что такое "План Маршалла" для Украины и можно ли его реализовать
На прошлой неделе в Кабинете министров был презентован проект финансовой помощи Европы Украине. Документ носит условное название "План Маршалла" - как прототип того самого "Плана Маршалла" середины ХХ века, который помог отстроить послевоенную Европу. В рамках программы Европе было предоставлено 13,3 млрд долларов или 125 млрд долларов в ценах 2013 года. В Украине уже заявили, что наша экономика нуждается в около 50 млрд евро в течение 10 лет, что позволит обеспечить ее рост на 6-8%. Кто разработал "План Маршалла" для Украины, каковы его детали и имеет ли он шанс на успех, читайте в материале РБК-Украина.
"План Маршалла" по-украински
План экономической помощи Украины с громким условным названием активно обсуждается на европейских и американских площадках уже около полугода. Разработкой соответствующего документа в течение последних трех лет занимались литовцы. В частности, инициатором процесса выступил бывший премьер-министр (1999-2000, 2008-2012 годы) Литвы, ныне депутат Сейма Литовской Республики Андрюс Кубилюс, который на прошлой неделе вышел на пресс-конференцию вместе с первым вице-премьером Степаном Кубивым и председателем комитета по иностранным делам Анной Гопко представить Украине эту идею. "План Маршалла" - это рабочее название, а на самом деле в документах упоминается такое название как "Новый европейский инвестиционный план для Украины и других стран Восточного партнерства".
"Европейский Союз и западные доноры в 2014-2017 годах очень помогли нам средствами для макроэкономической стабилизации и позволили начать восстановление экономики. Но вспомним, как послевоенная Европа осуществила экономический прорыв. Куда были направлены средства международной поддержки? "План Маршалла" - это план инвестиций в реальный сектор: инфраструктуру, агробизнес, кредитные инструменты для малого и среднего бизнеса", - заявил Кубив на пресс-конференции. По словам вице-премьера, программа экономической поддержки Украины рассчитана на 10 лет и предусматривает выделение по 5 млрд евро в год. Также Украина, совместно с литовскими партнерами, выделила пять основных сфер, куда нужно привлекать деньги - инфраструктурные проекты, энергоэффективность, агробизнес, цифровая экономика, развитие малого и среднего бизнеса.
По словам инициатора программы Андрюса Кубилюса, при условии вливания ежегодно в течение 10 лет в украинскую экономику около 5 млрд евро можно добиться роста экономики на 6-8% ВВП. Он добавил, что эти данные базируются на анализе бывшего министра финансов Украины Наталии Яресько и шведского экономиста Андерса Аслунда. А также на опыте Литвы в проведении реформ в 1990-х годах. Причем Кубилюс отметил, что эти 50 млрд евро нужно направить в реальную экономику, а не на стабилизацию банковской системы и макрофинансовую помощь. Ведь раньше вся европейская помощь шла на стабилизацию золотовалютных резервов и банковской системы.
"Для того, чтобы мотивация на реформы осталась на высоком уровне в обществе и у политиков, нужны конкретные, очень большие цели, которых государство может достичь. Для нас это было членство в Европейском Союзе… Пока мы не видим, чтобы Украине и другим государствам Восточного партнерства в ближайшее время предложили бы вот эту перспективу членства в ЕС. И когда мы понимаем, что предложение о членстве в ЕС пока что не появится на рабочем столе, мы тогда предложили вот этот "План Маршалла", как промежуточный инструмент, чтобы это помогло держать мотивацию на реформы, как у общества, так и у политиков", - заявил Кубилюс на пресс-конференции, добавив, что предпосылкой нежелания видеть Украину в ЕС является обеспокоенность в Европе ситуацией с беженцами и Brexitом.
Но есть и другая причина нежелания отдельных стран-членов вхождения Украины в состав ЕС. "Здесь нужно откровенно говорить. У Украины, как и у стран Восточного партнерства самая главная проблема - территориальная близость к Москве. На Западе есть такие, которые говорят: "Мы не хотим разозлить Путина". Представители европейских стран боятся, что Путин непрогнозируемый, он разозлится", - обясняет Кубилюс.
Долгая дорога к помощи
Сейчас над конкретным перечнем проектов, требующих инвестиций, работает совместная парламентско-правительственная рабочая группа с участием литовской стороны, первое заседание которой состоялось 14 сентября. А уже к 25 сентября она должна разработать этот перечень проектов, который будет представлен на Саммите Восточного партнерства в конце ноября. Формируется группа поддержки "Плана Маршалла" и в парламенте, где планируется на этой неделе создать межфракционное депутатское объединение для продвижения этой идеи.
"Планы Украины к Саммиту Восточного партнерства - представить этот план инвестиций. Нам надо ответить на вопрос, какие проекты инвестиций конкретно мы предлагаем, какие механизмы наблюдательного совета, который это будет конкретно фонд, через который будут идти средства. Поэтому все эти механизмы сейчас будут нарабатываться в правительстве", - заявила Гопко на пресс-конференции 14 сентября.
Сам Андрюс Кубилюс на вопрос, зачем Литва занимается разработкой и продвижением "Плана Машалла", объяснил РБК-Украина, что Литву и Украину объединяют общая угроза и опасность - Россия. "Россия, ее поведение, ее война против Украины показывает, что может произойти... У Запада пока не хватает ясной стратегии не только по отношению к Украине, но, самое главное, по отношению к России. Наш ответ, что Запад может сделать, чтобы помочь самой России трансформироваться в более нормальное государство, - сделать все, чтоб вокруг России появился круг успешных стран, во-первых, включая Украину", - пояснил он.
По словам Кубилюса, для того, чтобы "План Маршалла" заработал нужна политическая воля и ЕС, над чем собственно он и его команда работают. Так, Совет ЕС должен дать Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку мандат на одобрение соответствующего инвестиционного плана для Украины. Сейчас один из комитетов Европарламента одобрил рекомендации к Саммиту Восточного партнерства, в которых говорится о передаче такого мандата.
"В этих рекомендациях (к Саммиту Восточного партнерства, - ред.) уже записано, что Совет ЕС - главы государств ЕС - должен дать мандат Европейской комиссии и Европейскому инвестиционному банку разработать то, что в этой резолюции записано: "Новый европейский план инвестиций в Украину и другие страны Восточного партнерства", - рассказал Кубилюс и добавил, что еще до Саммита президент Украины Петр Порошенко должен выступать в Брюсселе, чтоб убедить ЕС, что "План Маршалла" нужно поддерживать. Следующим этапом после Саммита Кубилюс называет конференцию доноров, о проведении которой вроде бы Порошенко договорился в ЕС. "Если такой мандат Еврокомиссия получит в ноябре, тогда есть все возможности к конференции доноров в феврале или марте иметь утверждение", - добавил он. Вместе с тем, в Украине надеются, что поддержать экономический рост Украины захотят и доноры из США, Японии и Канады.
По словам литовского парламентария, в "Плане Маршалла" должно быть указано, кто является донорами, как эти деньги будут аккумулироваться в Украине и какой орган будет администрировать эти проекты в Украине. Последний должен выступать посредником между донорами и реализаторами проектов. К примеру, Кубилюс напомнил, что в Германии после Второй мировой войны для подобных целей использовался специально созданный Банк развития Германии.
"Нужно создать агентство, которое, во-первых, бы умело работать со всеми проектами и доводило их до такого уровня, чтобы было доверие от доноров. С другой стороны, это агентство должно работать так, чтобы доноры и общество Украины верили, что все происходит без каких-либо коррупционных влияний. Поэтому в создании такого агентства должны принимать участие международные доноры при участии правительства Украины", - заявил литовец.
Фактор Донбасса
То, что пока нет окончательной позиции, будет ли это агентство создано в Украине или за рубежом, рассказала украинская сторона. Причина в том, что есть желание начать привлечение иностранных средств настолько быстро, насколько возможно, а на создание соответствующего агентства может уйти больше года. "У нас есть определенные предостережения о создании нового агентства потому, что для согласования его концепции и, возможно, принятия нового закона нужно много времени. С Фондом энергоэффективности только принятие закона заняло два года. Поэтому идут дискуссии, что это может быть какое-то агентство в Украине или за рубежом, которое будет координировать это совместно с донорами", - объяснил РБК-Украина член рабочей группы, народный депутат Остап Еднак.
И литовская сторона, и в правительстве Украины РБК-Украина заверили, что пока еще не существует видения списка проектов, на которые Украина хотела бы привлечь европейские средства. По словам советника премьера Владимира Гройсмана по вопросам международных отношений Сергея Попика, сначала было две идеи реализации "Плана Маршалла". Первая - это восстановление Востока. Вторая - реализация конкретных проектов по всей территории Украины - от Запада до Востока. И похоже, что именно на втором варианте остановятся и украинская и европейская стороны.
Однако, по словам Еднака, на самом деле уже есть предварительные наработки. Якобы уже есть варианты инфраструктурных проектов - от строительства автобанов до ремонта дорог, железнодорожных путей и подвижного состава "Укрзализныци" и другие.
"В "Укравтодоре" есть проект GoHighway. Это автобан от польской границы на Одессу через Львов, Тернополь, Хмельницкий, Винницу, Умань. Там уже делается технико-экономическое обоснование. Если я не ошибаюсь, этот проект требует около 5-6 миллиардов", - рассказал депутат.
Возможно, "План Маршалла" будет предусматривать и некие проекты на подконтрольных украинскому правительству территориях Донбасса. К примеру, восстановление дорог, мостов. Или даже строительство домов для внутриперемещенных лиц. Литовская сторона объясняет, что вкладывать средства в реконструкцию Донбасса, подконтрольного Украине, это, конечно, риск, но уверяет, что, только достигнув достаточного уровня развития Украины можно заставить Россию вывести свои войска и прекратить поддержку террористов на оккупированном Донбассе. "Это риск (инвестировать в проекты на Донбассе, - ред.), который нужно учитывать ... Самый разный риск есть. Одни говорят, что деньги в Европе всегда найдутся, но, что делать, чтоб их не разворовали? Коррупция и олигархи здесь. Если мы уговорим западных партнеров и продвинем такой план по развитию экономики Украины, по-моему, это приведет к тому, что Путин задумается вообще, а что он делает в Восточной Украине", - объясняет Кубилюс и добавляет, что главная цель Путина - не дать Украине стать успешным государством.
На что надеется Украина
Если говорить об условиях привлечения средств, то украинская сторона рассчитывает, что это будут кредиты под минимальные проценты и безвозвратная международная техническая помощь. "Там рассматривается несколько вариантов. Например, инвестиции в различные инфраструктурные проекты. А также можно рассчитывать на безвозвратную помощь в виде грантов, в том числе для обучения малого и среднего бизнеса. Кредиты, которые находятся под 15%, на самом деле мы рассчитываем, что сможем иметь под 5-8%, и это все равно будет выгодно европейскому бизнесу", - рассказала изданию глава парламентского комитета по иностранным делам, активная участница этого процесса Анна Гопко.
Донорами в украинском правительстве называют Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный фонд и другие европейские финансовые и инвестиционные фонды.
Делать какие-либо прогнозы о возможности реализации "Нового инвестиционного плана ЕС для Украины" достаточно сложно. Ведь ситуация станет более понятной, как минимум, после решения Саммита Восточного партнерства в ноябре и от того предоставит ли Совет ЕС Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку мандат на одобрение инвестиционного плана.
Прогноз реализуемости плана
Украинские эксперты считают, что реализуемость "Плана Маршалла" на 90% зависит от Украины и ее политической воли к борьбе с коррупцией, надлежащего функционирования правоохранительной и судебной систем, отсутствия рейдерских захватов и страхования рисков для инвесторов, которые захотят зайти на украинский рынок. Важным фактором является и вопрос войны на востоке Украины и риск политических перемен.
"Инвестор захочет заходить в том случае, если мы создадим условия, чтобы этот малый и средний бизнес был защищен. Чтобы то, что называется коррупцией, прекратило душить украинскую экономику. Если мы сможем создать нормальную судебную систему, если заработают настоящие, реальные антикоррупционные суды, тогда это не только возможно, но, безусловно, произойдет. Тогда планы получения 5 млрд в год покажутся легкой прогулкой. Если бы украинская экономика работала нормально, она могла бы абсорбировать в 3-4 раза больше каждый год, потому что у нас колоссальный рынок", - считает бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Директор экономических и социальных программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что вероятность реализации "Плана Маршалла" не очень высока. "Мы с Вами вступаем в 1,5-2-годичный предвыборный цикл. Это цикл не рациональных решений, а популизма и последующей политизации экономических решений. Поэтому хорошо, если будут появляться какие-то рациональные мысли и проекты, но то, что это перейдет в практическую плоскость, у меня есть большие сомнения. И базируется это на том, что мы уже три года запускаем программу приватизации. Каждый год в бюджете записаны поступления 17 млрд. (гривен - ред.), и ежегодно это откладывается на потом. Пока я не вижу ни одного шага, что нынешнее правительство готово к решительным изменениям ", - отметил Юрчишин. Вместе с тем, эксперт считает, что Украине следовало бы активизироваться в направлении реализации проекта так называемого "Нового Шелкового пути". "Сейчас мы зациклились на "Плане Маршалла", а почему мы забываем о таком супер важном направлении, как так называемый новый Шелковый путь, который инициирует Китай. Многие называют его китайским "Планом Маршалла". Это не столько продвижение китайских товаров, как продвижение китайских инвестиций, совместных проектов", - добавил он.