Во время экономического кризиса, прежде всего, страдают инвестиции. Мало кто будет вкладывать средства в развитие производства в условиях падения спроса, сильной неопределенности относительно будущего, роста пессимистических настроений.
Во время экономического кризиса, прежде всего, страдают инвестиции. Мало кто будет вкладывать средства в развитие производства в условиях падения спроса, сильной неопределенности относительно будущего, роста пессимистических настроений.
Если в ходе текущего экономического кризиса реальный ВВП Украины сократился в пределах 20%, то его инвестиционная составляющая - почти на 40%. А вес инвестиционной составляющей в ВВП сократился до исторического минимума в 12%.
Вес инвестиционной составляющей в ВВП Украины, %
Источники: Госстат, Альфа-Банк Украина
Таким образом, по уровню инвестиционной активности Украина вышла на уровень самых "беззаботных" стран мира: Барбадос, Буркина-Фасо, Свазиленд, Южный Судан. Недавно к этому клубу присоединились Греция и Кипр, пережившие острый экономический кризис.
Однако Украина и накануне последнего экономического кризиса характеризовалась очень низким уровнем инвестиционной активности. В относительно благополучных 2011-2012 годах удельный вес инвестиций в ВВП составлял 18-19%.
Это очень мало. Среднемировой показатель в последние годы устойчиво поддерживается на уровне 24%, задавая своеобразный эталон мирового прогресса. Очевидно, что у развитых стран вес инвестиций в экономике имеет тенденцию к снижению, тогда как у развивающихся (не просто названных так, а действительно развивающихся!) стран он заметно выше среднемирового. Ведь в зажиточных странах норма прибыльности инвестиций обычно гораздо ниже.
Особняком стоит Китай с показателем выше 40%. Там давно наблюдаются многочисленные признаки переинвестирования, грозящие крупными проблемами не только китайской, но и мировой экономике.
Вес инвестиционной составляющей в ВВП *, %
* по состоянию на последнюю доступную дату
Источники: МВФ, Альфа-Банк Украина
Низкий объем инвестиций сегодня означает естественное ограничение экономического роста как минимум на перспективу 3-5 лет. Инвестиции лежат в основе роста производительности экономики, который, в свою очередь, может послужить основой для роста доходов и потребления.
Возможности наращивать потребление за счет долгов (чем Украина довольно активно занималась последние десять лет на государственном уровне), как мы видим, не бесконечны.
Сегодня внутренние источники для инвестиционной активности ограничены. Банки в таком положении, что не готовы принимать на себя много нового риска. Пенсионная реформа так и не проведена. Государство не может финансировать инвестиции в условиях острой потребности сокращения дефицита государственных финансов, сильного бремени военных расходов и необходимости разворачивать тренд с государственным долгом. Да и сама идея государства как основного инвестора, мягко говоря, не очень удачная.
Основными источниками инвестиций в сложившейся ситуации могут стать только средства из-за рубежа. Во-первых, это различные донорские проекты на финансирование инфраструктуры (Мировой банк, ЕБРР и т.п.). Это отдельная история со своими правилами и ограниченными объемами.
Главная задача в данном направлении - это повышение институциональных способностей государства в контексте проектного управления и отчетности, позволяющей повысить интенсивность использования средств. И, безусловно, общий темп реформ в Украине и температура ее взаимоотношений с донорами.
Во-вторых, это иностранные инвестиции. Формат данного текста не позволяет привести примеры многочисленных исследований положительной связи между иностранными инвестициями и экономическим развитием. На мой взгляд, самые лучшие примеры находятся у западных границ Украины.
Критическая масса иностранных инвесторов способна менять деловую культуру страны, устранять коррупционные практики, задавать слышимый запрос на перспективные изменения.
Выгоды от присутствия иностранных инвесторов могут быть самыми разными. К примеру, в Украине сейчас слышится недовольство относительно малых объемов квот на беспошлинные поставки товаров в ЕС и других ограничений. Но недовольство и критику на стол торговых переговоров обычно не кладут. А теперь представим, что в соответствующие отрасли заходят заметные европейские инвесторы. Они сами и пролоббируют снижение торговых барьеров для украинских товаров.
Европейская перспектива, дерегуляция, безусловная защита прав собственности - это три кита, на которых Украины могла бы запустить мощный процесс привлечения иностранных инвестиций. В области дерегуляции нужно делать намного больше, чем подстраиваться под рейтинги вроде Doing Business.
К примеру, очень важно снятие ограничений на движение капитала - не только в части его входа, но и выхода. Мало кто будет инвестировать в страну, из которой в случае непредсказуемых событий (а для окружающего мира Украина - страна мало предсказуемая) нельзя будет оперативно вывести вложенные средства.
И так далее по списку многочисленных проблем иностранных инвесторов в Украине.
В-третьих, условно внешним источником инвестиций являются собственные средства успешных украинских экспортеров. Для них не нужно изобретать какую-то специальную политику. Если в стране будет обеспечено благоприятное поле для всех инвесторов, то и эти средства будут более активно инвестироваться в Украине.