Совет Федерации Российской Федерации одобрил закон об оперативном использовании Вооруженных сил (ВС) РФ за пределами России. Соответствующие поправки вносятся в закон "Об обороне".
Совет Федерации Российской Федерации одобрил закон об оперативном использовании Вооруженных сил (ВС) РФ за пределами России. Соответствующие поправки вносятся в закон "Об обороне".
Предусматривается, что формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами территории России для отражения нападения на ВС РФ или другие войска, дислоцированные за пределами территории РФ. Кроме того, они могут быть использованы для отражения или предотвращения агрессии против другого государства; защиты граждан России за рубежом; борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства. Решение об оперативном использовании принимается Президентом РФ на основании соответствующего постановления Совета Федерации. Общая численность формирований ВС РФ, районы их действий, стоящие перед ними задачи и срок их использования определяются Президентом России. Комплектование и обеспечение указанных формирований осуществляет Министерство обороны РФ.
Напомним, Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении законопроект об оперативном использовании ВС РФ за пределами России 23 октября с.г., во втором чтении - 21 октября с.г., в первом чтении - 9 сентября с.г.
Как отмечал член комитета Госдумы по безопасности, представитель фракции ЛДПР Сергей Абельцев, принятый закон серьезно расширит географию возможного применения российской армии. «При необходимости мы сможем использовать армию по всему миру, - заявлял депутат. - Еще большие возможности дает положение об использовании армии при защите граждан РФ за рубежом, поскольку в новейшей российской истории уже есть прецеденты. Так, в июле 2006 г. после убийства сотрудников российского посольства в Ираке, президент России использовал формирования ВС РФ и подразделения специального назначения за пределами территории РФ. Это касается и событий августа прошлого года, и захвата пиратами судна Аrctic Sea. Но сейчас Медведевым вопрос ставится значительно шире даже относительно прошлогоднего грузинского конфликта".
Критики же закона в России уверены, что разрешение использовать силу для предотвращения агрессии против другого государства позволит России в любой момент ввести войска куда угодно.
В свою очередь, председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, депутат от фракции "Наша Украина - Народная самооборона" Анатолий Гриценко заявлял, что это решение российской стороны не несет опасности для Украины. По его словам, такие законы есть не только у России, но и у других больших государств, в частности Соединенных Штатов. "Если государства имеют боевые возможности, транспортные возможности - они, безусловно, оказывают помощь своим гражданам и войскам, которые находятся за пределами территории страны", - отметил он. "Опасность не от того идет, что принимается закон. Опасность возникает тогда, когда нет понимания между государствами. Тогда закон не имеет никакого значения", - подчеркнул депутат.
Стоит отметить, что ранее между Украиной и Россией неоднократно возникали конфликты, связанные с деятельностью Черноморского флота, главная база которого находится в Севастополе. В частности, в начале сентября с.г. Президент Украины Виктор Ющенко обвинял Россию в дестабилизации ситуации в Крыму, отметив, что на ЧФ РФ господствуют "беззаконие и расхлябанность". При этом он подчеркнул, что Украина оставляет за собой право контролировать военное присутствие России на полуострове, арендный договор с которой истекает в 2017 г. Также В.Ющенко отметил, что Украина должна искать поддержки со стороны НАТО в связи с наличием сил, которые делают ставку на дестабилизацию ситуации на полуострове.
Кроме того, украинская сторона только в текущем году направила России 15 нот протеста в связи с нарушениями Черноморским флотом РФ украинского законодательства. Последняя из них была направлена 17 августа по поводу загрязнения ЧФ РФ акватории Севастопольской бухты.