ua en ru

что скрывают переходные положения законопроекта о реинтеграции Донбасса

что скрывают переходные положения законопроекта о реинтеграции Донбасса Президент сможет вводить военное положение на всей территории Украины, а не только в зоне АТО, и прекращать на этих территориях работу органов местного самоуправления (фото - ministryofdefence.ua)

В начале июля РБК-Украина публиковало проект закона об оккупированных территориях и реинтеграции Донбасса. Согласно разработанному Советом национальной безопасности и обороны тексту, законопроект признает отдельные районы Донецкой и Луганской областей временно оккупированными Российской Федерацией. Интрига заключалась в том, что в полученном редакцией тексте законопроекта отсутствовали "переходные положения", которые, как известно, могут ограничивать любой закон во времени и вносить дополнительные коррективы. Как сообщали тогда источники в исполнительной власти, эти пункты согласовываются с западными партнерами.

Сегодня недостающая часть "пазла" оказалась в распоряжении РБК-Украина - полный текст законопроекта (на английском языке), включающий заключительные и переходные положения, передала изданию вице-спикер парламента Оксана Сыроид. По ее словам, проект был подготовлен в Администрации президента, что видно из исходной документации (на самом же деле в разработке проекта больше был задействован СНБО), переведен на английский язык и направлен в посольства западных стран для "визирования". Попал документ к вице-спикеру около двух недель назад. Что нужно знать о переходных положениях законопроекта о реинтеграции Донбасса - в материале РБК-Украина.

Суть заключительных положений - что предлагается изменить

Согласно тексту заключительных положений законопроекта, Кабинету министров с момента вступления закона в силу дается один месяц на приведение в соответствие с нормами нового закона всех необходимых нормативно-правовых актов. Закон вступает в силу на следующий день после его публикации. Далее - какие изменения коснутся конкретных законов в случае принятия предлагаемого законопроекта.

Закон "О военно-гражданских администрациях"

Меняются сроки действия этого закона и сроки полномочий поселковых, районных и областных военно-гражданских администраций (ВГА). В частности, полномочия ВГА должны заканчиваться одновременно с окончанием действия закона "О правовом режиме военного положения".

Если, согласно действующему закону про ВГА, его действие сейчас распространяется "на период проведения АТО и на шесть месяцев после дня ее окончания, но не более, чем на три года с момента вступления закона в силу", то новым документом предлагается привязать действие закона про ВГА ко дню окончания "особого периода", который начался с объявления президентом частичной мобилизации. Причем речь идет о первом указе президента от 17 марта 2014 года. Впрочем, ни в самом указе, ни в законе, которым он утвержден, никаких особых периодов не значится.

Закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"

Особый порядок местного самоуправления на определенных территориях Донецкой и Луганской областей будет введен временно на год со дня вступления в силу закона о реинтеграции Донбасса.

Это означает, что предлагается еще на год продлить действие этого закона, поскольку согласно его статье 1 документ действует в течение трех лет. Соответственно, его срок истекает 18 октября этого года.

Текст законопроекта о реинтеграции Донбасса, предложенный к рассмотрению в посольства западных стран. Переходные положения в конце документа

Закон "О правовом режиме военного положения"

Военные администрации населенных пунктов, а также районные, областные администрации, созданные в связи с тем, что из-за войны не была созвана сессия соответствующего местного совета их территории, осуществляют свои полномочия до первого заседания первой сессии совета, выбранного после отмены военного положения. Этот пункт действует и сейчас. Просто предлагается исключить из закона уточнение о том, что военно-гражданские администрации осуществляют свои полномочия до окончания срока действия военного положения.

Кроме того, документом предлагает дополнить статью 4 закона еще одним абзацем, нормы которого позволяют президенту своим указом о введении на территории военной администрации прекращать полномочия областного совета, его исполкома, должностных лиц или госслужащих в органах местного самоуправления. Указ президента о введении военных администраций также прекращает полномочия районого совета, поселковых, городских, сельских советов.

Статью, регламентирующую порядок введения военного положения, предлагается дополнить параграфом, нормы которого дают президенту право вводить военное положение и на других территориях Украины, а не только в зоне АТО, прекращать на этих территориях работу органов местного самоуправления и вводить военные администрации.

Заключительные положения закона о военном положении, которые определяют сроки действия этого закона, также предлагается дополнить одним параграфом. В нем идет речь о том, что в случае введения военного положения "для восстановления суверенитета Украины" над оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей, полномочия всех органов власти прекращаются. В том числе, прекращается и действие военных администраций. Руководство территориями, на которых введено военное положение, будет осуществлять совместный оперативный штаб ВСУ под общим командованием Генштаба ВСУ. Этот совместный штаб осуществляет координацию и контроль над деятельностью всех региональных военных администраций. Основная задача штаба - обеспечить защиту населения, поддержание гражданского порядка и безопасности. Все остальные вопросы во время военного положения, их координацию и порядок контроля определяет Кабмин. Совместный штаб также осуществляет прямое военное командование ВСУ.

Закон "О ветеранах войны и гарантиях их соцзащиты".

Кабинет министров должен разработать порядок предоставления статуса ветеранов войны лицам, участвующим в АТО, а также принимающим участие в поддержании нацбезопаности в Донецкой и Луганской области.

Предлагается также расширить перечень лиц, которым предоставляется статус инвалида войны. Этот статус может быть предоставлен: резервистам, военнослужащим в отставке и действующему военному ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецслужбы по транспорту, Госспецсвязи, военныму прокурору, рядовым и офицерам подразделений оперативной поддержки порядка на территории АТО, служащим органов власти, отвечающих за налогообложение, таможенный контроль, а также полицейским и другим сотрудники МВД, ГСЧС, других военизированных законных формирований, которые защищали суверенитет и независимость Украины и стали инвалидами в результате травмы, сотрясения мозга и увечья, "нанесенных при непосредственном участии в борьбе с терроризмом".

Меняется формулировка нормы, предусматривающая предоставление статуса инвалида войны для добровольцев. В частности, к ним относятся граждане, добровольно участвовавшие в проведении и поддержке АТО, включая волонтерскую деятельность, ставшие инвалидами в результате травмы, увечий, сотрясения мозга.

Кабмину также предстоит уточнить порядок предоставления статуса участников войны работникам предприятий, учреждений и организаций, а также семьям военнослужащих, которые непосредственно принимали участие в АТО.

Риски законопроекта

Вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид, комментируя для РБК-Украина законопроект, обратила внимание, что в нем ни не упоминается об оккупации Крыма, но не смотря на это, предлагается утвердить, что началом оккупации украинской территории есть 20 февраля, когда началась оккупация Крыма. "Законопроект разделяет оккупацию Крыма и Донецкой и Луганской областей потому, что касается только Донецкой и Луганской областей и никоим образом не упоминает о Крыме. Это не правильно. Тем более в проекте есть непоследовательности. Вспоминается, что российская вооруженная агрессия началась 20 февраля, а началась она 20 февраля именно в Крыму, а ни одного упоминания о Крыме здесь нет", - объясняет Сыроид.

Также в проекте нет четкого обозначения, что Россия оккупировала часть Донбасса, а только говорится о том, что она осуществляет вооруженную агрессию и временную оккупацию. "Вспоминается, что Россия осуществляет вооруженную агрессию и временную оккупацию, но не упоминается, где именно. Никакой связи с тем, что у нас есть оккупация, вооруженная агрессия и это касается Донецкой и Луганской, здесь нет. Об этом надо догадываться", - говорит депутат.

Еще вице-спикер обращает внимание на две основные угрозы проекта, заложенные в заключительных и переходных положениях документа. Во-первых, речь идет о введении особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донбасса на год (предусмотренного законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей") с момента вступления закона о реинтеграции Донбасса в силу. Напомним, так называемый закон об особом статусе Донбасса вступил в силу 18 октября 2014 года. Срок его действия - три года. То есть, 18 октября этого года его действие должно прекратиться.

Вторая угроза кроется в предоставлении президенту полномочий останавливать деятельность органов местного самоуправления на время введения военного положения, причем не обязательно даже только на территориях, где такое военное положение введено. Парламентарий говорит, что такая норма противоречит Конституции. Напомним, статья 7 Конституции Украины говорит о том, что "В Украине признается и гарантируется местное самоуправление".

В целом же вице-спикер считает, что основная цель законопроекта - введение военного положения, миротворцев, проведение на оккупированном Донбассе выборов и скорейшее предоставление этим территориям особого статуса.

Напомним, накануне старта парламентского сезона идеолог законопроекта о реинтеграции Донбасса, секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что проект может быть принят парламентом уже в ближайшее время.

"Есть поручение МИД провести консультации с нашими партнерами. Я надеюсь, что к началу сессионных заседаний эти консультации будут завершены и закон будет внесен президентом в Верховную Раду", - сказал Турчинов. Но пока же, по данным источников РБК-Украина, парламентские фракции и группы, включая депутатов коалиции, не готовы говорить о поддержке проекта. Все апеллируют к тому, что текст законопроекта они до сих пор не видели.