Правительство так и не смогло утвердить проект "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год", хотя этот документ с середины марта уже должен находится в парламенте. Премьер-министру и членам Кабмина не хватило конкретики. Минфин ожидает роста экономики в 3%, но какими темпами будут увеличиваться соцстандарты, в проекте не указано, как и нет, в частности, обязательств по финансовой поддержке аграрного сектора и созданных антикоррупционных органов. В то же время, достаточно конкретно говорится о всеобщем декларировании имущественного состояния физлиц и введении непрямых методов контроля за доходами и расходами граждан.
Правительство так и не смогло утвердить проект "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год", хотя этот документ с середины марта уже должен находится в парламенте. Премьер-министру и членам Кабмина не хватило конкретики. Минфин ожидает роста экономики в 3%, но какими темпами будут увеличиваться соцстандарты, в проекте не указано, как и нет, в частности, обязательств по финансовой поддержке аграрного сектора и созданных антикоррупционных органов. В то же время, достаточно конкретно говорится о всеобщем декларировании имущественного состояния физлиц и введении непрямых методов контроля за доходами и расходами граждан.
Проект "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год", разработанный Минфином, был согласован со всеми министерствами еще 18 марта. К 20 марта, согласно нормам Бюджетного кодекса, декларация должна была находится уже в парламенте.
На ее основе формируется бюджет на следующий год. Но документа депутаты не только не видели, но даже и приблизительно не знают о планах правительства в бюджетно-налоговой сфере. Глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (БПП) считает, что эти вопросы не стоит поднимать, пока парламент не определится с новым премьер-министром.
"Я бы сняла эти вопросы, пока новый премьер не объявит свое видение, - сообщила она РБК-Украина. - Мы и так сегодня принимаем такие законы, не зная о политике, видении нового главы правительства".
Напомним, в первом чтении ВР приняла ряд финансовых законопроектов, в частности, о реструктуризации валютной задолженности юрлиц, изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы для активизации рынка ценных бумаг и деривативов.
Несмотря на то, что сроки подачи бюджетной резолюции в парламент уже сорваны, правительство так и не смогло утвердить документ, отправив его в Минфин на доработку.
Замминистра финансов Елена Макеева уточнила, что документ не был поддержан членами Кабмина, так как возникла необходимость пересмотреть подходы по повышению соцстандартов, конкретизировать положения по обороне, обеспечению порядка и работе антикоррупционных органов.
К макропрогнозам замечаний у министров не было. В 2017 году Минфин рассчитывает на рост экономики в 3%, инфляцию - 8,1%, безработицу в 8,6%. А курс гривны к доллару в среднем за год составит 27,2 гривен. В среднесрочной перспективе -в 2018 и 2019 годах - темпы роста реального ВВП прогнозируются на уровне 4%, обменный курс - 27,8 гривен и 28,1 гривен соответственно.
"Я не вижу действенных шагов, которые бы позволили Кабмину надеятся на рост экономики. Разве что за счет низкой базы сравнения, - отметил замглавы парламентского бюджетного комитета Виктор Кривенко (внефракционный). - Хотя в прошлом году впервые за 7 лет не было задержке по расходам, и впервые за 10 лет большое количество городов получило дополнительный доход".
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко добавил, что прогноз на ближайшие 3 года является консервативным, скорее всего, основанным на расчетах МВФ. "Это затихание, угасание, это не цифры, в которых нуждается экономика. Прогноз роста на текущий год мировой экономики - 3%, а на 2017 год еще больше. Наши прогнозы опасны для меня тем, что эти цифры означают сохранение уровня теневой экономики. Только снижение тени на 10 п.п дает рост экономики в 5%", - пояснил Устенко.
По данным Минэкономразвития и торговли, уровень теневой экономики за 9 месяцев прошлого года составил 40%, по экспертным оценкам - это показатель далеко перевалил за 50% от ВВП.
Министрам не хватило конкретики. "Я не думаю, что проект завален, - сообщил РБК-Украина министр соцполитики Павле Розенко. - Но у нашего министерства был ряд замечаний, связанных с величной роста соцстанадартов. В проекте прописано так, как будто у нас стабильность в течение 2013-2015 годов, но все наоборот, и инфляция в десятки раз превышает доход. Поэтому, если мы говорим о стабилизации ситуации и ожидаем роста ВВП, то мы должны людям компенсировать потери. Пояснить, что во время экономического подъема темпы роста соцстандартов будут большими, чем рост инфляции".
Это, по словам министра, важно для возобновления внутреннего спроса. Поэтому такая идеология должна быть закреплена документом. Сейчас в проекте "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год" указано, что размер прожиточного минимума (ПМ) будет устанавливаться, исходя из показателей роста реального сектора экономики и индекса потребительских цен, а минимальная зарплата должна быть не меньше ПМ.
Стоит отметить, что ни один проект бюджетной резолюции никогда не содержал конкретных обязательств по соцстандартам, а традиционно была прописана нечеткая формулировка.
Еще на этапе согласования, Минсоцполитики подал предложение Минфину уточнить, что уровень соцстандартов должен постепенно приближаться к фактическому показателю инфляции. На что в Минфине, среди прочего, отреагировали тем, что установление ПМ, от уровня которого зависит и объем других соцгарантий, без учета финансовых возможностей государства приведет к разбалансированию бюджета на всех уровнях. И как следствие, к возникновению задолженности по выплате зарплат, пенсий и госпомощи.
Однако премьер-министр стал на сторону Павла Розенко. "Необходимо переходить на конкретные цифры. У нас в прошлом году было 13% и 19% зарплаты и пенсии. В текущем году так, как и поставили целевой показатель инфляции 12%, так и поднимаем зарплаты и пенсии, чтобы скомпенсировать рост цен и тарифов, - заявил Яценюк. - В 2017 году прогнозируем инфляцию 8%. Поэтому, возможно, давайте хотя б дадим четкий целевой ориентир, что рост денежного обеспечения и рост доходов населения будет выше уровня инфляции на 2%".
Также на этапе согласования Минагрополитики просило Минфин включить сельхозсектор в перечень отраслей, где будут реализованы инвестпроекты на сумму в 1 млрд гртвен. В проекте бюджетной декларации оказались такие направления, как социально-культурная, транспортная, охрана окружающей среды и здравоохранение.
"В утвержденном Кабмином порядке отбора госинвестпроектов отсутствует такая отдельная сфера, как аграрная", - отказал Минфин. Также в чиновники Минагрополитики попытались в проекте "Основных направлений..." зафиксировать среди приоритетных задач усовершенствование спецрежима по НДС для аграриев. На что Минфин в который раз напомнил, что льготный порядок налогообложения НДС с 1 января 2017 года заканчивается.
Не были учтены, в частности, предложения по созданию Экспортно-кредитного агентства для "экспансии украинских экспортеров на внешние рынки"; введению налоговых стимулов для поддержки нацкультпроектов; разработке и реализации плана мер по сокращению долговой нагрузки на экономику.
Министр юстиции Павел Петренко на заседании Кабмина настаивал на том, чтобы в документе конкретно было зафиксировано обязательство по финансированию созданных антикоррупционных органов.
В тексте отсутствует и необходимость финансирования судебной реформы, добавил уже Арсений Яценюк. "С учетом этих предложений, предлагаю и доработать", - резюмировал премьер-министр.
Не конкретными в "Основных положениях…" являются ряд приоритетных направлений налоговой политики. Каждый год в документе есть фраза о минимизации рисков уклонения от уплаты налогов, но в чем она заключается, не указано.
Елена Макеева поясняет, что речь может идти о введении системы контроля за трансфертным ценообразованием, усовершенствовании рискоориентированного подхода к оценке деятельности плательщиков, внедрении электронных методов проведения проверок и контроля за наличным расчетом.
Зато достаточно четко Минфин говорит о введении одноразового добровольного декларирования имущественного состояния физлиц, так называемая "нулевая декларация", а также о введении непрямых методов оценки доходов и расходов граждан. Этого требует и процесс сокращения расходов. В рамках верификации, запущенной Минфином, получатели соцпомощи будут подпадать под систему оценки финансово-имущественного состояния.
По словам Нины Южаниной, запуск этих механизмов возможен после либерализации налогового законодательства. Елена Макеева поясняет необходимость разработки и внедрения этих механизмов тем, что Минфин обязывает законодательство. И в министерстве совместно с Государственной фискальной службой работают над соответствующими изменениями в Налоговый кодекс. Они будут предусматривать подачу "нулевой декларации" без уплаты налога, но с внедрением непрямых методов контроля и обязательством граждан внесения наличных средств в банки для их фиксации (обездвиживания).
"Одновременно такая процедура будет предусматривать раскрытие банковской тайны на письменное требование ГФС по операциям на счетах конкретного физлица, - сообщила РБК-Украина Макеева. - Над законопроектом еще идет работа, необходимо подключат МВФ, чтобы помогли". Напомним, частично контроль за доходами и расходами в Украине уже начал действовать. С трудом парламент принял электронное декларирование для чиновников.
Предложенную же схему общего контроля и декларирования средств через банки Минфин уже пытался провести через Раду в конце 2014 года с подачи тогдашнего замминистра финансов Дениса Фудашкина. Сейчас он работает советником главы ГФС. Но в Минфине собеседники РБК-Украина рассказали, что с такими наработками многие не согласны, и Минфин пока их блокирует.
Эксперт группы "Налоговая реформа" Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский считает, что всеобщее декларирование должны быть, как и введение непрямых методов контроля, но не по схеме Фудашкина.
Контроль на начальном этапе, по его словам, должен быть за покупками, которые можно идентифицировать - движимое/недвижимое имущество, а декларации подавали бы те, кто имеет доход более 1 млн гривен. "Все это реально и возможно ввести, если все будет выписано корректно и принято до 1 июля, - отмечает Несходовский. - Приобретение недвижимости, земли, автомобилей легко идентифицировать, и злоупотреблений со стороны налоговых органов будет меньше. Некоторые вещи у нас доводятся до абсурда, как с трансфертным ценообразованием, когда под контроль чуть ли ни каждое предприятие подвели".
Кроме того, в проекте бюджетной декларации Минфин прописывает обязательства правительства по дальнейшему проведению пенсионной реформы, закрепленной в меморандуме с МВФ.
Министр Павел Розенко уточняет, что о повышении пенсионного возраста речи не идет: "Мы за радикальную реформу, но без повышения возраста". По его словам, речь здесь идет о принятии ряда законопроектов, которые еще в прошлом году были наработаны в министерстве, но так и не рассмотрены в парламенте. Предложения предусматривают переход на второй накопительный уровень пенсионной системы, развитие негосударственного пенсионного обеспечения.
Проект распоряжения КМУ "Про одобрения проекта "Основные направления бюджетной политики на 2017 год"