обеспечить поддержку и приверженность населения на выборах. Речь идет о Конституционной реформе, согласно которой президент поделится с парламентом частью полномочий. Поэтому вместо парламентско-президентской формы правления страна может получить парламентскую. "Месяц назад Яценюк предложил Порошенко схему. Порошенко эту тему не принял", - рассказывают в "Народном фронте". Правда, другой источник РБК-Украина в НФ говорит, что собственно идею конституционной реформы первым президенту предложил не Яценюк, а секретарь СНБО Александр Турчинов.
Инициаторы идеи пытаются убедить Порошенко, что иначе ему не победить, а таким образом президент продемонстрирует украинцам, что он против дуализма власти - постоянной борьбы между президентом и премьером, ведь в случае такой реформы вся полнота полномочий переходит к парламенту и правительству, которое полностью формирует Верховная Рада.
"Петр Алексеевич готов будто бы заявить, что он отказывается от ряда полномочий, как президент, но на следующую каденцию. Идут такие разговоры, что они хотят разработать Конституцию парламентской республики. Президент будет "британской королевой". Петр Алексеевич будет премьер-министром. Такую версию я тоже слышал, и такая версия в политикуме обсуждается ", - подтвердил изданию депутат от "Батькивщины" Сергей Власенко и добавил, что если на Банковой таки договорятся запускать Конституционную реформу, возможно, ее проект появится в Раде уже до конца этой сессии, то есть до осени.
Изменится и сам парламент. Пока нет окончательного варианта реформы, но есть вероятность того, что в Украине появится двухпалатный парламент. Одна из палат будет сформирован из 300 депутатов-списочников. Именно она будет формировать и контролировать правительство. Другая - из 150 депутатов-мажоритарщиков - будет отвечать за работу с регионами и главами местных администраций. Поэтому предлагается ограничить президента в праве назначать глав областных и районных администраций, а соответствующие полномочия полностью перекочуют в парламент. Президенту останутся чисто номинальные функции, как, например, у президента Германии. Более того, предлагается, чтобы президента также избирал парламент. Хотя не исключается вариант, когда должности президента и премьера объединят, и соответствующие функции будет выполнять один человек.
"Я не верю ничему, что рождается в недрах администрации президента. Потому что все предложения, которые рождались по изменениям в Конституцию там, они были, или с целью укрепления президентской власти, или с целью перераспределения потоков, а не для улучшения баланса власти. Могут люди обсуждать там все, что угодно, и с целью, возможно, сохранения должности и переизбрания, но о балансе власти там по-честному говорить некому ", - объясняет вице-спикер Оксана Сыроид.
В БПП наличие такого сценария не подтверждают. Объясняют, что все это слухи, а на самом деле, Банковая рассматривает многие модели и пока не понятно, на каком поставят точку. "У президента на столе будет десять моделей и это нормально", - говорит один из влиятельных депутатов президентской фракции.
"На столе" действительно есть, как минимум, одна модель. Она не связана с сокращением полномочий. Наоборот. Это сценарий "сильной руки", которая наведет порядок в судах, победит коррупцию, закончит войну и приведет государство к светлому будущему, крепко держа под контролем важнейшие сферы жизни. Говорят, что проводником этой идеи - сильной и справедливой Украины - является генпрокурор Юрий Луценко, который, если эта концепция победит, начнет реализовывать ее уже осенью. Но не на посту руководителя ГПУ, ведомства, чьи полномочия значительно сократятся, а влияние - уменьшится после создания Государственного бюро расследований, а на посту главы правительства.
Пока президент рассуждает над сценариями своего будущего, идею Конституционных изменений уже подхватила лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко. "Начать мы должны с полной перезагрузки формата и системы украинской власти. А это принятие новой, совершенно другой Конституции, заберет, во-первых, власть у кланов, уберет двоевластие в стране, в-третьих, поставит под контроль власть, в-четвертых, создаст судебную систему, не фейковую, а настоящую. И эта новая Конституция с парламентской формой правления", - заявила Тимошенко 25 мая в программе Face to Face на телеканале ZIK.
Если же все закончится как всегда - много пены во время разговоров и совсем ничего, когда надо действовать, то есть, никаких сокращений полномочий, никаких парламентских республик, а лишь только выборы, то главная задача, над которым будут работать технологи действующего президента, это подобрать ему подходящего соперника. Главная задача - не подпустить Тимошенко во второй тур. Поэтому в Администрации готовы рассматривать сценарий, когда во второй тур с Порошенко выходит лидер "Оппозиционного блока" Юрий Бойко, у которого, убеждены в команде президента, Порошенко выигрывает. "Это схема Кучмы-Симоненко. Вывести Симоненко-Бойко во второй тур и выиграть у него", - объясняет источник в "Народном фронте".
Возможно, что о будущем - и системы власти в стране, и процедуры выборов мы узнаем 28 июня, когда Украина будет отмечать День Конституции. Этот день обещает стать новой точкой отсчета для президента Петра Порошенко. Однако источники в АП категорично заявляют, что никаких изменений в Основной закон не планируется. Не идет речь и о сокращении полномочий. "Во-первых - зачем? Соглашаться со всем, что нам предлагает Яценюк мы не обязаны. Во-вторых. Как говорится "чтобы что?". Нам необходимо реализовать то, что уже пообещали. И третье - даже если бы мы хотели, то можем не успеть по времени провести всю процедуру", - сказал источник в руководстве АП.
Момент истины наступит в сентябре, когда президент Петр Порошенко выступит с посланием к парламенту, в котором будут изложены приоритеты на ближайшие два года. Работа над этим программным документом уже началась.