Крупнейший в Украине оператор фиксированной телефонной связи и интернет-услуг "Укртелеком" прошлым летом зашел в новую для себя сферу "облачных" услуг. РБК-Украина выяснило, что из этого вышло, и какие еще услуги для бизнеса готовит бывший госоператор.
Для многих украинских компаний прошлый год стал худшим в истории. Экономический кризис, девальвация гривны, война на востоке страны — все это заставило бизнес отказаться от привычных стратегий и обратиться к нестандартным решениям.
Одним из таких нестандартных решений стало использование так называемых "облачных" сервисов, подразумевающих отказ от собственной физической инфраструктуры в пользу виртуальной. В обычных условиях компании пришлось бы покупать компьютеры и комплекты программного обеспечения для сотрудников, подводить каждому телефон. "Облака" же позволяют перенести все процессы и программы на виртуальные сервера. Вне зависимости от того, за какой компьютер садится сотрудник, туда подтягивается его рабочее место и телефонная линия.
По данным аналитической компании IDC, в прошлом году облачные услуги стали единственным сегментом IT-рынка, который продемонстрировал рост. Объем этого сегмента вырос на 10% до 9 млн долларов. И это при том, что весь IT-рынок Украины упал на 42% до 1,4 млрд долларов.
Это же исследование показывает, что за последние годы руководители украинских компаний и IT-директора больше узнали об "облаках". Среди опрошенных менеджеров не нашлось никого, кто бы не знал, что это такое.
Не удивительно, что все больше операторов связи начинают оказывать облачные услуги. В июне 2015 года крупнейшая телекоммуникационная компания "Укртелеком" тоже вышла на этот рынок с услугой "Облачная АТС". Оператор предложил своим бизнес-клиентам организовать телефонные линии для сотрудников по IP-каналам (интернет-каналам).
Чтобы подключить услугу, компании-заказчику необходимо просто иметь подключение к интернету от любого провайдера. "Укртелеком" будет заключать с клиентом отдельный договор на услугу "Облачная АТС". После активации услуги клиент по почте получит временный пароль и ссылку на сайт, где можно настроить услугу. Можно, например, выбрать короткие номера для сотрудников или создать "черные списки" номеров, куда звонить запрещено. При этом звонить друг другу с коротких номеров сотрудники будут абсолютно бесплатно. Для звонков можно использовать как стационарный IP-телефон (его можно взять в аренду у "Укртелекома"), так и смартфон. Приложение для смартфона Ukrtelecom i10 можно скачать в магазинах приложений App Store или Google Play.
Если компания, использующая "Облачную АТС", решит переехать по новому адресу, все существующие настройки, включая номера телефонов, сохранятся.
Как рассказывает директор по развитию корпоративного сегмента "Укртелеком" Николай Давиденко, уже спустя полгода после старта услуги у нее было порядка 2,5 тыс. пользователей. С начала 2016 года число пользователей "Облачной АТС" продолжает расти и ежемесячно к ней подключаются сотни линий. По итогам первого полугодия 2016-ого их уже было 3,5 тыс.
Этой осенью "Укртелеком" собирается представить еще одно "облачное" решение. Компания пока держит свои планы в секрете. Но, как ранее заявлял директор компании Юрий Курмаз, оператор собирается сосредоточиться на развитии мощностей собственных дата-центров и новых услугах на их базе. Это означает, что компания сможет удаленно представлять целый спектр услуг по хранению и обработке данных с помощью облачных технологий.
Технические возможности для этого существенно улучшатся в процессе модернизации, стартовавшей в Укртелекоме в 2015 году. Финансовым партнером которой выступил China Development Bank, общая сумма кредитной линии составила 400 млн. долларов США.
Как правило, крупные телеком игроки, которые становятся на такой путь, начинают предоставлять как госструктурам, так и бизнесу определенные наборы сервисов. Например, виртуальные дата-центры или сервера, виртуальный офис "под ключ": корпоративная почта, офисные программы, специализированный облачный софт для работы с клиентами и надежные системы безопасности. Большой потенциал у "Укртелекома" в таком направлении, как организация виртуальных хранилищ данных. К примеру, это может быть решение для видео-сервиса или онлайн-кинотеатра, который хотел бы отдать техническую часть проекта на аутсорсинг. При выполнении подобных проектов, связанных с большим объемом "тяжелых" данных, у "Укртелекома" есть явное преимущество перед другими дата-центрами: наличие собственной транспортной сети. Ее разветвленная инфраструктура с дублированием каналов на сегодняшний день имеет пропускную способность до 500 Гб в секунду внутри Украины. А доступ к внешнему интернету на граничных переходах – более 200 ГБ в секунду. Таким образом, компании, решившиеся на облачный аутсорсинг от "Укртелекома", смогут получить большое количество сервисов.