Антимонопольный комитет Украины начал расследование в отношении операторов мобильной связи lifecell, Vodafone Украина и "Киевстар". Комитет подозревает, что заявленная операторами посекундная тарификация звонков на самом деле не соблюдается. Это нарушение попадает под статью 15-1 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" - распространение информации, которая вводит пользователей в заблуждение.
Антимонопольный комитет Украины начал расследование в отношении операторов мобильной связи lifecell, Vodafone Украина и "Киевстар". Комитет подозревает, что заявленная операторами посекундная тарификация звонков на самом деле не соблюдается. Это нарушение попадает под статью 15-1 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" - распространение информации, которая вводит пользователей в заблуждение.
Как сообщили "РБК-Украина" в пресс-службе АМКУ, сейчас комитет собирает факты, анализирует материалы, которые могут подтвердить или опровергнуть наличие таких нарушений. По сути, ведется расследование. Поэтому в АМКУ не могут спрогнозировать, когда оно завершится. "Сегодня мы находимся на этапе сбора дополнительных фактов, которые нужно подтвердить документально. После этого будет сформирована окончательная позиция Комитет и принято решение", - сообщили в пресс-службе ведомства.
Согласно действующему законодательству, операторы связи должны не только давать абонентам полную и правдивую информацию о цене своих услуг, но и соблюдать определенный порядок тарификации. Еще в 2012 году Кабинет министров утвердил правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, которые обязывают операторов учитывать только полные тарифные единицы в пределах отдельного сеанса связи — минуты или секунды. Неполные единицы тарификации (например, 30 секунд или 59 секунд) не должны считаться вообще.
Например, если абонент поговорил по телефону минуту и 15 секунду, с него должна сняться стоимость одной минуты, так как в случае с мобильной связью отрезок в 15 секунд не является полной тарифной единицей. Пятнадцатисекундная тарификация разрешается только для таксофонной связи.
Наиболее честным по отношению и к абонентам, и к оператору выглядит посекундная тарификаци. В ее случае оператор мог бы снять плату за каждую секунду сеанса, которую предоставил абоненту. В 2010 году, когда регулятор инициировал разработку правил предоставления телеком-услуг, участники рабочей группы предлагали прописать сделать посекундную тарификацию обязательной. По за время работы над документом поменялось три состава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации. Лобби операторов в итоге победило. "Везде, где только можно было, НКРСИ пошла на поводу операторов, оставив им возможность трактовать правила по-своему", - рассказывает участник рабочей группы по разработке документа Роман Химич.
Как утверждают операторы, для посекундной тарификации есть ряд технических ограничений. "Например, в случае международных звонков или предоставления услуг в роуминге компания должна рассчитываться с рядом партнеров, исходя из принципа поминутной тарификации звонков", - сообщили в пресс-службе Vodafone Украина.
На заре мобильной связи в Украине у всех операторов была поминутная тарификация и счет округлялся в сторону большего показателя. Поговорив минуту и 15 секунд, абонент получал счет за 2 минуты. Но с ростом популярности мобильной связи, а затем и под давлением регулятора, операторы стали отказываться от такой практики, вводить посекундную тарификацию и экспериментировать с 30-секундными интервалами.
Как выяснило "РБК-Украина", сейчас трое крупнейших мобильщиков используют одинаковый принцип тарификации. Они заявляют, что тарификация посекундная, хотя по факту каждая минута разговора условно разделяется на два отрезка: первый — длиной в 1 секунду, второй - 59 секунд. Плата, эквивалентная стоимости одной минуты, взимается только за первую секунду разговора. Неполный отрезок времени, как и предписано правилами телеком-услуг, не тарифицируется. Такой принцип тарификации соблюдается как в традиционных тарифах с платой за минуту, так и в пакетных тарифах.
Например, при покупке 200 минут за 50 гривен, стоимость каждой минуты теоретически должна составить 25 копеек. В случае посекундной тарификации - чуть больше 4 копеек за секунду. Но по факту, 25 копеек взимаются за каждую первую секунду звонка. То есть, поговорив минуту и 15 секунд, абонент получает счет как за 2 минуты — 50 копеек.
Операторы подчеркивают, что работают в рамках законодательства, но при этом стараются не выставлять свою тарификацию напоказ. Из трех операторов только в пресс-службе Vodafone Украина сразу подтвердили, что стоимость звонков в его тарифах указывается за первую секунду каждой минуты разговора. Аналогичную тарификацию применяет и lifecell — эта информация указана на сайте оператора. Хотя в пресс-службе lifecell сказали, что не могут комментировать запрос, так как оператору ничего не известно о расследовании АМКУ. В "Киевстаре" сообщили, что оператор осуществляет тарификацию в соответствии с действующими правилами и тарифицирует реально использованные тарифные единицы. Однако на сайте "Киевстара" указано, что тарифицируется первая секунда каждой минуты в размере стоимости минуты. Секунды со второй по шестидесятую не тарифицируются. Чтобы найти данные о тарификации на сайтах операторов, абоненту нужно найти свой тариф и открыть его полные условия, которых нет в основной вкладке.
Формально операторы соблюдают правила предоставления телеком-услуг. Как считает руководитель телекоммуникационной практики адвокатского объединения "Юскутум" Юрий Котляров, действия операторов не противоречат правилам предоставления телеком-услуг. С другой стороны, можно предположить, что не для каждого потребителя очевидно, как работает тот или иной тарифный план. Особенно, если это внятно не описано в соответствующем тарифном плане и информации для абонента. "В этой связи, теоретически, АМКУ может увидеть факты введения в заблуждения абонентов, изучив фактическую информацию о реальном применении того или иного тарифного плана и информировании абонентов о его применении", - считает Котляров.
Если такие факты будут установлены, АМКУ может дать рекомендации об устранении соответствующих нарушений или применить санкции. Согласно законодательству, недобросовестная конкуренция, к которой принадлежит данное нарушение, также может караться штрафом до 5% годовой выручки.
Химич предполагает, что НКРСИ могла бы дать пояснение к правилам телеком-услуг и прописать, что принятая мобильщиками практика тарификации является неверным их трактованием. И тогда бы операторам пришлось изменить учет выговоренных минут на более выгодный для абонента, не дожидаясь выводов АМКУ. Но, как добавляет Котляров, регулятор может дать свое видение по применению правил, но не может устанавливать порядок их выполнения.