В ближайшем будущем Украина может вызвать очередной масштабный конфликт во Всемирный торговой организации
Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина
В ближайшем будущем Украина может вызвать очередной масштабный конфликт во Всемирный торговой организации.
И такой конфликт может быть вызван повышением практически всех таможенных ставок Украины сроком на один год.
Эти инициативы содержатся в двух кабминовских законопроектах: № 1562 - о мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года; а также № 1563 - о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно стабилизации платежного баланса).
Кабмин предлагает "включить дополнительный импортный сбор в особые виды пошлины; определить, что дополнительный импортный сбор устанавливается отдельным законом и будет взиматься независимо от других видов пошлины на условиях, определенных этим законом; освободить от налогообложения особыми видами пошлины товары гуманитарной, международной технической помощи и товары, ввозимые Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине".
Сбор должен составить 5-10% и будет распространяться на все товары, кроме жизненно необходимых. Импорт продовольственных товаров предлагается облагать дополнительным сбором 10%, другие товары - по ставке 5%. Кроме того, ставку 10% правительство намерено ввести для товаров, которые ввозятся на территорию Украины гражданами.
Примечательно, что оба законопроекта были внесены в Раду по сокращенной процедуре. Это означает, что документы не прошли обязательного общественного обсуждения. Также такая поспешность сделала невозможным независимый экономический анализ последствий их применения.
Вместо такого обсуждения Кабмин занялся торпедированием скорого принятия обоих документов. Первый из них 25 декабря в первом чтении был принят Верховной Радой.
Примечательно, что документ был проголосован лишь с третьего раза - это свидетельствует, что поддержки у такой инициативе в парламенте нет, однако также означает, что правительство намерено добиться его принятия любой ценой.
С первой попытки документ поддержал лишь 101 депутат - реальный уровень его поддержки. После этого глава Минфина Наталья Яресько заявила, что от принятия этой нормы зависит поступление в бюджет 17 млрд грн.
Поддержка законопроекта выросла, но недостаточно - со второй попытки за него проголосовал лишь 221 депутат. И лишь с третьей попытки документ собрал 237 голосов.
Очевидно, что накал вокруг этих документов будет расти - их вступление в силу запланировано на 1 января 2015 года.
В пояснительной записке отмечается, что такой шаг полностью соответствует нормам ВТО. Правительство ссылается на статью XII ГАТТ 1994 года. Согласно этой статье, страны-члены ВТО "в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса" имеют право временно "ограничивать количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту".
Стоит отметить, что нормы ВТО действительно допускают возможность временного повышения пошлин. Единственное - эта мера не должна сочетаться с другими дискриминациями импортеров, в первую очередь с квотированием.
Однако этой статьей всегда пытаются пояснить все нарушения норм ВТО. В частности, в РФ пытались оправдать контрсанкции против западных стран также исходя из этой статьи ГАТТ ВТО.
В то же время в пояснительных записках к обоим законопроектам отсутствует пояснение, каким образом нынешняя ситуация в Украине соответствует этим критериям. Особенно в условиях, когда платежный баланс по итогам 2014 года ушел "в плюс". А учитывая продолжающуюся девальвацию гривны, угроза дефицитного платежного баланса будет неактуальна и в 2015 году.
Несоответствие украинских реалий условиям ГАТТ неофициально признают и в правительстве. Не случайно неофициальные пояснения чиновников выглядят совсем другими.
При этом, как неофициально рассказывают парламентарии, в правительстве их убеждают, что такая инициатива не вызовет международных протестов, поскольку исходит... от МВФ. Какое отношение Международный валютный фонд имеет к мировой торговле, депутаты не уточняют.
Вместе с тем позиция бизнеса однозначна - Кабмин идет на сознательное нарушение норм ВТО.
"Законопроекты №1562 и 1563 не соответствуют Генеральному соглашению по тарифам и торговле ВТО, нарушают международные договоры. Учитывая односторонний преференциальный режим со стороны ЕС, введение такого тарифного регулирования должно быть согласовано с ЕС, чего не произошло", - говорится в заявлении Европейской бизнес ассоциации.
Принятие этих законопроектов, по мнению EБA, "грозит отменой беспошлинного режима, в одностороннем порядке предоставленном Европейским союзом для украинских товаров".
Чем же обусловлены такие пессимистические прогнозы?
Прежде всего тем, что Украина уже имеет в ВТО репутацию "плохого парня". К сожалению, у нас никогда не придавали значения хорошей репутации.
Испортить себе репутацию страна смогла, раз за разом повышая предельный уровень таможенных пошлин, - в основном на автомобили и холодильники. В рамках таких нарушений Украина впервые столкнулась с ответными санкциями - в ответ на повышение пошлин на автомобили Турция повысила пошлины на украинские орехи. Тогда это было лишь предупреждением...
Не прибавила авторитета и попытка добиться масштабного пересмотра условий членства в ВТО. Хотя нормы торговой организации предусматривают возможность такой коррекции, к пересмотру была подана 371 позиция, что стало явным шоком для остальных стран.
Результатом такого требования Украины была заморозка переговоров о создании зоны свободной торговли с Канадой. К счастью, оно не помешало завершить аналогичные переговоры с ЕС.
Однако сейчас такой шаг может иметь последствия в торговле с ЕС. В частности, европейское промышленное лобби может потребовать отмены действия автономных преференций для Украины. Учитывая, что эти преференции - односторонний шаг со стороны ЕС, их отмена вполне возможна.
И наконец - замечание более общего характера.
После смены власти Украина получила возможность "обнулить" весь негатив от своих предыдущих действий. Однако с принятием предлагаемого повышения таможенных ставок, эта возможность ликвидируется.
А для европейского бизнеса Украина останется все тем же непредсказуемым и очень ненадежным партнером, что и год ранее.