"Укрзализныця" намерена существенно обновить подвижной состав электричек и пассажирских вагонов.
Проехавшись в электричке, новый руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов решил активно заняться модернизацией пассажирских вагонов. Планы у компании амбициозные - в этом и следующем годах УЗ намерена обновить около 700 вагонов и купить более десяти новых поездов. Глава госкомпании уже назвал эти показатели самыми большими за последние 10-15 лет. На эти цели госпредприятие рассчитывает потратить до 3,5 млрд гривен. Но участники транспортного рынка инициативы железнодорожной монополии оценивают скептически, указывая на то, что компания уже неоднократно не выполняла свои обещания по обновлению пассажирского парка. Подробнее - в материале РБК-Украина.
В отличие от предыдущего руководителя "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, новый и.о. главы правления госпредприятия Евгений Кравцов активно ездит в украинских электричках. Правда, в основном, это происходит не в час-пик, когда поезда переполнены, а когда по вагонам можно свободно пройтись.
В результате этих поездок Евгений Кравцов принял решение активизировать модернизацию электричек и пассажирских поездов дальнего следования. О своих масштабных планах руководитель УЗ сообщил вчера, 25 октября, в ходе заседания правительства. По его словам, до конца этого года УЗ планирует капитально отремонтировать 93 секций (два вагона, - ред.) электропоездов. На следующий год планы – более амбициозные: "На следующий год запланирован капитальный ремонт 159 секций. Вместе это даст возможность в течение 2017-2018 года обновить почти 20% всего парка пригородных поездов. Это самый большой показатель за последние 10 лет", - завил он.
При этом Кравцов уточнил, что модернизация одного вагона обходится в сумму примерно в десять раз меньше, чем покупка нового. В пресс-службе "Укрзализныци" РБК-Украина пояснили, что, по предварительным подсчетам, госкомпания планирует направить на обновление пассажирского подвижного состава 3-3,5 млрд гривен. "Речь идет о капитально-восстановительном ремонте и приобретении нового подвижного состава", - сообщили в УЗ.
Показатели по закупке новых пассажирских вагонов, которых компания собирается достичь в этом году, по словам Кравцова, станут максимальными за последние 15 лет. В частности, УЗ планирует модернизировать 188 пассажирских вагонов поездов дальнего следования, а в 2018 году - около 310. "Вместе это даст возможность обновить 400-500 спальных пассажирских вагонов, что составляет одну шествую всего парка, который мы сегодня эксплуатируем", - заверил Евгений Кравцов. Среди прочего, в следующем году планируется установить новые системы кондиционирования и туалеты в 100 пассажирских вагонах.
Пресс-служба УЗ уточнила, что из 188 вагонов, которые планируется обновить в 2017 году, собственно капитальный ремонт будет проведен в 150 вагонах. Остальные вагоны будут покупаться. А в 2018 году из заявленных 310 вагонов капитально отремонтировать УЗ намерена 160 вагонов, а купить новых - 60. О планах по оставшимся 90 вагонам в УЗ не уточнили.
Помимо ремонта, в госкомпании заявляют и о покупке новой техники, в частности, замене дизель-поездов, изношенность которых превышает 99%. "Имеющиеся у нас дизель-поезда не поддаются модернизации. В 2018-2019 годах мы планируем купить 11 дизель-поездов", - сообщил Евгений Кравцов. Кроме того, по его словам, УЗ рассматривает возможность закупки в перспективе подержанных дизель-поездов в других странах. "Мы очень активно работаем, чтобы понять экономический эффект и технические возможности выполнения этого проекта. Если он будет возможным, это будет очень эффективным механизм для того, чтобы обновить парк дизель-поездов", - считает Кравцов.
В следующем году УЗ планирует модернизировать 300 км железнодорожных путей и реконструировать инфраструктуру стрелочных переводов. "Это даст возможность существенно снять ограничения по скорости движения, которые есть на сегодня", - сказал Евгений Кравцов.
Не забыли в УЗ и о сервисе в пассажирских поездах. Уже до конца этого года компания планирует обновить 70% постельного белья, точнее - 580 тыс. комплектов.
Выступая на заседании правительства, Евгений Кравцов под обновлением вагонов, скорее всего, подразумевал их капитальный ремонт, рассказывает координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ) Александр Бондаренко. "Как правило, во время такой модернизации в вагоне меняется все внутреннее оборудование - устанавливаются новые электрощиты, с розетками в каждом купе, монтируются новый интерьер вагона, мебель, спальные полки, внутреннее убранство вагона, установки кондиционирования воздуха, вакуумные туалеты и т.д. ", - уточнил он.
Но инициативы УЗ удивили главу комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослава Дубневича (БПП). Ведь, по его словам, планы, анонсированные Кравцовым на заседании правительства, разнятся с ранее обнародованными госкомпанией. "Цифры, которые 25 октября были озвучены на заседании правительства Евгением Кравцовым, не соответствуют ни программе по обновлению подвижного состава УЗ до 2021 года, ни проекту финансовому плана УЗ на 2018-ый год", - заявил депутат РБК-Украина.
По его словам, программа обновления подвижного состава, принятая УЗ в ноябре 2016 года, предусматривает покупку в 2018 году 89 новых вагонов на сумму почти 2 млрд гривен и ремонт 200 вагонов, который обойдется в 1,7 млрд гривен. "Согласно проекту плана капитальных инвестиций на 2018 год, УЗ запланировано приобретение 180 новых пассажирских вагонов на сумму 4,5 миллиарда гривен и капитальный ремонт 200 вагонов на сумму 2 миллиарда гривен", - уточнил Дубневич.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил РБК-Украина, что в случае обновления пассажирского парка УЗ качество услуг в поездах и электричках компании увеличится на 5-20%. "Но помешать этим планам УЗ может коррупция. Хотя, то, что начали уделять пассажирскому направлению внимание - уже большой шаг вперед", - считает чиновник.
Но эксперты уверены, что планы УЗ по ремонту подвижного состава, скорее всего, останутся нереализованными. Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что выполнить их возможно, если для этого будут выделены целевые средства из госбюджета. Напомним, в предыдущие годы в госбюджете отдельной статьи расходов на обновление и ремонт подвижного состава предусмотрено не было. "Такая помощь предусмотрена украинским законодательством, но она никогда не выделялась, - говорит Кава. - Возможно, есть какая-то договоренность УЗ с Кабмином. Без этой помощи в нынешней ситуации будет очень сложно реализовать планы по модернизации пассажирских вагонов и электропоездов, потому что УЗ необходимо в первую очередь ремонтировать парк локомотивов и покупать новые грузовые вагоны. Это то, что приносит основной доход УЗ".
Обновлению пассажирских поездов и электричек может помешать и другая проблема – отсутствие у УЗ квалифицированных кадров и технических ресурсов. "УЗ не закупает в достаточном объеме запчастей, чтобы провести даже текущие ремонты. В лучшем случае, ремонтные предприятия обеспечены ими на 23%. В результате, тому же проводнику приходится выходить в своей выходной день, чтобы провести мелкий ремонт вагонов. Кроме запчастей, существует проблема с кадрами, которые должны проводить модернизацию. Кадры уходят с катастрофической скоростью работать в другие предприятия, потому что там платят больше, чем в УЗ. Таким образом, железная дорога разваливается", - подчеркнул Александр Бондаренко.
Ярослав Дубневич приводит в пример нереализованных планов ситуацию в 2017 году. "По итогам 2018 года фактические результаты могут существенно отличиться от запланированных. Пример - 2017 год. Программой обновления подвижного состава было предусмотрено в текущем году приобретение 70 новых и ремонт 200 пассажирских вагонов. В свою очередь, в финансовом плане УЗ на 2017 были запланированы приобретение 50 и ремонт 150 вагонов. По факту, по состоянию на октябрь, куплены только 25 и отремонтированы 23 вагона. Хорошо видно, что планы отличаются от фактически выполненных работ", - рассказывает он. По словам народного депутата, чтобы реализовать намерения УЗ по ремонту и покупке вагонов, нужно внести соответствующие изменения в финплан госкомпании на 2018 год.
В УЗ не ответили на вопрос РБК-Украина о том, приведут ли затраты на обновление парка пассажирских вагонов к росту цен на билеты. В компании сообщили изданию, что стоимость билетов на поезда будет меняться в зависимости от новой категорийности поездов: комфорт, стандарт и эконом.
Но эксперты считают, что затраты компании на обновление пассажирского парка не приведут к росту стоимости проезда по железной дороге. "В лучшем случае УЗ сможет отремонтировать несколько десятков вагонов из заявленных планов. При имеющемся парке в 2200 вагонов это не приведет к существенному росту затрат УЗ, то есть не окажет существенного повода для массового повышения цен на билеты", - считает Александр Бондаренко.
"Пассажирские перевозки - это убыточный бизнес для УЗ с устанавливаемыми Мининфраструктуры тарифами на перевозку. Эти убытки должны покрываться за счет госбюджета, как это принято в Европе, но этого не происходит. УЗ остается один на один с этой проблемой. Поэтому компании приходится эти убытки покрывать за счет прибыльных перевозок грузов", - объяснил Александр Кава.