С 1 января заработала в полном объеме зона свободной торговли с ЕС. Хотя, как рассказала РБК-Украина в интервью торговый представитель Наталия Микольская, европейские инвесторы до конца так и не понимали, вступит ли в силу режим ЗСТ. Однако активный приток иностранных инвестиций в страну стоит ожидать только после запуска судебной, антикоррупционной реформ и проведения дерегуляции. О защите украинских товаропроизводителей, о возможности снижения цен и о переговорах с ЕС о компенсаторах для бизнеса в результате потери российского рынка во второй части интервью РБК-Украина.
С 1 января заработала в полном объеме зона свободной торговли с ЕС. Хотя, как рассказала РБК-Украина в интервью торговый представитель Наталия Микольская, европейские инвесторы до конца так и не понимали, вступит ли в силу режим ЗСТ. Однако активный приток иностранных инвестиций в страну стоит ожидать только после запуска судебной, антикоррупционной реформ и проведения дерегуляции. О защите украинских товаропроизводителей, о возможности снижения цен и о переговорах с ЕС о компенсаторах для бизнеса в результате потери российского рынка во второй части интервью РБК-Украина.
РБК-Украина: С 1 января заработала всеобъемлющая Зона свободной торговли с ЕС. Когда Украина сможет ощутить первый результат?
Наталия Микольская: Мы эффект уже ощущаем полтора года. Для нас зона действует с момента применения односторонних преференций.
РБК-Украина: Данных Госстата по экспорту-импорту за 2015 год еще нет, но у нас есть информация ГФС по внешнеторговым операциям и она не оптимистична: экспорт в страны ЕС по сравнению с 2014 годом сократился на 24%. Так в чем эффект?
Наталия Микольская: Эффект в том, что падение по экспорту в ЕС меньше, чем общее падение.
РБК-Украина: Если бы не было ЗСТ запущено в одностороннем порядке, то насколько была бы ситуация хуже?
Наталия Микольская: Давайте брать 11 месяцев, потому что 12 брать еще преждевременно. Данные ГФС не всегда объективны и в итоге при отфильтровании они все равно выходят на статистические данные. 34,5 млрд долларов или 30,9% сокращение общего показателя экспорта за 11 месяцев. ЕС -11,7 млрд гривен или 26%. То есть, когда мы говорим, что общее сокращение 30%, а по ЕС-26%, то объективно-это за счет ЗСТ. Давайте дальше раскладывать сокращение. Из общего сокращения 12,5 п.п. - Донецкая и Луганская области, ЕС - 10,5 п.п. за этими регионами. Если смотреть, по каким товарам произошло наиболее сокращение, то это продукция металлургического комплекса. А почему? Потому что вниз пошли мировые цены. Еще одна интересная позиция, по которой мы пошли вниз в ЕС. Это наша кукуруза. Если бы она пошла в ЕС, а не в Китай, Египет и другие третьи страны, потому что объективно не будут же торговать с Европой, если там цена меньше, то мы бы вышли на другие показатели. Рынок играет против нас.
РБК-Украина: С учетом того, что мировые цены падают, а Украина все-таки в большей степени сырьевой экспортер, то может пора переориентироваться и увеличивать производство и экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью?
Наталия Микольская: У нас, кстати, по товарам с добавленной стоимостью в процессе переработки происходит рост. Например, по телефонам и их запчастям, бутылкам, стеклянным емкостям, счетчикам, мебели, сахару, мясу птицы, яйцам. Но это, конечно, еще не та переработка, о которой мы договаривались. Мы говорим о привлечении инвестиций в новое производство. Это задание на 2016 год.
РБК-Украина: Что Украина сделала для того, чтобы сюда пришли инвестиции. Например, весь 2015 год правительство говорило о налоговой реформе, в результате кардинально система не изменилась. Была снижена только ставка ЕСВ, что и просили работодатели.
Наталия Микольская: Ставки налогов - не первое, что требуют инвесторы.
РБК-Украина: Очевидно. Поэтому я и сказала именно о налоговой реформе.
Наталия Микольская: Инвесторы требуют судебной реформы и защиты права собственности. Это, к сожалению, не в компетенции правительства и мы ничего не можем сделать, даже когда инвесторы обращаются. Второе: администрирование, админуслуги, что включает и работу ГФС. Госпожа Яресько (Наталья Яресько, министр финансов.- ред.) поставила себе приоритет на 2016 год реформирование ГФС. Третье: дерегуляция. Борьба с коррупцией заключается в дерегуляции. Чем меньше разрешений и чем проще их получить, тем больше инвесторов зайдет сюда. Четвертое: валютное регулирование и ограничения на вывод капитала. Ну не зайдет инвестор в страну, где есть ограничение на вывод дивидендов. Об этом нужно говорить. И последнее, что мы уже выполнили - это понимание нашего внешнеполитического курса. Это было важно для европейских инвесторов. Они до конца не знали, вступит с 1 января в силу ЗСТ или нет. То же самое касается китайских, индийских инвесторов. Они должны понимать, каким образом им здесь работать.
РБК-Украина: То есть не все были уверены, что с 1 января 2016 года заработает ЗСТ с ЕС?
Наталия Микольская: Мы уже не один год ее откладывали. А бизнес верит не заявлениям, а фактам. Вот теперь вступила в силу ЗСТ ЕС, и у инвесторов появилось понимание курса движения Украины. То есть те инвесторы, которые рассматривали Украину, как страну для экспорта в Россию, должны понимать, что эти проекты уже не будут реализованы. Если хотя бы частично выполнить пункты, о которых мы с вами проговорили, то инвесторы зайдут в Украину. Мы считаем, что инвесторы уже верят и инвестиции прошлого года, пусть и единичные, но они были, это уже хороший знак. Фонд гарантирования и поддержки американских инвестиций OPIC уже заявил, что намерен в этом году активно работать по Украине и удвоить свой портфель. Ранее он заморозил свой портфель по отношению к Украине. То есть, это компания, которая осуществляет страхование политических рисков и вместе с американскими инвесторами страхует их риски либо вместе с ними заходит в капитал предприятий. Это достаточно хороший знак.
РБК-Украина: А если рассматривать европейский капитал. Рассчитывает ли правительство на выход европейских компаний в Украину?
Наталия Микольская: Наш прогноз в том, что первичный инвестор - это тот, кто уже есть в Украине. Мы ожидаем, в первую очередь, расширения этих инвестиций, то есть это может быть возобновление замороженных проектов, расширение портфелей. Другие инвесторы - те, кто смотрели на Украину и ЗСТ ЕС теперь могут использовать для своего производственного процесса. Заинтересованность постоянно есть. Приезжают инвесторы из Китая, Индии, Ближнего Востока, Канады. Однако одно дело интерес, другое - обсуждение уже конкретных проектов. Соглашение ЗСТ с Канадой - еще один интересный стимул и инструмент для увеличения взаимных инвестиций. Канада-страна со стабильной экономикой, которая намного меньше, чем другие пострадала от глобального мирового кризиса. Это большой потребительский рынок, поэтому мы надеемся до конца года завершить все процедуры, чтобы с 2017 года ЗСТ с Канадой уже заработала. А то и в конце 2016 года.
РБК-Украина: Инвесторы Украину рассматривают как страну с дешевой рабочей силой или все-таки как страну, которая может конкурировать на мировом рынке, производить товары с высокой добавленной стоимостью?
Наталия Микольская: Все зависит от инвестора и от портфеля его инвестиций. Есть инвесторы, которые заходят с интересными проектами и рассчитывают на engineering mind, то есть на мозги, которые у нас есть. Мы ожидаем реализации нескольких проектов, которые собственно и касаются технологий, инжиниринга.
РБК-Украина: Многие эксперты, ассоциации, представители бизнеса спустя всего месяц после того, как заработала ЗСТ ЕС говорят о том, что соглашение - это фактически сдача экономических интересов Украины, что европейцы защитили свой рынок квотами и тарифами, например, по тем группам товаров, где мы бы могли конкурировать, а нулевые пошлины введены на такую продукцию, которую Украина вообще не производит. В частности, собственник Мироновского хлебопродукта Юрий Косюк также говорит о мизерных квотах, а ЗСТ называет обманом.
Наталия Микольская: Условия нашей ассоциации были известны достаточно давно. Полтора года предприятия пользовались преференциями и вдруг раз, все одумались и увидели, что это обман украинского народа. Я не люблю, когда используют разные спекулятивные комментарии. Необходимо говорить о фактаже. У нас есть квоты, которые согласовывало украинское правительство, исходя из объемов производства, запросов ассоциации и переговорной позиции, которая была у ЕС, потому что любое соглашение о свободной торговле - это переговоры. У нас по результатам этих переговоров есть ограничения на ввоз некоторых товаров, квоты, все остальное идет с уплатой пошлин. Для некоторых товаров уплата этих пошлин, как, например, для меда, соков, соусов, не является критичной. Она делает наш товар дороже, но не выкидывает с рынка. Для некоторых видов, таких как курятина, уплата пошлин делает нас неконкурентными, потому что уровень пошлин высокий. Нужно наперед сказать, что ЕС в переговорах однозначно в лучшей позиции, потому что уровень их защиты в соответствие с условиями, которые были у них в ВТО, намного выше, чем у нас. Средневзвешенный уровень тарифов на 5% отличается, а по аграрной продукции - даже на 10%. Поэтому по каждой конкретной позиции мы должны говорить: сколько использовали, сколько еще можем экспортировать, является ли запретной пошлина, которая есть, что дальше с этим делать.
РБК-Украина: Сработала ли для Украины за полтора года ЗСТ, и все ли квоты были использованы?
Наталия Микольская: Сказать однозначно, сработала ли ЗСТ нельзя, потому что накладывается много факторов. Это и конфликт на Донбассе, и мировая ценовая конъюнктура, и внутреннее перенасыщение рынка ЕС продовольственной продукцией. Когда присоединялась к соглашению Молдова, Грузия, в странах ЕС не было такого перенасыщения из-за санкций, которые действовали в отношении РФ. Поэтому объективно можем говорить, что квоты использованы в 2014-2015 годах по пшенице, кукурузе. По курятине - в 2014 году 75%, в 2015 году - 100%. Использованы квоты по соусам, сокам, практически полностью по сахару. Хотя в 2014 году сахар почти не поставляли. А есть у нас и позиции, где квоты использованы на 30%. Это отходы птицы, крахмал, чеснок. А есть квоты, которые вообще не использовали: грибы, молоко, говядина, свинина. На молоко и масло фактически только сейчас получаем доступ.
РБК-Украина: Вы, как юрист, давно темой торговли занимались. Теперь, как торговый представитель, скажите, достаточный ли уровень квот или еще на этапе переговоров можно было договариваться о более выгодных условиях?
Наталия Микольская: Переговоры - сложная вещь. И они длятся не один-два дня. Также нужно понимать все выходные данные, которые были на тот момент, что на что менялось. И нужно помнить, когда заканчивались переговоры. Переговоры закончились достаточно давно и все объемы, которые заявлялись, касаются того периода. Если бы соглашение вступило в силу тогда, когда было подписано, то мы бы уже были на третьем году его действия. И чтобы вы знали, квоты у нас увеличиваются по чуть-чуть. И ставки б уже были другие, и квоты.
РБК-Украина: Но ЕС в любом случае лучше защитил свой рынок, чем мы. Для европейских товаров и условия выхода на украинский рынок также лучше.
Наталия Микольская: Средневзвешенный уровень ставок, скажем, для аграрной продукции из ЕС-19,8%, в то время, как для Украины 8,4%. Вся их защита-это квоты, все что выше квот-большая ставка пошлин. Поэтому говорить, что они защитились больше или меньше, я бы не стала. С момента вступления в силу соглашения средняя ставка ввозных пошлин по агротоварам 7,4%, для наших в ЕС-0,6%, по промышленности у нас 1,12%, у них-0,5%. Если брать в целом по таможенному тарифу, то наши ставки снижаются с 4,8% до 2,7%, ЕС - с 7,6% до 0,5%. На 11 год действия соглашения ставки снизятся до 0,33% и 0,05% соответственно. Поэтому в целом наша ситуация более выгодная. Если брать конкретные товары, тогда объективно нужно смотреть по группам. Поэтому не мое задание анализировать, почему подписано одно, а не другое. Моя задача: взять данные, проанализировать соответствуют ли они запросам бизнеса и что можно с этим делать. Смотреть назад у нас нет времени. Нужно двигаться вперед и разговаривать с ЕС об определенных компенсаторных режимах в результате потери российского рынка. Что мы и будем делать.
РБК-Украина: О каких компенсаторах вы говорите?
Наталия Микольская: Я бы воздержалась от комментариев, потому что это может привести к срыву переговоров. Наше основное задание - получить доступ к рынку ЕС. Учитывая срочность и сложность ситуации, думаю, мы с определенным решением выйдем достаточно быстро.
РБК-Украина: Сколько стоит бизнесу полный переход на евростандарты, получение всех сертификатов?
Наталия Микольская: Все зависит от вида товаров, производства и состояния производства. Нет одного прайса перехода на евростандарты. Это все переговорный процесс и вопрос коммерческой цены. Самый сложный переход для тех товаров, по которым есть требования качества и безопасности. То есть, товары под ветеринарным контролем-достаточно долгий и сложный процесс, который называется animal tracing, когда животное отслеживается от рождения и до забоя. То же самое касается пшеницы. Сертификацию проходит и оборудование, где это все производится. Но я бы говорила о другом. Выход на рынок ЕС автоматически означает доступ к рынкам других стран. Если продукция соответствует директивам ЕС и стандартам качества и безопасности, то товар после незначительного контроля попадает на другие рынки третьих стран. Например, наша курятина начала свой серьезный путь на экспортный рынок через рынок Европейского союза. То же самое касается и яиц.
РБК-Украина: Приведет ли либерализация торговли к снижению цен?
Наталия Микольская: Снижения мы не чувствуем, потому что гривна девальвирует. Цены снизятся тогда, когда к нам придет не один европейский производитель, а десять, которые, в том числе будут конкурировать между собой. Потому что мы говорим не только о конкуренции с национальным производителем, но и между европейскими компаниями.
Беседовала Наталья Непряхина