Глава правительства выдвинул высокопарное требование к НАК "Нафтогаз Украина", Министерству энергетики и угольной промышленности и национальному тарифного регулятору "объяснить людям, как формируются тарифы".
Обыкновенный популизм
- Людям нужно говорить правду, - заявил премьер-министр Арсений Яценюк на вчерашнем заседании правительства, требуя разъяснить населению принципы тарифообразования на услуги ЖКХ.
Я почувствовала, как во мне борются негодование и отвращение. В отношении ЖКХ и коммунальных тарифов я слышу эту фразу в миллионный раз. Произносили ее чиновники всех уровней и мастей, независимо от политической ориентации.
А, между тем, глава правительства выдвинул высокопарное требование к НАК "Нафтогаз Украина", Министерству энергетики и угольной промышленности и национальному тарифному регулятору "объяснить людям, как формируются тарифы". К масштабной разъяснительной работе обязаны будут подключиться еще и облгосадминистрации.
Это так типично для украинских политиков - довести ситуацию до состояния, когда отступать уже некуда. Замалчивать - а потом решиться на непопулярные действия и postfactum объяснять, почему теперь народ должен платить из своего кармана за многолетнюю неэффективную работу власти.
Невольно всплывают в памяти сюжеты почти 20-летней давности. Я - в маленьком графстве на юге Великобритании. Клацаю пультом по телеканалам. Большинство из них показывает какую-то непонятную мне тогда передачу про структуру формирования стоимости воды. Позже объяснили, что через несколько месяцев британский тарифный регулятор собирается поднять цены на ресурс, поэтому населению рассказывают о причинах роста и разъясняют, из чего складывается новая цена.
Я тогда подумала: какие странные эти островитяне, исправно платят немалые суммы в своих фунтах стерлингах за воду, да еще при этом страшным образом ее экономят - зубы чистят в стаканчике, умываются в раковине, закупоренной пробкой, и посуду моют не под проточной водой. Тогда я совсем не разбиралась в сфере естественных монополий, структуре тарифов и мне было невдомек, что помимо экономических показателей в тарифах на воду и энергию заложена еще одна условная составляющая - доверие потребителя к процедуре тарифообразования.
К поддержанию этой составляющей британский тарифный регулятор, история работы которого насчитывает немалое количество десятилетий, прикладывает серьезные усилия. Потребитель может в любой момент запросить структуру себестоимости услуг, выбрать поставщика услуги, пожаловаться на несоответствующее качество.
В украинских коммунальных тарифах есть множество показателей - производственная себестоимость, в которой год от года растет доля энергоносителей и других операционных затрат, убытки за предыдущий период, дебиторские и кредиторские долги, регулируемый государством уровень рентабельности, который не позволяет теплоэнергетикам и водоканалам выбраться из кризисного состояния.
При этом, в тарифах всегда присутствует политическая составляющая, несмотря на наличие независимого регулятора, структура и принципы работы которого основаны на вполне оптимальной британской модели. Часто есть в тарифах на услуги ЖКХ и многое, что скрыто от украинцев - завышенная стоимость ремонтных работ, раздутые затраты, тянущиеся с советских времен проблемы отрасли, неэффективное управление естественными монополиями.
В украинских тарифах нет нескольких важных показателей, например, инвестиционной составляющей, которая позволила бы системно модернизировать устаревшую коммунальную инфраструктуру и производственные мощности. Нет, я не имею в виду те 2-3%, которые, якобы, заложены в тарифах на благое дело. А настоящую часть тарифа, которую коммунальщики обязаны вложить в обновление основных фондов и улучшение качества услуги.
И, наконец, в тарифах нет самого главного показателя - доверия украинских потребителей к регулятору, к работе поставщиков услуг, к власти.
Видимость прозрачности
Украинское ЖКХ - поистине больной ребенок украинской экономики. За последние восемь лет восемь раз сменялись министры, в чьей компетенции реализация политики в этой сфере. У всех этих "нянек" дитя не то, что без глаза, а с серьезными заболеваниями - долгами, убытками, устаревшим оборудованием, воровством, коррупцией, низким качеством услуг.
С другой стороны - потребитель, который уверен, что государство ему обязано. Поэтому знания многих украинцев о работе ЖКХ заканчиваются тем, что из горячего крана должна течь горячая вода, а из холодного - холодная. Большинство потребителей не знают, за что они платят, сколько они на самом деле потребляют.
Не знают этого и коммунальщики, и регулятор, и все чиновники отраслевые вместе взятые. Система учета потребления ресурсов весьма половинчатая - только 40% всех бытовых потребителей оснащены подомовыми приборами учета тепла и воды, с поквартирными - все значительно хуже.
Поквартирный учет фиксирует потребление воды, и часто он разнится с общедомовыми показателями. Траты тепла в сетях и в домах считаются обычно по методике "как на душу ляжет", ведь для этого должен быть также и стопроцентный технологический учет, а счетчики на выходе ресурсов стоят далеко не у всех предприятий. Вот и гадают, сколько гипотетически среднестатистический украинец тепла и воды потребляет.
Только плату ежемесячную требуют не эфемерную, а реальную. В ответ же премьер Арсений Яценюк обещает, что он обязательно объяснит, за что мы платим, но - после тарифного скачка. Как говорится в хрестоматийном произведении, сначала деньги - потом стулья.
Открытие структуры тарифов на тепло и воду уже давно превратилось в популистскую игру власти и общественности. Первые все время обещают полную прозрачность процедуры тарифообразования и обнародование структуры тарифов по каждому предприятию.
Вторые - традиционно требуют открытия тарифных составляющих и обещают разобраться. К тому же, право потребителя знать размер, структуру цены и перечень предоставляемых услуг, порядок их предоставления, нормы потребления закреплено п.2 ч.1 ст. 20 закона "О жилищно-коммунальных услугах".
При этом, эксперты и представители национального регулятора убеждают, что структура тарифов открыта по каждому предприятию, данные опубликованы на официальном сайте ведомства. Но, пересмотрев весь сайт НКРЭКУ, убеждаюсь, что обнародованы лишь общие базовые данные в процентном соотношении, которые закладываются в тарифную формулу.
Это не удивительно! У регулятора около 300 лицензиатов в сфере теплоэнергетики и порядка 140 лицензиатов в сегменте водоснабжения. Тариф утверждается для каждого из этих предприятий отдельно и состоит из более, чем 50 показателей, разобраться в которых при отсутствии экономического образования, знания структуры отрасли, потребителю будет непросто.
Но не стоит забывать, что коммунальные предприятия и регулятор не забывают о наличии ст. 505 Гражданского кодекса (коммерческая тайна), а также о нормах закона "О доступе к публичной информации" (нормы конфиденциальности данных). К конфиденциальным данным относится и служебная информация.
То есть, структура тарифа является коммерческой тайной лицензиатов регулятора и одновременно - служебной информацией Нацкомиссии. Это обычно поясняют абонентам и регулятор, и его лицензиаты.
Без суда, следствия и без защиты
Ну и что касается прав. "Нужно иметь специальные знания, чтобы суметь доказать неправомерность стоимости услуг. В принципе, доказать, что отдельные составляющие тарифа не соответствуют действительности возможно, но для этого нужно буквально перешерстить все показатели, провести аудит предприятия", - пояснил РБК-Украина юрист, специализирующийся на вопросах ЖКХ, Иван Смольный.
По его словам, если у потребителя есть сомнения относительно справедливости и обоснованности тарифов, то первый орган, в который ему следует обратиться с жалобой - регулятор (орган, законодательно наделенный правом утверждения тарифов). Это могут быть органы местного самоуправления или, если тариф подлежит госрегулированию - госрегуляторы, нацкомисии.
"Оспорить решение тарифного регулятора при наличии соответствующей доказательной базы также возможно. Для этого необходимо обратиться в административный суд с иском, поскольку тарифы утверждаются постановлением таких органов и имеют статус регуляторных актов, соответственно оспаривать нужно законность самого акта. Решение же админсуда можно оспаривать в вышестоящих инстанциях - вплоть до Верховного суда и даже суда по правам человека. Законодательство это не запрещает", - отметил Смольный.
Он добавил, что параллельно можно обращаться и в гражданский суд, но, уже оспаривая действия исполнителя услуг при применении тарифов, если им были допущены доказуемые нарушения. "То есть тарификация - это многосторонняя система, требующая системного подхода при защите прав и интересов потребителя", - объяснил эксперт.
Для меня, как для простого потребителя это означает одно - несмотря на наличие правовой возможности, доказать, что тарифы на тепло или воду необоснованно завышены - из области невероятного. Пожаловаться на действия регулятора можно самому регулятору, на некачественные услуги - их исполнителю. Тех же, кто решится дойти до суда, ждет долгий и трудный путь.
О том, что некому защитить права потребителя коммунальных услуг, о необходимости общественного контроля не говорит только ленивый. Раньше была Госинспекция по ЖКХ, которая контролировала работу ЖЭКов. Из личного опыта могу сказать, что ЖЭКи боялись, инспекторы оперативно реагировали на жалобы. Сейчас инспекцию упразднили до небольшого департамента в ГАСК, который абсолютно не работает.
Раньше был прокурорский контроль - можно было написать жалобу в районную прокуратуру, если после документально оформленных потребительских претензий, ЖЭК или исполнитель коммунальных услуг отказывался их устранить. Упразднили и это.
Защищать украинцев обещают депутаты профильного комитета Рады, которые создали временную рабочую группу, и уже в понедельник начнут разбираться с балансом газа и структурой тарифов. Пока неизвестно, насколько открытыми и результативными будут эти заседания. Надеюсь, что они не повторят судьбу всех без исключения общественных советов при министерствах и регуляторе - формальных органов, которые редко на что-либо могут повлиять.
К сожалению, украинским законодательством не предусмотрены реальные рычаги влияния общественности на процесс тарифообразования. А механизмы, позволяющие потребителю отстоять свои права на качественную, пусть и дорогую услугу, настолько громоздкие и забюрократизированные, что вряд ли в дальнейшем могут эффективно применяться.
Так давайте, Арсений Петрович, расскажем людям правду. И правда эта в том, что украинцам не остается ничего, кроме как слепо платить за услуги ЖКХ по новым высоким тарифам. И что именно к этому и будут сводиться объяснения всех уполномоченных вами ведомств.
Правда и в том, что тарифы действительно нужно было экономически обосновывать, и что этого скачка можно было бы избежать, если бы тарифы повышались ежегодно и поэтапно. И в том, что субсидий на всех не хватит, а "упрощенная" система их получения требует от украинцев существенных усилий, времени и беготни по инстанциям.
Правда в том, что потребители не просто имеют право знать, что заложено в тариф, но и в том, что им обязаны это разъяснить. И для этого не надо высокопарных фраз, не надо выдумывать новую систему коммуникации потребителя с коммунальным сектором. Есть примеры Польши, Германии и Франции, где тоже есть регуляторы, свободный выбор поставщика услуги, качество и да, высокие тарифы.
Но говорить, как известно, не реформы проводить. А говорить о правде можно будет только тогда, когда украинцы будут равноправными участниками жилищно-коммунальной отрасли. Равноправные - это те, у которых есть не только обязанности, но и права, а также реальные возможности их реализации.