Таможня изменила классификацию авиатоплива
Таможня изменила классификацию авиатоплива, импортируемого в Украину, что увеличивает его акциз в 6,5 раз - с 30 евро/т до 198 евро/т. Такое решение, по данным крупнейшего поставщика авиакеросина "ТНК-ВР Коммерс", приняла Восточная таможня Государственной таможенной службы 3 апреля с. г., пишет "Коммерсант-Украина".
Согласно решению, авиакеросин, до сих пор классифицировавшийся как "Топливо для реактивных двигателей ТС-1 и РТ (коды - 2710117000 и 2710192100)", теперь должен оформляться как "Легкий дистиллят - бензин специальный: Топливо для реактивных двигателей ТС-1 (2710112500)".
Начальник управления администрирования таможенных платежей Гостаможни Виталий Зварыч уточнил, что решение было принято после специального исследования топлива, проведенного в лаборатории Восточной таможни. "Анализ топлива показал, что по своим характеристикам оно ближе к специальному бензину", - отметил он.
В ТНК-ВР утверждают, что лаборатория таможни при вынесении решения учитывала всего один показатель - температуру кипения топлива, и приводят выводы Украинского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности МАСМА, согласно которым этот авиакеросин отличается от "бензина специального" по ряду физико-химических показателей. Как отмечают в МАСМА, использовать для заправки самолетов "бензины специальные" запрещено правилами международной организации IATA, в которую входит большинство международных авиакомпаний.
Однако по закону Гостаможня имеет право принимать такое решение, напоминает Зварыч. "То, что до сих пор мы относили это топливо к другому виду, было нашей недоработкой", - добавил он.
Руководитель направления "Авиа" в "ТНК-ВР Коммерс" Кирилл Молоденков говорит, что его компания будет вынуждена вернуть груз производителю.
"Из-за неопределенности на таможне поставки топлива нашей компании также могут быть приостановлены",- отметили в пятницу в пресс-службе компании "Лукойл".
В свою очередь президент авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) Юрий Мирошников считает, что такое решение таможни может привести к дефициту авиатоплива на рынке.
Основными поставщиками авиатоплива на рынок Украины являются "ТНК-ВР-Авиа" (топливо "Рязанской нефтеперерабатывающей компании" и "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез") и "ЛукАвиа Ойл" (топливо Волгоградского НПЗ). Единственным производителем авиакеросина в стране является Кременчугский НПЗ (контролируется структурами группы "Приват"). "Мы работаем и с этим НПЗ, но его объемов производства не хватало для того, чтобы покрыть спрос даже зимой, в низкий для авиации сезон, а в летние месяцы - тем более",- отмечает президент МАУ, добавив, что в Украине авиатопливо стоит порядка на 200 долл. дороже, чем в среднем в Европе.
В компании "Интерим-сервис" (заправляет самолеты в аэропорту "Одесса") подсчитали, что из-за повышения акциза авиатопливо подорожает еще на 250-270 долл./т. По такой цене большинство перевозчиков не готовы приобретать горючее.
Генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук отмечает, что компенсировать повышение акциза ростом тарифов на авиабилеты также будет сложно, так как "они и так уже на пределе".
Как отмечает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн, это уже не первый случай в этом году, когда таможня пытается увеличить плату за импортные нефтепродукты. "Нефтетрейдеры утверждают, что сами таможенники объясняют это указанием сверху наполнить государственный бюджет всеми способами",- отмечает он.
Напомним, прошлой осенью компания "ТНК-ВР" уведомила своих контрагентов о том, что с октября авиационный керосин подорожает в среднем на 15%. Однако, по данным "Консалтинговой группы А-95", такие намерения были лишены каких-либо предпосылок. По мнению экспертов, проблемы на рынке авиатоплива в первую очередь обусловлены его монополизацией нефтеперерабатывающими компаніями. "В августе Украина стала европейским рекордсменом по ценам на сжиженный газ, в сентябре настала очередь удивить Европу ценой авиакеросина. Это происходит на рынках, где нет конкуренции, и где доминируют украинские производители, которые при этом не стесняются просить правительство защитить их от соперничества с зарубежными конкурентами на рынках бензина и дизтоплива. Чтобы список ценовых антирекордов не увеличивался, правительству необходимо всячески способствовать развитию конкуренции и либерализации по европейскому принципу стратегического рынка энергоносителей", - считает Куюн.