Теневая приватизация. Итоги
О необходимости разгосударствления предприятий из сферы управления Министерства аграрной политики и продовольствия, как об одной из ключевых задач ведомства заявлял, едва вступив в должность, профильный министр Алексей Павленко. Курс и темп на приватизацию экономически неэффективных аграрных госкомпаний был задан в начале года, и сегодня, проведя серьезную аналитическую работу уже можно говорить об определенных перспективах и продвижении на обозначенном пути. Эффективно и быстро решить поставленные задачи министерство взялось, используя грузинский опыт, привлекая к работе реформаторов из Фонда инноваций и развития (Грузия).
Теневые схемы
В январе 2015 года Минагрополитики направило всем государственным предприятиям из своей сферы управления запросы о предоставлении финансовой отчетности и юридического состояния активов. Из 571 предприятия откликнулись 96. Прибыльными из них было только 20. При этом, в эту категорию попали предприятия, владеющие тысячами га плодородной земли с годовой прибылью в 12 тыс. грн.
Что это означает? Непрофессиональное управление? Глупость и головотяпство? Нет, не надо обижать трудолюбивый и хозяйственный украинский народ. Такие результаты закономерны - это признаки процесса, идущего уже лет 20. Назову это процессом "теневой приватизации".
Что я имею в виду? Давайте посмотрим, например, на предприятие П. Вот в 20ХХ году директором становится некто Д. В том же году Д.заключает договор о совместной обработке земли предприятия П. с компанией К. Компания вкладывает деньги.
И надо же случиться в этом несчастливом году неурожаю. Еще и посевы град побил. Нет, проверить был ли град, не получилось: акт, вроде как направленный в министерство, найти не могут - то ли потерялся, то ли и не было его вовсе.
А тут - уборочная! Так сказать мизерный на бумаге урожай убрали, а все что свыше - продали за наличку. А все признаки града - как корова языком слизала.
При этом, кредиторская задолженность предприятия в пользу компаньонов из компании К. осталась. И вот идет компания К. в суд, подает на банкротство. Директор Д. вяло и неубедительно оправдывается, суд совершенно закономерно проигрывает, пропускает все сроки обжалования и апелляций, и вот уже имущество предприятия переходит к кредитору - компании К., да еще и по условиям мирового соглашения - договор на совместную обработку земли лет на 10 заключает.
Скажите, где же вы видите здесь глупость и непрофессионализм? Наоборот, очень технологично компания К. приватизировала забесплатно имущество предприятия П. (урожай, как мы помним, проданный за наличку, с лихвой покрыл все средства, вложенные компанией К. по договору). Ну, всех затрат - устроить по протекции своего человека директором, согласовать договор о совместной деятельности, и потом - мировое соглашение.
Там где многие видят глупость и непрофессионализм директора, я вижу грамотно составленную схему, которая учитывает интересы и дает заработать всем участникам процесса: инвестору - компании К., чиновникам из министерства на согласованиях и назначениях, руководству предприятия Д.
Схема дает заработать всем, кроме граждан Украины, которые наивно полагают государственные предприятия принадлежащими себе.
Быстрая и прозрачная приватизация как решение проблемы
Может это единичная схема, и я сгущаю краски? Да, в душе я тоже романтик, и хотел бы с этим согласиться, но по профессии - аналитик. И у меня нет другого объяснения факту того, что 30% предприятий в сфере управления Минагрополитики находятся в состоянии банкротства и ликвидации.
При этом банкротство - это один из этапов вышеописанной схемы. Простой вывод: мы застали эти 30% госпредприятий в стадии теневой приватизации их активов. Они, так сказать, "в пути". В некоторых случаях еще можно что-то изменить, но в большинстве - поезд уже ушел.
Не нужно вскакивать с дивана с криком: где же прокуратура, СБУ, все правоохранители? Их бронепоезд стоит на запасном пути - ведь все законно: ну неурожай, ну град, ну рискованное земледелие. Бывает.
У меня нет другого объяснения факту, что совокупный убыток предприятий Минагрополитики составил 500 млн грн. Убыток! И он покрывается не из абстрактной государственной казны, а из конкретных налогов граждан, которые к тому же постоянно повышаются.
При этом подчеркну, что сдача в аренду земли, принадлежащей предприятиям министерства, по коммерческим ценам, принесла бы те же 500 млн грн, но только дохода. То есть, мы все обеднели на 1 млрд грн, ради продолжения процесса теневой приватизации.
Можно посыпать по этому поводу голову пеплом. А можно отнестись философски и вспомнить, что все дороги, так или иначе ведут в Рим: государственное управление неэффективно, и все, что только возможно должно найти эффективного собственника.
При этом нужно учитывать, что образованный, квалифицированный менеджер стоит дорого и на государственное жалование не пойдет. Единственное логическое решение, которое видит команда Минагрополитики - быстрая и прозрачная приватизация.
Миф №1.
Когда поднимается тема приватизации сельхозпредприятий, ее неизбежно сопровождают несколько устоявшихся утверждений, казалось бы, не требующих доказательств, но на деле не имеющих ничего общего с действительностью. То есть, мифов.
Например, утверждение о том, что приватизация приведет к продаже главной ценности Украины - ее земли. На деле, согласно закону об особенностях приватизации сельхозпредприятий предусматривается распаевание земельных наделов этих предприятий среди их сотрудников и пенсионеров.
В Украине из 40 млн га сельхозземель, 30 млн га уже находится в частной собственности у примерно 6 млн пайщиков. Более 60% владельцев паев сдают их в аренду агрокомпаниям и фермерам, то есть выступают в роли рантье. Приватизация предприятий Минагрополитики затронет не более 200-300 тыс га принадлежащих им земель (2-3% от объема земли в госсобственности). И эта приватизация - не продажа, а распаевание.
Целью приватизации аграрных предприятий, согласно концепции Минагрополитики, является ликвидация коррупционного и неэффективного механизма управления госкомпаниями, и никак не продажа земли (это исключено). У воюющего государства нет возможности компенсировать убытки в сотни миллионов гривен из-за желания некоторых чиновников и директоров поиграть в государственный агрохолдинг.
Миф №2.
Второй миф, сопровождающий приватизацию, - ее якобы коррупционный характер. Дескать, плодим новых олигархов, продавая драгоценную госсобственность за копейки.
Давайте взглянем что собственно представляют из себя предприятия: из 571 по списку 116 имеют образовательную функцию и большей частью переданы в Минобразования. 154 предприятия, как уже упоминалось, находятся в состоянии банкротства. Около 150 - в стадии реструктуризации (это и сортовые станции, и осколки спиртовой госмонополии).
Оставшиеся 150 предприятий - это и есть предмет приватизации. Напомню, что прибыльных из них - не более 20.
Примерно таким же числом исчерпываются предприятия-бриллианты с реальной рыночной стоимостью (ДП "Укрспирт", ПАТ "ДПЗКУ", ПАТ "Аграрный фонд", ДП "Артемсоль", ДП "Конярство Украины", система КХП). Они имеют государственное значение и требуют в каждом отдельном случае разработки концепции их дальнейшего существования и, вполне вероятно, приватизации.
К сожалению, из оставшегося списка, более 100 предприятий имеют рыночную стоимость менее 100 тыс. грн, так как их приватизация запоздала лет на 10. Вся их ценность заключается в земельных наделах, которые при приватизации будут распаеваны. А продаже же подлежат зачастую полуразрушенные строения, ценность которых весьма условна.
Демифологизация через прозрачность
Итак, предприятия с нулевыми активами продуцируют многомиллионные убытки, используя наделы баснословно плодородной земли в интересах узкой группы лиц, причастных к управлению этими предприятиями. В чем государственный интерес в сохранении этих предприятий в госсобственности?
Земля должна перейти к тем, кто ее реально обрабатывает, и процесс распаевания - действующий законный механизм такого перехода. Остальное имущество приватизируемых предприятий должно быть продано.
Ответ мифу номер два - полная прозрачность. С помощью Фонда инноваций и развития (Грузия) совместно с профильным министерством разработан интернет-портал по приватизации подведомственных предприятий. Портал в β-режиме уже запущен. Команда министерства приветствует любые критические замечания и предложения по тому, как сделать его более эффективным и информативным.
В настоящее время на портале выложена финансовая, юридическая и организационная информация о почти сотне предприятий, которые Минагрополитики рекомендовало к первой волне приватизации.
Минагрополитики совместно с Фондом госимущества уже создана рабочая группа и уже отобраны в качестве пилотного проекта первые 10 предприятий. На них постараемся понять все "узкие" места процесса разгосударствления, максимально сократить его продолжительность.
Мы реализуем механизм информирования общественности, заинтересованных лиц и инвесторов о каждом этапе процесса приватизации, который проходит то или иное предприятие через так называемый трекинг процесса - четкий план график с указанием сути, продолжительности, ответственных.
Наша цель - чтобы общественность могла абсолютно прозрачно отследить, на каком этапе и по чьей вине тормозится процесс приватизации каждого предприятия. Абсолютная прозрачность - именно такую задачу ставил министр Алексей Павленко.
В этой связи критически важно участие журналистов и заинтересованной общественности в использовании нашего портала для создания нужного уровня давления на власть, на непосредственных исполнителей всех этапов приватизации для максимального ускорения этих процессов.