Ни митинги бизнеса, ни решение парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики о продлении тестового режима электронного администрирования НДС до конца года, не повлияли на голосование в Верховной Раде. Нардепы в конце прошлой недели поддержали законопроект Кабмина Арсения Яценюка с изменениями в систему взимания налога.
Ни митинги бизнеса, ни решение парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики о продлении тестового режима электронного администрирования НДС до конца года, не повлияли на голосование в Верховной Раде. Нардепы в конце прошлой недели поддержали законопроект Кабмина Арсения Яценюка с изменениями в систему взимания налога. Но что в итоге принято - бизнес до сих пор не знает, кроме, разве что, моратория на применение штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных до 1 октября. Сам документ до подачи на подпись спикеру Владимиру Гройсману и Президенту Петру Порошенко все еще дорабатывают парламентские юристы. В то же время, не исключено, что до 1 августа тестовый режим будет продлен.
Всю прошлую неделю бизнес митинговал. Основное требование к Верховной Раде, которое выдвигали предприниматели, - поддержать законопроект №2960 и продлить тестовый режим электронного администрирования НДС до конца этого года.
Даже профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики после долгих дискуссий рекомендовал к принятию эту норму. Но ни решение комитета, ни просьбы бизнеса не были приняты во внимание - и с третьей попытки депутаты проголосовали в целом за правительственный законопроект №2173-а.
Данный документ является продуктом компромисса. В нем, помимо правок в систему электронного взимания налога, содержалась норма об отмене спецрежима по НДС для аграрного сектора с 1 января 2016 года.
Минфин утверждает, что отмена спецрежима по НДС для аграриев - требование МВФ. По информации РБК-Украина, во время переговоров в Вашингтоне в начале прошлой недели этот вопрос рассматривался отдельно. Но в Налоговом кодексе и коалиционном соглашении прописано, что спецрежим по НДС для аграриев должен действовать до 2018 года.
Источники в правительстве заверили, что Кабмин готов пойти на уступки сельхозпроизводителям, и оставить льготную систему для более узкого круга бизнеса (у кого выручка не превышает 50 млн грн в год, а земельный банк - не более 3 га).
Но электронная система администрирования НДС должна внедряться без проволочек. И после переговоров норма о спецрежиме вообще была исключена из текста законопроекта.
Впрочем, до сих пор непонятно - что именно по электронному администрированию НДС приняла Рада. С голоса глава профильного комитета Нина Южанина предложила не применять систему штрафных санкций для бизнеса, который так и не смог зарегистрировать налоговые накладные. Мораторий применяется до 1 октября.
Напомним, с 1 июля система начала работать в обычном режиме. Для регистрации накладных (до 15 июля) предприятия не должны были иметь отрицательного значения в системе. Чтобы этого не было, как утверждают в Государственной фискальной службе (ГФС), был применен механизм овердрафта (1/12 от суммы начисленного и погашенного НДС за последние 12 отчетных месяцев).
В начале июля речь шла об овердрафте в размере около 20 млрд грн. На тот момент им воспользовались меньше чем на треть, заверил собеседник РБК-Украина в ГФС.
Какой объем овердрафта использован к 20 июля в ГФС так и не уточнили. На сайте есть только официальная информация о количестве зарегистрированных накладных в системе (11,7 млн по состоянию на 17 июля) и расчетов корректировок (36,5 млрд грн) и сумме фиктивного налога, который удалось остановить (10 млрд грн).
"Может, даже 15 млрд грн, мы еще считаем, пытаются возместить фиктивного НДС. Это половина ежемесячного бюджета Украины, который преступники пытаются положить в карман", - заявил в прошлую пятницу глава ГФС Роман Насиров на совещании в Кривом Рогу по борьбе с преступностью, контрабандой и коррупцией при участии Президента Петра Порошенко.
Однако, что будет с системой электронного администрирования, какие правки внес парламент, к чему готовится бизнесу, в фискальной службе РБК-Украина так вчера и не ответили.
По версии налоговиков, озвученной еще на комитете накануне голосования, на 95% недостатки в системе вызваны были технической эксплуатацией.
"У ГФС нет понимания причин, из-за которых бизнес выступает. Они не чувствуют накала, который есть, - сказала на заседании комитета Нина Южанина, обращаясь к представителям ГФС. - Я вообще не понимаю, как вы можете спокойно сидеть здесь, в зале. Я бы уже бежала к премьеру и регистрировала постановление с возможностью регистрации налоговых накладных без денежного обеспечения".
Овердрафта, по словам Нины Южаниной, хватило всего на 5-7 дней.
"До 1 июля проблемы были видны в целом по системе, после 1 - уже технические. Например, несвоевременное попадание накладных в базу, - рассказала глава комитета по налоговым вопросам Общественного совета при ГФС Татьяна Шевцова. - 30 июня предприятия подавали на регистрацию (последний день тестового режима, когда регистрация была возможна без денежного обеспечения, - РБК-Украина), а часть накладных регистрировались уже 1 числа. Есть такие факты, когда некоторые предприятия регистрировались при отрицательном остатке. Схема это или нет - вопрос".
По данным бизнеса, отрицательное значение возникало из-за невозможности учесть корректировки к накладным, составленным до 1 февраля. На суммы отрицательного значения и должны быть пополнены счета предприятий, чтобы иметь возможность зарегистрировать накладные. А для этого необходимо иметь свободные оборотные средства, которых нет.
"Учитывая начало жатвы, необходимость закупки топлива, привлечения техники, проблемы с кредитованием, наш холдинг не может себе позволить отвлекать суммы", - написал в профильный комитет Рады один из крупных агрохолдингов.
Это проблема не только для аграриев, но и для металлургов. Многие предприятия пишут, что система не учитывает суммы переплат, хотя инспекции в кабинете плательщика признают позитивное сальдо расчетов.
"За апрель 2015 года, по данным заявленного в декларации обязательства по НДС, все плательщики должны уплачивать на спецсчет, открытый в Госказначействе. Наша компания ошибочно перечислила средства на счет госбюджета. Таким образом, на спецсчете в казначействе у нас возникла задолженность, а в личной карточке долга не было, - рассказал представитель компании, занимающейся оптовой торговлей продуктами питания. - При общении с представителями районной налоговой выяснили, что налоговое обязательство по НДС за апрель 2015 года (более 720 тыс. грн, - РБК-Украина) было погашено с бюджетного счета. Но вернуть средства или перевести их на спецказначейский счет у налоговиков возможности нет".
Таким образом, предприятие дважды уплатило в бюджет, но спецсчет так и не пополнило.
Поднимают компании и вопрос ответственности госорганов и технических служб за допущение ими ошибок в работе системы электронного администрирования.
"Согласно извлечению из системы от 6 июля, сумма налога на которую плательщик имеет право зарегистрировать накладные составляет 374,7 тыс грн. А с учетом задекларированных данных предприятия, эта сумма должна составить более 606 тыс грн", - указал на ошибки чиновников из ГОКов.
Практически в каждом обращении бизнеса указывается, что, поскольку предприятия не могут выполнить нормы законодательства, деятельность вынуждены приостановить, а это, соответственно, влечет за собой невыплату зарплаты и налогов.
РБК-Украина публикует обращения только тех компаний, которые дали разрешение на это.
По словам Нины Южаниной, окончательная версия законопроекта подана на экспертизу в технико-юридическое управление Верховной Рады. Чтобы решить проблему с регистрацией, формула будет обнулена "задним числом" - с 1 июля. Обнуления стоит ожидать в течение 4 дней после обнародования законопроекта в официальных изданиях.
Также накладные могут быть зарегистрированы без денежного подтверждения и с наличием отрицательного значения на счетах.
Ранее законопроектом предусматривалось обнуление формулы с 1 августа. Но, поскольку закон обратной силы не имеет (кроме случаев, когда нормативно-правовые акты смягчают или отменяют ответственность), в текст законопроекта необходимо внести технические правки о переносе сроков внедрения системы электронного администрирования НДС в полном объеме с 1 июля на 1 августа.
Пока профильный комитет Рады согласовывает правки с юристами и пока их подпишет Президент, нормы кодекса работают в нынешнем виде. И у контрагентов тех компаний, которые не смогли зарегистрировать накладные до 15 июля, возникнут проблемы с формированием налогового кредита. Это просто будет невозможно.
Значит после 20 числа (последний день подачи декларации) у них возникнут обязательства к уплате. План по сбору НДС в бюджет будет перевыполнен, а МВФ получит отчет об эффективности системы.
Таким образом, остается открытым вопрос: что делать с июньскими накладными, зарегистрированными в июле, и как они будут проходить по отчетности?
"Если формула обнулится, бизнес потом будет переплачивать. Ее не просто нужно было обнулять, а вычищать. Мы давали предложение июнь-июль подавать вместе. А так будет много разных нестыковок и формула в итоге опять сбивается", - сказала глава комиссии по вопросам экономполитики Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз.
Она рассчитывает, что Рада сможет собраться на внеочередную сессию и отсрочить полноценный режим работы электронной системы. Потому что к сентябрю "ни бизнеса, ни экономики уже может и не быть", резюмировала представитель УСПП.