Транзитная война с РФ: как Украина намерена защищать свои интересы
Транзитная война между Украиной и Россией еще более обострились. Ограничения на транзит украинского экспорта по территории Российской Федерации в третьи страны, в частности, Центральной Азии, с 1 июля распространяется и на Киргизстан. До этого особые условия транзита уже как полгода действовали только для поставок в Казахстан. Кроме того, после решения ЕС о продлении экономических санкций против РФ до 31 декабря 2017 года, Владимир Путин продолжил действие торгового эмбарго на продукты питания и сельхозтовары, произведенные в Украине. На эту продукцию с июля также введен полный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки. Украина уже подготовила ответные меры.
После решения ЕС о продлении действия экономических санкций в отношении России до конца 2017 года, снова началась транзитная война с Россией. 3 июля был обнародован указ президента Владимира Путина №319, которым введены особые условия транзита товаров из Украины через территорию России в Киргизстан. Новые правила вступают в силу с 1 июля. До этого транзитные ограничение действовали только в отношении торговых поставок в Казахстан. Напомним, что оформление украинской продукции, поставляемой в Казахстан, а также третьи страны, в частности, Центральной Азии, через РФ уже как полгода осуществляется только через Беларусь. И то при условии наличия пломб на основе системы слежения ГЛОНАСС, а до апреля среди требований была еще и необходимость сопровождения транспортных средств конвоем.
Кроме того, до 31 декабря 2016 года продлено торговое эмбарго на продукты питания, сельхозтовары и сырье, в том числе произведенные и в Украине. Здесь речь идет о мясе, колбасе, рыбе, молоке и молочных продуктах, овощах, фруктах. Среди новых правил в указе Путина - полный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки на данные виды товаров, а также на те, к которым РФ применяет ввозные пошлины выше нулевой ставки.
По словам замминистра экономразвития и торгового представителя Украины Натальи Микольской, транзитная война с Россией могут привести к фактически полной остановке и запрету транзита украинских товаров в указанных направлениях. В середине февраля уже было обострение конфликта. Тогда РФ в одностороннем порядке решила вообще запретить транзит. Украина отреагировала достаточно быстро, приостановив действие разрешений на транзит российских фур по территории Украины.
По данным МЭРТ, за все время действия российских ограничений, запретов, блокирования внешнеэкономических операций транзитной войны Украина существенно сократила свой экспорт в третьи страны, куда поставки осуществлялись в основном транзитом через территорию РФ. 98% экспорта в Казахстан и почти 94% - в Киргизстан осуществлялось сухопутными путями. За 4 месяца 2016 года в сравнении с соответствующим периодом 2015 года экспортные поставки в Казахстан сократились почти на 48%, потери составили более 112 млн долларов.
Таблица: за все время действия российских ограничений Украина существенно сократила свой экспорт в третьи страны
В правительстве отмечают, что дополнительные ограничительные меры не что иное, как дальнейшее проявление транзитной войны, а также нарушение со стороны РФ обязательств по ВТО и ЗСТ СНГ. На следующей неделе пройдет заседание Совета по торговле товарами при ВТО, а до конца июля - Генсовет ВТО, где Украина будет требовать от России немедленной отмены ограничительных мер.
Транзитная война с РФ вызовет ответные шаги
В то же время и в Кабмине планируют "адекватно" отреагировать на новый виток транзитной войны со стороны РФ. По словам Натальи Микольской, уже готов соответствующий пакет документов и сейчас он проходит последнюю стадию согласования. "О каких именно мерах идет речь, будет сообщено в ближайшее время", - добавила она. По предварительным данным, решение будет принято сегодня-завтра.
В то же время первый вице-премьер Степан Кубив уже заявил, что Украина введет зеркальные санкции, в ходе транзитной войны, и в отношении товаров, и транзита. "Мы поднимем зеркально пошлины на российские товары, которые ввозятся в Украину. И все это вступит в силу после того, как Указ президента (президента РФ Владимира Путина о дальнейшем ограничении транзита товаров с территории Украины через территорию России - ред.) вступит в силу", - заявил Кубив на согласительном совете фракций и групп в парламенте.
Однако, по словам собеседника РБК-Украина, знакомого с ходом согласования решений, транзит касается не только торговли между РФ и Украиной, это и операции стран-членов ЕС, Молдовы, Турции. "Если будем ограничивать транзит, то они будут злиться и абсолютно правомерно. В ситуации, когда нам и так в ЕС напоминают, что мы портим им торговлю с РФ, еще и ограничить транзит, то о продлении санкций ЕС против России будет вообще сложно говорить", - говорит источник издания. В теории можно говорить о более широком списке товаров из РФ, которые могут попадать под эмбарго. Украина с начала года ввела такие торговые ограничения, но санкционные товары из России как были, так и остаются на полках украинских магазинов. Но, тем не менее, соответствующее постановление, действие которого заканчивается 1 августа, будет продлено. Вполне можно попытаться через регулирование транспорта ударить по РФ. Сказать, что ввозить то товар они смогут, но вот только русские TIR (система международных автомобильных перевозок товаров, - ред.) не смогут поехать, - отмечает собеседник РБК-Украина, комментируя транзитную войну с РФ. - Тогда все перевозки из РФ будут осуществлять перевозчики других стран - белорусы, поляки, венгры, немцы".
В правительстве также не исключают расширения списка товаров из РФ под санкциями. Этот вопрос поднимался и будет подниматься в ЕС. Компенсатором украинской стороне должно стать и увеличение квот в рамках ЗСТ с Евросоюзом.
В то же время, одним из эффективных способов является вовлечение стран, куда экспорт вследствие действий России ограничен, в переговорный процесс в ВТО. РФ в одностороннем порядке начала транзитную войну с Россией и приняла указанные ограничительные действия, не задействовав в принятии решений другие страны-члены Единого экономического пространства. "В реальности надо затягивать Азербайджан, Казахстан, Киргизстан и остальные страны выступать общим фронтом в ВТО. ЕС и США - это хорошо, но по сути решения РФ портят нашу торговлю именно с указанными странами", - считает собеседник РБК-Украина.
Стоит отметить, что в новом указе Путина есть пункт, согласно которому правительство РФ, в случае обращений к нему руководства Казахстана и Киргизстана, "вправе разрешить автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных товаров", при условии соблюдения условий транзита. В Кабмине уверены, что таким образом, искусственно ограничивая конкуренцию за счет запрета украинских товаров, Россия может диктовать свои условия и навязывать именно свою продукцию. И, как монополист, в итоге диктовать свои цены.
Казахстанские власти пока на продление ограничений никак не отреагировали. На сайте Союза международных автоперевозчиков Казахстана лишь рекомендовано использовать альтернативный маршрут: Одесса-Батуми-Баку-Актау. "В настоящее время Нацпалата предпринимателей в целях прояснения ситуации совместно с правительством республики Казахстан ведет работу по получению официальных разъяснений о дальнейшем алгоритме ввоза от РФ. О результатах будет сообщено дополнительно", - говорится в сообщении. Официальной информации от киргизской стороны до сих пор нет.
Как сообщили РБК-Украина в посольстве Украины в Казахстане, местные власти сильно обеспокоены возможным падением товарооборота между странами. Неофициально звучит цифра более 70% падения от сегодняшних показателей.
А пока идут разбирательства "Атамекен" рекомендует импортерам воздержаться от дополнительных контрактов с украинскими контрагентами.
Как добавляет Микольская, по данным на 16:00, 4 июля все грузы из Украины спокойно пересекают российскую и белорусскую границу. В МЭРТ предполагают, что пропускные пункты еще просто не получили соответствующие подзаконные акты. РФ должна принять ряд документов, чтобы указ президента в полной степени вступил в силу. Пока что правительство рекомендует бизнесу воздержаться от отправки грузов.