Timeo danaos et dona ferentes*
Последние заявления представителей Евросоюза относительно дальнейшего участия Украины в европейских интеграционных процессах все больше напоминают известное выражение «бойся данайцев, дары приносящих»*. Причем акцент перешел из традиционной нейтрально-политической плоскости в риторику неизбежного апокалипсиса - в случае избрания Украиной российского вектора развития энергетики.
На прошлой неделе вице-президент Европейской народной партии Яцек Сариуш-Вольски заявил, что ЕС сможет отстаивать интересы Украины как страны, «которая проделала большую часть евроинтеграционного пути». По его мнению, без подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украина будет все больше уязвимой перед Россией в вопросах энергетической безопасности.
Читайте также: Россия еще не подтвердила свое участие в газовом форуме 3 мая о модернизации украинской ГТС
Ранее неоднократно отмечалось, что ЕС достаточно спокойно последние три года относился к проблематике российско-украинских газовых переговоров. Позиция европейских чиновников ограничивалась пространными заявлениями относительно политической поддержки украинских инициатив по обеспечению энергетической независимости и надеждами на разрешение спорных вопросов между Киевом и Москвой в формате двусторонних переговоров. Иными словами, Брюссель занимал позицию невмешательства в российско-украинские переговоры по принципу «лишь бы не было войны» и перебоев с поставками газа европейским потребителям.
Кроме того, чиновники ЕС не видели ничего криминального в продолжение лоббистских усилий Кремля относительно строительства газопровода «Южный поток». Чуть более месяца назад директор Секретариата Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) Янез Копач без обиняков сообщил, что проект приветствуется, если будут соблюдены все требования энергетического законодательства ЕС. А об обеспокоенности Украины относительно угроз сокращения объемов транзита российского газа по ее территории никто и слыхом не слыхивал.
И вот чудо. Отвечая на вопрос о том, как может повлиять строительство «Южного потока» на энергобезопасность ЕС и насколько это соответствует европейской стратегии диверсификации источников и путей энергопоставок, в частности, природного газа, Сариуш-Вольски отметил, что это - абсолютно политический проект «Газпрома» и РФ.
Читайте также: Томбинский и Бакулин обсудили гарантии транзита газа и перспективы модернизации украинской ГТС
Но есть нюанс. По мнению евродепутата «подписание договора с Украиной об ассоциации, чего ожидают в ходе ноябрьского саммита в Вильнюсе, позволит Евросоюзу и Европейской комиссии при рассмотрении всех энерготранзитных проектов, в том числе тех, в которых задействована Украина и затрагиваются ее интересы, отстаивать их, как интересы страны, которая проделала большую часть евроинтеграционного пути».
Второй момент. Тот же Копач месяц назад говорил о том, что Европа пока не готова дать четкий ответ относительно возможности реверсных поставок газа в Украину. И это несмотря на наличие подписанного еще в прошлом году контракта с немецкой RWE относительно возможности поставок 5 млрд куб. м газа в текущем году. Но, видимо потеплело не только за окном.
Заместитель директора и руководитель юридического департамента Секретариата ЕЭС Дирк Бушле заявил, что реверсные поставки газа из Польши и Словакии в Украину могут составить 10 млрд куб. м. «Энергобезопасность значит, что вы принадлежите к интегрированному энергорынку. Украина и ЕС здесь разделяют планы, которые имеют высокие приоритеты. Не стоит себя обманывать в энергоавтономности в доступе к энергоносителям, это огромный рынок. Мы отмечаем позитивные сдвиги в энергетическом секторе Украины в рамках членства в нашем сообществе. Это касается не только обеспечения первых шагов в реформировании энергетического сектора, но и реальной диверсификации поставок энергоносителей. Это касается реверсных поставок энергоносителей из Польши и Словакии. Их потенциал на уровне 10 млрд куб. м газа. Это и есть реальная диверсификация поставок энергоносителей», - заявил Бушле.
Читайте также: Битва с "Газпромом". Тактика и стратегия
Возникает вполне резонный вопрос: с чего вдруг такая щедрость со стороны еврочиновников, которые еще месяц назад менторским тоном указывали Киеву его место в европейской энергостратегии, требовали возобновления сотрудничества с МВФ для начала финансирования модернизации украинской ГТС и не видели никаких ущемлений интересов Украины при строительстве «Южного потока»?
Если не учитывать геополитические расклады и конспирологические теории, Украина интересна ЕС и как потенциальный потребитель энергоресурсов (с ее то энергозатратной экономикой), и как довольно эффективный механизм сдерживания дальнейшей энергетической экспансии России на Запад.
Во-первых, в ЕС в активную фазу вошла разработка так называемой IV энергодирективы, которая предусматривает создание совместного энергетического рынка ЕС до 2014 г. В частности, Агентство сотрудничества энергетических регуляторов (Agency for the Cooperation of Energy Regulators, ACER) при тесном сотрудничестве с европейским объединением операторов ГТС (European Network of Transmission System Operators for Gas, ENTSOG) и правительствами стран ЕС, был отработан проект Рамочных инструкций «Механизм распределения мощностей» (Capacity Allocation Mechanism, САМ). Главной целью данного механизма является сбалансирование спроса и предложения газа с газотранспортными мощностями макрорегионов, определения участков национальных ГТС, которые требуют модернизации и расширения, исходя из спроса национальных и смежных рынков газа стран ЕС. Окончательное принятие данного механизма запланировано на первую половину 2013 г.
Читайте также: 2+1=0: Без шансов на создание консорциума
Безусловно, ассоциированное членство Украины в ЕС и полноправное участие в ЕЭС потребует от Украины присоединения к данным инициативам и имплементации положений новой директивы. В таком случае официальному Киеву надо быть готовым к тому, что цена на газ и, соответственно, все производные от него тарифы должны будут выравнены со среднеевропейскими. Иными словами, газ для населения будет стоить на уровне нынешней цены для промышленных потребителей - порядка 5-5,5 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Аналогично будут увеличены и тарифы на тепло и горячую воду.
Во-вторых, присоединение к европейским правилам функционирования ГТС потребует полного изменения функционирования украинской ГТС. Украинская ГТС, де-факто, сегодня находится в управлении «Газпрома», который формирует суточные заявки для поставок газа потребителям ЕС и режимы загрузки магистральных газопроводов. Согласится ли «Газпром» на такие изменение режима работы российско-украинской ГТС? Вопрос более, чем риторический.
Читайте также: Украина начала получать газ из Венгрии (видео)
И последнее. Безусловно, ЕС будет оказывать максимальную политическую поддержку Киеву в вопросах «европеизации» отечественной ГТС. Значительное замещение российского газа «реверсом из Европы» и переход украинской ГТС в европейский режим работы, по сути, до минимума сократит присутствие «Газпрома» в «ближнем зарубежье» и на европейском рынке газа, что, в совокупности с прогнозируемым снижением цены на газ в Европе на 30-40% от существующих на сегодня 400 долл. за 1 тыс. куб. м, нанесет существенный удар по доходам российского газового монополиста и, соответственно, бюджету РФ.
Иными словами, под самым благовидным предлогом энергетической независимости, Брюссель втягивает Украину в достаточно опасную геополитическую игру. Очевидно, что Кремль не будет сторонним наблюдателем и приложит все усилия, чтобы сохранить свою долю на европейском газовом рынке, не потеряв при этом синхронность работы российско-украинской ГТС. Понимает ли официальный Киев, что игры такого масштаба грозят отечественной экономике непредсказуемыми, если не сказать катастрофическими последствиями - увидим в самое ближайшее время. Ведь отказаться от бесплатного сыра даже в самой комфортной мышеловке никогда не поздно.
Валентин Землянский, независимый эксперт по энергетическим вопросам, специально для РБК-Украина