Что такое "облака": 5 простых ответов на сложные вопросы
РБК-Украина совместно с телекоммуникационной компанией "Укртелеком" отвечает на вопросы об одном из самых популярных технологических трендов последних лет - "облаках".
Более 10 лет назад, в 2006 году, мир впервые заговорил об облачных технологиях. Руководство технологической корпораций Amazon озвучило идею повсеместного доступа к вычислительным ресурсам через интернет. Проще говоря, речь шла о размещении и обработке данных на удаленных серверах, что позволило бы экономить ресурсы.
Идею подхватили крупнейшие IT-корпорации — Google, Microsoft, IBM. Они занялись разработкой облачных услуг, стали популяризировать их и предлагать своим клиентам. Идея оказалась коммерчески привлекательной. По данным аналитической компании IDC, за последние 5 лет рынок облачных услуг вырос в 5 раз - до 83 млрд долларов. По данным исследования Global Industry Analysts (GIA) в 2017 году объем этого рынка в мире составит 127 млрд долларов.
"Облачный" тренд также глубоко проник в повседневную жизнь обычных интернет-пользователей. Электронная почта, социальные сети, фото и видеохостинги, аккаунты в смартфонах — все это тоже облачные сервисы. По данным исследования Factum Group, проникновение интернета в Украине достигло 66%. "Это значит, что 2/3 украинцев (или 22 млн человек) так или иначе работают с облаками", - говорит генеральный директор Майкрософт Украина Надежда Васильева.
Несмотря на это, для многих частных и бизнес-пользователей в Украине концепция "облаков" до сих пор остается непонятной. РБК-Украина решило исправить ситуацию и совместно со специалистами компании "Укртелеком", предоставляющей услуги облачной инфраструктуры на базе дата-центра компании Lattelecom в Латвии, ответить на 5 основных вопросов об "облаках".
Что такое облака?
Изначально "облако" было метафорой, обозначающей интернет. Схематическое облако часто использовалось в презентациях, чтобы графически показать разные элементы интернет-инфраструктуры. Сейчас "облачным" называют все, что доступно через интернет. К облачным можно отнести сервисы хранения данных, онлайн-программы (например, Google Docs), интернет-телефонию.
Когда пользователь выполняет какие-либо действия в облаке, физически данные обрабатываются на удаленном сервере в облачном дата-центре. Один и тот же сервер может обрабатывать данные разных пользователей, это называется публичным облаком или Public Cloud. Когда сервера «заточены» под потребности только одного пользователя, это называется частным облаком или Private Cloud.
Мощностей публичного облака хватает для обеспечения потребностей частных пользователей, малого и среднего бизнеса. Частные облака обычно строятся под потребности крупного бизнеса.
Какие услуги можно получать в облаках?
Любые облачные услуги подразумевают хранение и обработку данных на удаленных серверах. В зависимости от модели обслуживания облаков различают 3 основных типа облачных услуг: SaaS, PaaS и IaaS.
SaaS (Software as a Servise) — это предоставление программного обеспечения как услуги. Пользователь получает доступ к программам — электронной почте, файловому хранилищу, облачной АТС — без необходимости устанавливать их на свой компьютер. По схожему принципу предоставляется и PaaS (Platform as a Service) - платформа как услуга. Только в данном случае клиент получает средства для самостоятельного развертывания на облачной инфраструктуре программ и приложений.
Третий тип облачных услуг — IaaS (Infrastructure as a Service) - услуги облачной инфраструктуры. Клиент получает средства обработки данных, хранения, сетей и других базовых вычислительных ресурсов, на которых он может развертывать и выполнять произвольное программное обеспечение, включая необходимые ему операционные системы и приложения.
Каковы преимущества облаков?
Такие сложные, на первый взгляд, облака на самом деле призваны сделать жизнь проще. Благодаря облакам пользователь имеет доступ к своей информации в любое время и в любом месте, где есть интернет. Ему не надо покупать дорогостоящее программное обеспечение, мощные, но дорогие компьютеры, держать штат IT-специалистов. Все, что нужно, можно "арендовать" в облаке. Если говорить, к примеру, о звонках, то использование облачной АТС, которую предлагает "Укртелеком", освобождает клиентов от привязки к одному адресу – они без проблем могут переехать, а номера телефонов останутся прежними.
Поэтому, в первую очередь, облака используются в бизнесе как инструмент сокращения издержек и оптимизации за счет более эффективного использования IТ-инфраструктуры и гибких моделей оплаты. При этом если речь о публичных облаках, то клиенту не стоит думать об обновлении оборудования и технологий – это уже забота поставщика решения.
Дополнительные преимущества – скорость развертывания и масштабирование. Например, если клиенту срочно необходим дополнительный сервер, то в "облачной" инфраструктуре это сделать можно за считанные минуты. Также быстро можно добавить "еще и еще" один сервер уже когда появится необходимость.
Можно ли изъять сервера, которые размещены в облаках?
Все, что находится на территории Украины – или в Дата-Центре, или в "облаке" может быть изъято по запросу правоохранительных органах. Да, конечно, изъять инфо из "облака" будет сложнее – но согласно украинского законодательства возможно.
Если же речь о зарубежной облачной инфраструктуре в ЕС, то здесь уже включается международное правовое поле. К примеру, если говорить о Латвии, то для доступа к серверам необходимо решение местного суда. Таким образом, если данные клиента будут находиться в "облаках" в ЕС, то решение об изъятии данных принимает судья страны в которой "облако" находится.
Как узнать, насколько надежен облачный дата-центр?
В мире есть признанный стандарт сертификации дата-центров TIA-942, он и делит их по типам надёжности. Наименее надежными считаются дата-центры уровня Tier I и Tier II. К примеру, если для Tier I допускается не более 28,9 часа часов простоя в год, то для Tier II это время сокращается до 22 часов . Более надежными считаются дата-центры уровней Tier III и Tier IV, в которых продублировано активное оборудование и распределенные потоки. Это означает, что при выводе из строя одних элементов системы они восстанавливаются в другом месте. Есть возможность проводить плановый ремонт или замену оборудования без остановки работы дата-центра. Согласно требованиям TIA-942, дата-центр уровня Tier III может останавливать свою работу не более чем на 1 час 36 минут в год. А дата-центр уровня Tier IV — и вовсе на 15 минут. В Украине сертифицированных дата-центров самого высокого уровня надежности нет. Дата-центр в Риге, на базе которого предоставляет услуги "Укртелеком", сертифицирован по уровню TIER III Facility.
Аналитики компании Forrester Research уверены, что в 2017 году "облака" ожидает новый виток развития. Компании будут стремиться повысить свою эффективность и масштабировать вычислительные ресурсы. Потребность в "облачных" провайдерах станет выше, к глобальным игрокам, таким как Amazon и Microsoft, присоединится все больше локальных поставщиков услуг, таких как "Укртелеком". "Крупные игроки не смогут обслуживать каждый уникальный запрос и это повлечет всплеск заказов у региональных игроков", - рассуждает аналитик Forrester Research Дэйв Бортолетти. Поэтому он советует бизнесу открываться для новых возможностей и не бояться работать сразу с несколькими "облачными" провайдерами.