ua en ru

Трансфертное ценообразование: прошлое, будущее и настоящее

Трансфертное ценообразование: прошлое, будущее и настоящее .
Украинские власти боролись за внедрение контроля трансфертного ценообразование (ТЦО) не один год. В итоге, с сентября 2013 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, основной задачей которых стала борьба с оттоком капитала за пределы нашей страны, в том числе - противодействие выводу прибыли предприятиями и компаниями в комфортные юрисдикции.

Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF,
специально для РБК-Украина


Украинские власти боролись за внедрение контроля трансфертного ценообразования (ТЦО) не один год. В итоге, с сентября 2013 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, основной задачей которых стала борьба с оттоком капитала за пределы нашей страны, в том числе - противодействие выводу прибыли предприятиями и компаниями в комфортные юрисдикции.

Причем, прежний состав Кабинета министров возлагал на данную законодательную инициативу большие надежды, рассчитывая привлечь в государственный бюджет около 20 млрд грн дополнительных поступлений.

Однако, общее несовершенство украинского законодательства, а также отсутствие должной политической воли со стороны чиновников поставило имплементацию принятых в НКУ изменений под вопрос.

Тем не менее, парламентарии, понимая, что проблема ухода капитала остается все еще нерешенной, в конце 2014 года проголосовали за очередную порцию изменений в Налоговый кодекс, касающихся ТЦО (закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием"). И с 1 января 2015 года эти изменения вступили в силу.

Рукой подать

Одно из ключевых новшеств в законодательстве о трансфертном ценообразовании - внедрение так называемого принципа "вытянутой руки". Он будет применяться вместо механизма "обычных цен", согласно которому трансфертные цены основываются на ценах на подобные/сопоставимые товары.

Теперь же объем налогооблагаемой прибыли, полученной плательщиком налога, который принимает участие в одной или более контролируемых операциях, будет считаться соответствующим принципу "вытянутой руки", если условия указанных операций не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Иными словами, основная идея принципа "вытянутой руки" - это сопоставление операций (как неконтролируемых, так и контролируемых) с точки зрения налоговых выгод, преимуществ (или недостатков), которые они создают.

Причем, в рамках использования данного механизма должны быть получены ответы на два ключевых вопроса. Может ли компания продавать по той же цене, если будет реализовывать товар/продукцию несвязанной компании (фирма на расстоянии вытянутой руки), и сможет ли она договориться о той же цене, если она будет покупать у несвязанной фирмы?

В случае отрицательного ответа на любой из этих вопросов, цена будет являться таковой, что не соответствует принципу "вытянутой руки". При этом прибыль, которая была бы начислена налогоплательщику в условиях контролируемой операции, включается в налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

Впрочем, у контролирующего органа будет право применять и другие методы определения цены контролируемых операций, но лишь при условии, что нет возможности выяснить, соответствует лица цена в контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

Подозрение на связь

Помимо этого, согласно новой редакции ст. 39 Налогового кодекса (пп. 39.2.1.5), совокупность хозяйственных операций между связанными лицами, с привлечением лиц, которые не являются связанными с ними, признается контролируемой при выполнении двух условий.

Во-первых, когда несвязанные лица выполняют в такой совокупности операций существенные функции, связанные с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг), между связанными лицами.

Во-вторых, когда не связанные лица не используют существенных активов и/или не принимают на себя рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) между связанными лицами.

При этом существенными функциями и активами признаются таковые, которые связанные лица не могли бы выполнить самостоятельно в своей обычной деятельности без привлечения других лиц и использования их активов.

Кроме того, контролируемыми считаются хозяйственные операции с нерезидентами, зарегистрированными в государстве, которое непублично, не раскрывает информацию о структуре собственности юридических лиц и/или с которым у Украины отсутствуют международные соглашения, предусматривающие двусторонний обмен данными.

Также, изменениями в Налоговый кодекс уточнена методика расчета доли владения корпоративными правами другого лица. Она предусматривает, что прямое или опосредованное участие нашего государства в юридических лицах не является основанием для признания их связанными.

Вместе с тем, лица считаются связанными, если сумма кредитов (займов), возвратной финансовой помощи и/или кредитов (займов), возвратной финансовой помощи, гарантированных одним лицом, в отношении другого лица превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 10 раз).

Грозятся штрафовать

Также с 2015 года вводится правило, согласно которому налогоплательщики обязаны предоставлять отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным, если объём контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн. гривен (ранее этот порог составлял от 50 млн грн).

Помимо этого, принятыми изменениями увеличивается срок проведения проверки трансфертного ценообразования с 6 до 18 месяцев. А в случае, если необходимо получить информацию от иностранных государственных органов, провести дополнительную экспертизу, осуществить перевод документов на украинский язык и т.д., срок проверки может быть продлен еще на 12 месяцев.

За не предоставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о совершенных в течение года контролируемых операциях, или в результате нарушения подачи информации, предусмотрена ответственность.

Так, за неподачу (несвоевременное представление) отчета о контролируемых операциях, налагается штраф в размере 100 размеров минимальной зарплаты, установленной законодательством на 1 января налогового (отчетного) года. За не включение в отчет информации о контролируемых операциях - 5% суммы таких операций.

А на операции, по которым не было подана необходимая документация (она определена пп. 39.4.8 НКУ), налагается штраф в 3% их суммы, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции.

Затронет не всех

По большому счету, внесенные изменения во многом являются техническими, и методология контроля ТЦО, фактически, осталась прежней. И успешность ее применения будет во многом зависеть от слаженности действий Государственной фискальной службы, а также от применения реальных санкций к нарушителям.

Ведь наиболее существенным изменением, помимо новых условий для признания определенных операций контролируемыми, является увеличение срока давности для контроля таких операций до 7 лет, что, несомненно, будет создавать бизнесу определенный дискомфорт. А также угрозу повышенного внимания со стороны налоговых органов, что с другой стороны станет определенным стимулом для поиска новых контрагентов и схем работы, с нерезидентами - в том числе.