Недавно образованное ПАО "Українська залізниця" в преддверии первого в своей истории коррупционного скандала. С благословления Администрации Президента нардеп от БПП Руслан Сольвар устроил сотрудника своего предприятия на должность заместителя генерального директора Украинского транспортно-логистического центра. 100 тысяч государственных вагонов оказались под контролем бизнесмена, в течение многих лет паразитирующего на ж/д перевозках. Корпоратизацию железной дороги подручные Бориса Ложкина превратили в ее безвозмездную теневую приватизацию.
Недавно образованное ПАО "Українська залізниця" в преддверии первого в своей истории коррупционного скандала. С благословления Администрации Президента нардеп от БПП Руслан Сольвар устроил сотрудника своего предприятия на должность заместителя генерального директора Украинского транспортно-логистического центра. 100 тысяч государственных вагонов оказались под контролем бизнесмена, в течение многих лет паразитирующего на ж/д перевозках. Корпоратизацию железной дороги подручные Бориса Ложкина превратили в ее безвозмездную теневую приватизацию.
Почти весь 2015 год "Укрзализныцю" сотрясали скандалы. Советник Ложкина Михаил Бейлин усадил в кресло главы ГП "Укрзализнычпостач" "единственного в Украине специалиста по закупкам с международным сертификатом" Евгения Хорощака, который систематически отдавал победу в тендерах компаниям, предлагавшим продукцию по завышенным ценам. Конкурс по назначению нового главы госмонополиста закончился провалом. В итоге Бейлин протащил на должность генерального директора "Укрзализныци" замешанного в коррупции Александра Завгороднего, а министр Пивоварский провел это назначение в обход Кабмина.
Осенью тема злоупотреблений на железной дороге отошла на задний план, уступив место выборам в местные советы, которые сопровождались сначала предвыборными, а затем и послевыборными скандалами.
Однако сейчас, в канун новогодних праздников, обсуждение коррупции на железной дороге может снова вернуться на первые полосы центральных украинских СМИ. Причем с новой силой.
На этот раз поводом для антикоррупционной кампании в УЗ грозит стать скандал с назначением в руководство ее структурного подразделения "Украинский транспортно-логистический центр" (УТЛЦ) директора частной транспортной компании "Метрудтранс" Андрея Федоровского. Как сообщил журналист Кирилл Сазонов, новый "эффективный менеджер" УЗ - одно из доверенных лиц депутата от БПП Руслана Сольвара, чей бизнес связан с перевозками на железной дороге.
На вопрос о причинах интереса Сольвара к УТЛЦ экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава пояснил, что контроль над этим госпредприятием открывает широкие возможности для манипуляций вагонным парком и коррупционной деятельности.
"УТЛЦ - это наиболее привлекательный актив, который есть в структуре "Укрзализныци". Соревноваться по этому критерию УТЛЦ может только с "Укрзализнычпостачем", который занимается закупками. УТЛЦ управляет парком грузовых вагонов, который находится в собственности предприятий "Укрзализныци". Именно это подразделение занимается организацией грузовых перевозок на железной дороге. По сути, грузовые перевозки - это основной генератор доходов и прибыли, который есть на железной дороге. Там самые большие объемы. На рынке есть дефицит отдельных типов грузовых вагонов, и УТЛЦ решает, кому вагон дать, а кому вагон не дать. И какой вагон дать - новый, в котором можно перевозить грузы, или старый, который грузоотправитель еще должен подлатать перед загрузкой", - отмечает Кава.
"Ударовец" Руслан Сольвар начинал свою политическую карьеру при Януковиче с заявления, дескать, идет в парламент защищать свой бизнес. "Начали давить все. Ну, думаю, что сидеть, бегать по этим депутатам. Самому надо становиться", - рассказал он о старте своей политической карьеры. "Сольвар признался, что пошел в депутаты, потому что давили бизнес. Постоянно подчеркивал, что собирается сотрудничать с властью. И такое впечатление, что уже "открестился" от партии "Удар", - пояснил журналист Михаил Ткач. В итоге сегодня бизнесмен наконец-то добился надежной крыши для своих компаний. С кем конкретно из АП договаривался представитель президентской фракции, и в какую сумму обошлось назначение? По мнению Сазонова, этим вопросом активно заинтересуется не только группа Сергея Лещенко в парламенте, но и Михаил Саакашвили. Уже очень это показательная ситуация, когда на откуп своему человеку отдают крупнейшую госкомпанию.
Связь Федоровского и Сольвара более чем очевидна. Как выяснили "Наші гроші", в начале 2000-ых Сольвар создал несколько транспортных компаний, которым долгое время и руководил ("Укрзернотранс-К", "ФрешЛайн"). С 2004 года оба его предприятия были переоформлены на Артема Минича и Алексея Мозгового и уже упомянутого выше...Андрея Федоровского. В 2007 году была создана компания "Метрудтранс", владельцами и руководителями которой стали все те же менеджеры Сольвара. Сам нардеп до парламентских выборов 2012 года продолжал работать на посту коммерческого директора "Укрзернотранс-К". Стоит ли говорить, что все эти компании специализируются на перевозке грузов по железной дороге.
Несмотря на долгую коммерческую историю, успех к компаниям Руслана Сольвара пришёл лишь в конце 2010 года. Уже через неделю после назначения министром инфраструктуры Бориса Колесникова, "Фреш Лайн" заключило крупное соглашение с "Укрзализныцей". Активное сотрудничество с госкомпанией продолжалось в течение почти четырех лет правления Виктора Януковича. Но в 2014 году с компанией, процветавшей при прежней власти, решено было порвать, так как играть по цивилизованным правилам в "Фреш Лайн" не собирались. На компанию были наложены штрафные санкции на сумму 3,5 млн грн. В пресс-службе УЗ отметили, что основанием для разрыва договорных отношений с "Фреш Лайн" послужил тот факт, что компания в июле-августе 2014 года несколько раз срывала перечисление денег железной дороге за перевозки. Сольвар привык пользоваться государственными вагонами, и за это не платить. Пока при власти были регионалы, удавалось договариваться. Но с приходом в УЗ нового менеджмента проворачивать старые схемы стало намного сложнее. Однако со временем, используя статус народного депутата и членство в транспортном комитете ВРУ, Руслан Сольвар начал давить на менеджмент "Укрзлизныци", чтобы вернуть своим структурам наиболее выгодные железнодорожные маршруты.
Впрочем, как и положено политику, официально Сольвар не имеет ни бизнеса, ни доходов. В своей декларации за 2014 год депутат указал немногим более 160 тыс. грн годового дохода. Еще 215 тыс. грн составил доход его жены и дочери, которые были получены за продажу недвижимости. При этом ни у него, ни у членов его семьи нет ни жилья, ни личного транспорта. В программе журналистских расследований "Гроши" он "засветился" на элитном микроавтобусе ChevroletExpress, который назвал своей единственной машиной.
Вице-президент США Джосеф Байден предупредил руководство страны о том, что главной проблемой для Украины является коррупция. Но выводы в Администрации президента, похоже, не сделаны. Торговля доходными должностями в разгаре. Складывается, впечатление, что окружение Ложкина понимает, что скоро потеряет доступ к корыту. И пытается максимально пользовать оставшееся время для выкачки средств из госпредприятий.