Семь эффективных шагов в сторону Ближнего Востока и Северной Африки
Мир становится в экономическом смысле более многополярным, что вносит изменения во внешнеэкономическую политику государств, обостряет конкуренцию, и ломает традиционные модели национальных экономик. Потому успешное развитие украинской экономики зависит от способности правительства и бизнеса к региональному подходу и регионально-ориентированной стратегии развития внешнеэкономического сотрудничества. Об этом шла речь в докладе аналитической группы Da Vinci AG, который прозвучал во время круглого стола «Проблемы и перспективы сотрудничества Украины со странами Ближнего Востока и Северной Африки».
Мы хотели бы поднять вопрос расширения и углубления экономического сотрудничества Украины со странами Ближнего Востока и Северной Африки (MENA - Middle East and North Africa), и представить наше видение преодоления проблем и препятствий на государственном уровне.
Отметим, что, несмотря на различные подходы географическим очертаниям региона MENA, за основу взят консервативный подход к определению его границ. Это Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, ОАЭ и Йемен (см. иллюстрацию 1).
Иллюстрация 1

За последние 10 лет объемы торговли Украины со странами MENA были одними из наиболее динамичных. Так, в 2002 г. доля стран MENA во внешней торговле Украины занимала 8,9%, в 2008 г. этот показатель составлял 11%, а по итогам 2012 г. - 13%. При этом импорт из этого региона находился на крайне низком уровне (см. иллюстрацию 2).
Доли стран региона в структуре экспорта и импорта имеют некоторую взаимосвязь. Большинство стран, имеющих высокий уровень потребления украинских товаров, занимают и большую долю в региональной структуре украинского импорта (см. иллюстрацию 3). Это свидетельствует о неравномерном развитии торгово-экономических связей Украины со странами MENA и очевидной просадке в торгово-экономических отношениях с некоторыми из них. Таким образом, мы можем говорить о существенном потенциале развития торгово-экономических отношений с регионом в целом и наращивания объемов товаров и услуг в двусторонних отношениях.
Иллюстрация 2

Спецификой экономических отношений Украины со странами региона является растущий уровень торговли на фоне крайне низкого уровня инвестиций из стран MENA. Особенности бизнеса в странах региона и, особенно, в странах Залива говорит о предпочтении ними внешнеторговых операций с компаниями, имеющими долю в капитале. Иными словами, присутствие инвестиций и возможности контроля деятельности иностранной компании контрагента, являются решающими факторами.
По нашим оценкам именно отсутствие или недостаток инвестиционных условий является ключевым фактором, сдерживающим инвестиции в Украину из стран региона, а также тормозящим более интенсивный рост уровня торговли Украины со странами региона.
Таким образом, сегодня перед потенциалом дальнейшего развития экономических взаимоотношений Украины со странами MENA стоят четыре ключевых вызова: доверие, среда, информация и правила.
Иллюстрация 3

При этом, ключевая проблема, препятствующая двусторонних отношений Украины со странами MENA - низкий уровень доверия. Он формирует как недоверие к потенциальным контрагентам, так и к системе госуправления в целом. Высокий уровень коррупции, частые случаи невыполнения бизнес-обязательств и другие проблемы формируют негативный имидж украинского рынка и делового климата.
Но стоит остановиться на вопросах, связанных с решением этих проблем непосредственно для инвесторов и торговых партнеров из стран MENA, принимая во внимание их страновые особенности. Полагаем, что решение ключевых проблем и преодоление барьеров в сфере торгово-экономического сотрудничества лежит в семи шагах к построению платформы доверия (см. иллюстрацию 4).
Шаг первый - страхование сделок. Практика показывает, что инвесторы из стран MENA зачастую ставят обязательным условием для инвестирования или развития проектов на территории Украины предоставление государственных гарантий. Подобное требование объясняется низким уровнем доверия к украинскому рынку и стремлением обезопасить себя от рисков. Но система предоставления госгарантий в Украине является достаточно коррумпированной, в результате чего экономический эффект от реализации бизнес-проектов или коммерческих операций фактически утрачивается на фоне размеров коррупционных платежей.
Изучив опыт работы рынков Залива и Северной Африки, мы пришли к выводу о возможности решения данной проблемы путем установления системы страхования сделок по опыту работы автономной арабской региональной организации Arab Investment and Export Credit Guarantee со штаб-квартирой в Кувейте. Данная корпорация осуществляет страхование и гарантирование инвестиций.
Иллюстрация 4

Формирование подобного агентства или компании в Украине, деятельность которого была ориентирована исключительно на инвесторов из стран MENA с включением в органы управления представителей правительственных структур стран MENA и лоббистских органов бизнеса этих стран в Украине позволила бы создать эффективную и прозрачную систему страхования сделок и инвестиций.
Шаг второй - создание лоббистского органа, например, Бизнес-ассоциации стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENAВА). Она должна предоставлять площадку, на которой ее члены могут обсуждать и находить решения общих проблем, оказывающих влияние на бизнес в Украине. Инициатива должна поддерживаться правительствами стран MENA и дипломатическими миссиями в Украине.
В задачи MENAВА должны входить: лоббизм коллективных интересов, защита интересов инвесторов региона в органах власти, содействие улучшению законодательства Украины, предоставление информационной и консультационной помощи инвесторам.
Функционирование MENAВА является частью более широкого процесса коррекции законодательства Украины в интересах увеличения инвестиционных потоков из стран MENA и наращивания объемов торговли.
Шаг третий - коррекция законодательства. Сегодня на базе украинского парламента функционируют депутатские группы по межпарламентским связям. На практике они представляют собой мертвые структуры. Анализ их функционирования свидетельствует об отсутствии инициатив, связанных с попыткой улучшения национального законодательства с целью придания интенсивности двухстороннему торгово-экономическому сотрудничеству.
Однако, принимая во внимание наличие аналогичных депутатских групп дружбы в законодательных органах иностранных государств, возможно формирование эффективной структуры оперативной коррекции законодательства в интересах устранения барьеров, возникающих на пути развития торговых отношений и взаимопроникновения инвестиций. Активное сотрудничество MENAВА (см. иллюстрацию 5) с такими группами в отечественном и зарубежном парламенте на фоне внесения изменений в регламент в отношении ужесточения требований к депутатским группам по межпарламентским связям способно, по нашим оценкам, придать стимул развитию торгово-экономических отношений Украины со странами MENA.
Иллюстрация 5

Шаг четвертый - формирование удобной финансовой среды. В данном случае, речь идет об исламском банкинге, развитие которого в Европе привело к интенсивному росту инвестиций из MENA в ЕС.
Кстати, исламский банкинг демонстрирует неплохие темпы развития порядка 10-16% против 9% роста традиционной банковской системы. Многие традиционные банки открывают «исламские окна», которые являются популярными не только среди мусульман, но и среди клиентов с другими религиозными убеждениями. Это обусловлено большей прозрачностью, открытостью и надежностью таких учреждений.
Развитие данного направления банковских услуг способно создать в Украине в перспективе финансовый хаб для финансовых потоков из стран MENA в ЦВЕ. Как, например, Лондон сегодня стал финансовым хабом исламских финансов для Европы.
Одновременно с этим, это открыло бы возможность для запуска исламских государственных облигаций сукук, как инструмента заимствования Украиной долгового капитала на рынке MENA.
Формирование условий для работы исламского банкинга требует кардинальной реформы и коррекции банковской системы. Поэтому возможно осуществить старт с развития «исламских окон» в традиционных банках, что сделает банковскую систему Украины более гибкой, диверсифицированной и эффективной.
Шаг пятый - сертификация и стандартизация украинской продукции на рынках стран региона.
Наиболее ярким примером можно считать выдачу халяльного сертификата для украинской продукции продуктов питания, который не всегда признается в странах MENA. Подобная проблема часто возникала в последние годы.
Потому лоббистский орган в лице MENAВА должен взять на себя не только взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам сертификации и стандартизации продукции, но и по контролю выдачи специфических сертификатов и осуществления самой процедуры сертифицирования продукции согласно нормам ислама.
Шаг шестой - медиа-поддержка. Существуют четыре проблемы информационного поля, которые тормозят развитии торгово-экономического сотрудничества: стереотипы, дефицит бизнес-информации, отсутствие новостного взаимопроникновения, а также страхи и риски, обусловленные вышеперечисленными факторами.
Устранение этих проблем возможно путем большего взаимопроникновения средств массовой информации в информационные пространства Украины и региона MENA.
Шаг седьмой - создание зон свободной торговли (ЗСТ) со странами региона (см. иллюстрацию 6).
Иллюстрация 6

Внешнеэкономическая политика Украины должна отталкиваться от максимального регионального охвата внешних рынков. Это оптимальный путь, диверсифицирующий экономические риски и соответствующий геоэкономическим возможностям нашей страны.
Именно поэтому, мы хотели бы рекомендовать правительству Украины ускорить проведение существующих переговоров и инициировать новые соглашения по созданию ЗСТ с со странами MENA.
Реализация разработанной нами концепции семи шагов, безусловно, не является исчерпывающим опционом для углубления и расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Однако, эти семь шагов позволят быстро и эффективно преодолеть барьеры, имеющиеся на пути двухсторонних отношений в сфере экономики и торговли.
Анатолий Баронин, глава аналитической группы Da Vinci AG