Специальный режим: что это значит для мирного населения
С 21 января в Харькове введен режим усиленного патрулирования, который переносится на территорию всей Украины. В городе "пилотно" отрабатывается система антитеррористических мер. Что они собой представляют, насколько их введение на постоянной основе юридически обосновано, и с чем именно мы столкнемся через какое-то время уже в масштабах всей страны?
Формальным поводом для введения такого режима, отличного от режима АТО и военного положения, стал рост террористических актов в регионе. В частности, теракт в Харькове 19 января возле здания Московского районного суда. Тогда после заседания по делу активиста, обвиняемого в появлении на избирательном участке с оружием, возле здания суда было взорвано самодельное устройство. Пострадало 13 человек сторонников подсудимого, которые с разными степенями ранений были доставлены в местные больницы. По счастливому стечению обстоятельств случайные прохожие не пострадали.
До этого рост терроризма и происшествий в регионе фиксировался с середины осени 2014 года - от реальных обстрелов из гранатометов военкоматов до ложных звонков о заминировании железно-дорожных объектов и админзданий. Среди наиболее опасных для граждан происшествий можно выделить пожар 12 сентября 2014 г. на станции "Основа" цистерн с реактивным топливом, взрыв 10 ноября в рок-пабе "Стена", обстрел 11 января из гранатомета здания фирмы ООО "Харьковрегионгаз", возле которого стояла цистерна со сжиженным газом, и пожар 16 января состава с цистернами с топливом на железнодорожной станции "Шебелинка".
Что представляет собой сами меры? Что именно вводится в Харькове? Обобщим сообщения официальных лиц.
СБУ, сообщение пресс-центра, 20.01.2014: Для обеспечения безопасности украинских граждан, а также обеспечения их защиты и покоя, уровень задействования всех субъектов по борьбе с терроризмом на всей территории Украины является усиленным.
Александр Турчинов, секретарь СНБО, 21.01.2015, комментарий журналистам: - Именно в городе Харькове отрабатывается система антитеррористических мер. Создана рабочая группа, которая проводит организацию мер, направленных против любых возможностей террористических проявлений. Сейчас будут проводиться активные меры относительно задержания любых подозреваемых в причастности как к терроризму, так и к сепаратизму, в том числе и поддержке сепаратизма. Помимо того проводится совместное патрулирование нацгвардейцев с сотрудниками министерства внутренних дел, которые берут под контроль любые опасные с точки зрения террористических атак точки города Харькова...Создана горячая линия, на которую приходят любые звонки и любая информация относительно подозрительных предметов... Технология и меры, которые сегодня отрабатываются в Харькове, будут реализованы и в других регионах нашей страны. /стенограмма эфира/
Арсен Аваков, министр внутренних дел, 21.01.2015, выступление перед пикетчиками сессии Харьковского горсовета: - Мы смотрим на ситуацию с нашим городским советом. Чтобы у вас не было никаких сомнений, этот горсовет, и этот мэр, допустим, мне не нравится так же, как и вам. У нас цель есть. Мы в этом городе не хотим войны, но мы в этом городе хотим нормальной власти, украинской власти, принимающей украинские решения. Если этот горсовет что-то делает не так, мы ему подскажем. Вот такая наша миссия. Я не хочу, чтобы кто-то обвинил Харьков в экстремизме, я хочу, чтобы Харьков обвинили в том, что это самый демократический город.... После всех тех терактов, которыми пытаются запугать нас в городе, мы приняли решение и с сегодняшнего дня будет объявлен режим усиленного патрулирования города, будут специальные подразделения и наряды национальной гвардии вместе с МВД, в городе будет патрулирование, так как мы это сделали в Одессе и радикально снизили степень всех нарушений. Всякий, кто провоцирует нас, всякий, кто пытается заявить о свержении украинской власти в Харькове, будет жестко покаран. /Далее - журналистам/ ...Мы рассматриваем ситуацию в прифронтовом городе, в условиях агрессии Российской Федерации и поэтому не потерпим любых поползновений в эту сторону. /стенограмма эфира/
Игорь Балута, председатель Харьковской облгосадминистрации, во время встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Украине Кристофом Вайлем: "...Сегодня с 15 часов в городе вводится повышенное патрулирование...Количество сотрудников правоохранительных органов на улицах города и области будет увеличено в два раза. Также они будут обеспечивать патрулирование возле административных центров и государственных объектов особого значения. На территории этих объектов или возле них будет стационарно установлена легкая бронетехника. В патрулировании будут задействованы около 2400 сотрудников" /сообщение пресс-службы/.
УМВД в Харьковской области, отдел общественных связей, сообщение 22.01.2015: /На центральной площади Харькова проведен развод/ "для того, чтобы предупредить и не допустить на территории Харьковщины проявлений сепаратизма, экстремизма и террористических актов...600 сотрудников патрульно-постовой службы, батальона милиции общественной безопасности особого назначения, специального батальона судебной милиции Грифон", УГАИ, ГСО, райотделов ХГУ /УМВД/, кинологи, а также курсанты ХНУВД, бойцы Нацгвардии Украины и негосударственных охранных организаций. Также была задействована легкая бронированная техника".
Александр Пивовар начальник управления СБУ в Харьковской области, 23.01.2015, выступление перед журналистами: - Уже два дня, сегодня третий на территории Харьковской области введен и осуществляется усиленный режим антитеррористических мер. В области побывал/и/ секретарь РСБО, министр внутренних дел, первый заместитель председателя Службы безопасности Украины. Все меры, которые нами сегодня осуществляются - от усиления патрулирования улиц, объектов жизнеобеспечения, усиления мероприятий в рамках проведения антитеррора - они скоординированы, прежде всего, с подразделениями милиции, СБУ, национальной гвардии, всех заинтересованных ведомств, МЧС. В результате этих мероприятий для населения хочется, чтобы они не только увидели, но и почувствовали спокойствие. Но, в связи с тем, что будет усилено патрулирование, проверки мы просим иметь при себе документы, удостоверяющие личность, студенческий документ, водительские права либо паспорт, потому что при тех признаках, которые будут определенным родом проверяться, как подозрительные, будут доставляться эти лица в райотдел и будет утрачиваться время гражданами на установление личности / стенограмма эфира/.
Зорян Шкиряк, советник министра внутренних дел /выступление перед журналистами, 23.01.2014: В Харькове, где после очередного террористического акта, совершенного, как вы знаете, российскими террористическими группами, по приказу министра /Авакова/ был усилен режим патрулирования и осуществлен ряд антиттерористических мер, которые продолжаются и сегодня... После усиленного патрулирования и взятия под охрану всех стратегических предприятий и усилена охрана объектов государственной собственности ситуация в городе Харькове спокойная, никаких панических настроений, ничего не наблюдается. Больше того, по данным перехвата переговоров между террористами и боевиками... они открыто говорят о том, что сейчас в Харькове нельзя высовываться, поскольку действует достаточно жесткий режим. Должен отметить, что харьковчане радостно приветствуют /эти/ меры. Сегодня министр дал распоряжение распространить эти мер на территорию всей Украины, поскольку сегодня Украина находится в состоянии необъявленной войны с Российской Федерацией / стенограмма эфира/.
Арсен Аваков, министр внутренних дел, заседание оперативного штаба при МВД 24.01.2014: - Сегодня по всей стране идет увеличение патрульных нарядов силами милиции и силами национальной гвардии, количество патрульных нарядов увеличилось вдвое...Кроме того мы переходим к превентивным ударам по бандформированиям и, так скажем, сепаратистам. / стенограмма эфира/.
Как можно видеть, отрабатываемая на регионе система антитеррористических мер представляет собой:
- усиленное /повышенное/ патрулирование улиц
- взятие под охрану стратегических и государственных объектов
- круглосуточную охрану железно-дорожных мостов, трубопроводов
- профилактическую "фильтрацию", "превентивные удары" по сепаратистам
- усиление "паспортного контроля", обыски и досмотры личного имущества и автотранспорта граждан с возможностью их задержания по признакам подозрительности или отсутствия документов
- задержание любых подозреваемых в причастности как к терроризму, так и к сепаратизму, в том числе и поддержке сепаратизма
- привлечение к этим мерам Национальной гвардии и даже негосударственных охранных структур
- использование легкой бронетехники стационарно или при патрулировании
- сбор доносов от граждан о готовящихся преступлениях и о лицах, которые могут их совершить.
Нельзя не отметить, что введение усиленных мер, направленных на защиту и безопасность харьковчан, оправдано, и, по официальным данным властей, уже сейчас приносит пользу. В городе задержан ряд террористов и сепаратистов, снижена уличная преступность, повысилась оперативная раскрываемость, в том числе, и тяжелых преступлений. Даже само введение подобных мер способно снизить напряжение в регионе, один из районов которого отнесен к зоне АТО, в котором почти вдвое увеличен мобилизационный призыв, регионе, максимально приближенном к району боевых действий.
Но, как можно заметить из приведенных высказываний, не установлен конкретный срок действия этой системы антитеррора, а сами формулировки введенных мер носят достаточно расплывчатый характер. Не совсем понятно на каком основании к патрулированию с целью предотвращения терроризма привлечены "негосударственные охранные организации". Не совсем понятно, насколько далеко могут зайти "признаки подозрительности" граждан. И кого сочтут "поддерживающими сепаратизм". Какие именно "превентивные удары" нанесут по подозрительным лицам?
Надежда Фроня, адвокат, партнер в объединении адвокатов "Лига правовой защиты", г.Киев: "- Права и свободы граждан могут быть ограничены согласно законам "О правовом режиме военного положения" и "О правовом режиме чрезвычайного положения". На сегодня речь о введении таких режимов не идет.
Закон Украины "О терроризме" также предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан. Так, согласно статье 14 в районе проведения антитеррористической операции на время ее проведения может быть установлен специальный порядок, в частности организована патрульная охранная служба и выставлено оцепление.
С целью защиты граждан, государства и общества от террористических угроз в районе проведения длительной антитеррористической операции, в порядке исключения, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, может осуществляться превентивное задержание лиц, причастных к террористической деятельности, на срок более 72 часов, но не более чем на 30 суток.
Пребывание в районе проведения антитеррористической операции лиц, не вовлечены в ее проведения, допускается с разрешения руководителя оперативного штаба.
По требованию руководителей участников антитеррористической операции предприятия, учреждения и организации, которые находятся в районе проведения антитеррористической операции, частично или полностью прекращают свою работу. Соответствующие специалисты этих предприятий, учреждений и организаций при проведении антитеррористической операции могут в установленном порядке, с их согласия, привлекаться к выполнение отдельных поручений.
Согласно статье 15 закона в районе проведения антитеррористической операции должностные лица, привлеченные к операции, имеют право:
1) применять в соответствии с законодательством Украины оружие и специальные средства;
2) задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, препятствуют выполнению законных требований лиц, привлеченных к антитеррористической операции, или действия, связанные с несанкционированной попыткой проникновения в район проведения антитеррористической операции и препятствование ее проведению;
3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющих личность, а в случае отсутствия документов - задерживать их для установления личности;
4) осуществлять в районе проведения антитеррористической операции личный досмотр граждан, досмотр вещей, которые при них находятся, транспортных средств и вещей, ими грузов;
5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, в том числе транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан из отдельных участков местности и объектов, отбуксировать транспортные средства;
6) входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, во время прекращения террористического акта и при преследовании лиц, подозреваемых в совершении такого акта, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения террористического акта, преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, или для доставки лиц, нуждающихся срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту преступления.
В районе проведения антитеррористической операции контакты с представителями средств массовой информации осуществляют руководитель оперативного штаба или определенные им лица. Предусмотренные этой статьей мероприятия осуществляются с соблюдением действующего законодательства и прекращаются немедленно после завершения антитеррористической операции.
Однако на сегодня введение специального порядка нормативно не урегулировано. Логично предположить, что согласно статье 12 закона этим вопросом занимается оперативный штаб, возглавляемый руководителем Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (координационной группы соответствующего регионального органа Службы безопасности Украины) или лицом, его замещающим.
Министерство внутренних дел также является субъектом борьбы с терроризмом.
Вместе с тем, нормативными актами не предусмотрен "режим усиленного патрулирования".
На сегодня действует Инструкция о порядке перевода органов и подразделений системы Министерства внутренних дел Украины на усиленный вариант оперативно-служебной деятельности.
Усиленный вариант может вводиться в случаях: осуществления террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения; попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия.
Действие Инструкции распространяется на работников органов внутренних дел и не предусматривает ограничений прав и свобод граждан.
Вопросы привлечения общественности для предотвращения террористических актов урегулировал закон "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы".
Хотелось бы отметить следующее.
1. Конфликт на Донбассе, похоже, не имеет тенденций к скорому урегулированию, а скорее весной-летом будет разрастаться и может распространиться на другие территории Украины. Соответственно, число террористических актов будет расти, и усиление контрмер просто необходимо.
2. Нежелательно задействовать любые негосударственные формирования в патрулировании и других профилактических мерах, связанных не с охраной объектов. Граждане с пониманием отнесутся к ограничению их прав, если это ограничение будет проведено официальными органами власти и, при необходимости, может быть обжаловано в судебном порядке. Однако привлечение любых негосударственных структур или т.н. "активистов" вызовет дополнительное недовольство.
3. Сам срок введения такой системы должен быть ограничен каким-то временными рамками. Гражданам, которым повезло не оказаться в зоне АТО, не интересно жить неопределенно долгое время под присмотром автоматчиков и видеть "кугуары" на улицах городов.
4. На период введения таких мер следует отказаться от проведения любых массовых общественных акций, независимо от их направленности. Гранату или автоматную очередь могут послать не только в цистерну или стену военкомата, но и в толпу.
5. "Поддержка сепаратизма" - очень емкое, юридически до конца неурегулированное понятие с серьезными недемократическими последствиями в виде обскурации политических оппонентов, роста доносительства в обществе и "поиска ведьм". Не исключено, что без надлежащего контроля со стороны властей мы рискуем перевести разумные антитеррористические меры в кампанию по гонениям на неугодных. Нашим правителям желательно максимально четко определить, что представляет собой такая поддержка, определить, за что именно может быть наказан гражданин, за что - нет, и определить наказание для тех популистов - доносчиков и клеветников, которые пожелают использовать ситуацию в стране для борьбы с политическими конкурентами.