Коридор разницы в тарифах на водоснабжение между регионами Украины составит плюс-минус 10%. Об этом в интервью изданию "Коммерсант-Украина" сообщил глава Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (НКРКУ) Валерий Саратов.
Коридор разницы в тарифах на водоснабжение между регионами Украины составит плюс-минус 10%. Об этом в интервью изданию "Коммерсант-Украина" сообщил глава Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (НКРКУ) Валерий Саратов.
Он отметил, что структура экономически обоснованного тарифа на водоснабжение при условии сокращения разницы в тарифах между регионами должна включать: "30% - затраты на электроэнергию, 30% - фонд заработной платы и социальные отчисления, а 40% - амортизационные и прочие затраты. Последние не будут существенно разниться по областям, поскольку состояние сетей, стоимость топлива и техники примерно одинаковые. Коридор разницы в тарифах между регионами составит в диапазоне плюс-минус 10%. Но треть предприятий страны в этот диапазон не попадет. Например, один водоканал обеспечивает водой множество сел, у него больше накладные расходы, другой - перекачивает воду, третий - тратит больше реагентов". По словам Саратова, задача регулятора как раз и состоит в том, чтобы уменьшить затратную часть тарифа и увеличить инвестиционную.
Отвечая на вопрос относительно ситуации, в случае если лицензиат не впишется в этот коридор, глава НКРКУ подчеркнул: "Им нужно разрешить включать в тариф инвестиционную составляющую, что в дальнейшем позволит сдержать рост тарифа за счет сокращения затрат. Мы участвовали в подготовке изменений в закон Украины "О естественных монополиях", которые позволят предприятиям устанавливать стимулирующие тарифы. Они будут приниматься на пять лет и, с учетом макроэкономических показателей, позволят предприятиям самостоятельно проводить работу по сокращению затрат и увеличению прибыльности. Если затраты предприятия, например, составляют 5 грн, то, снизив их до 4 грн, лицензиат получит 1 грн, которую можно вложить в развитие. Ведь для повышения качества услуг нужны средства, а повышать затраты на производство для увеличения доходности - тупиковый путь".
"Стоимость гигакалории тепла для населения в действующих тарифах сегодня составляет 227 грн без НДС. Средневзвешенная цена одного кубометра воды для населения сейчас - 2,18 грн без НДС", - отметил Саратов, комментируя вопрос относительно обоснованной стоимости тепла и воды.
Напомним, 25 февраля Президент Украины Виктор Янукович заявил, что тарифы на услуги ЖКХ до конца года должны быть одинаковыми для всех граждан Украины, несмотря на регион проживания.
12 мая Янукович, во время заседания комитета по экономическим реформам подчеркнул, что принципиально важно обеспечить единый по всей стране подход к тарифообразованию. Обращаясь к премьер-министру Украины Николаю Азарову, Президент отметил, что лично ему давал поручение найти решение этого вопроса. Янукович напомнил, что в прошлом году было передано право установления тарифов для региональных монополистов национальному регулятору. Глава государства выразил убеждение, что необходимо наконец начать реформу системы социального обеспечения.
В июне с.г. Янукович сделал "последнее предупреждение" премьер-министру Азарову о необходимости до конца текущего политического сезона, до июля, провести существенные изменения в сфере жилищно-коммунальных услуг.
В июле для приведения в порядок системы тарифообразования была создана Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг (НКРРК, позже была переименована). "Тарифы, безусловно, нам нужно отрегулировать", - сказал тогда Янукович. Глава государства особо подчеркнул важность ответственного отношения власти к формированию тарифов. "Очень важно, чтобы мы сломали ту практику, которая уже пустила корни во всю систему ЖКХ, - практику, когда безответственно формируются тарифы. И это стало привычкой", - сказал Янукович.
Депутаты от Партии регионов и Народной партии в июле подали в Верховную Раду (ВР) Украины законопроект 9033 от 22 июля 2011 г., в котором предлагали разрешить предприятиям ЖКХ закладывать в тариф средства на модернизацию.
"В состав экономически обоснованных затрат на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг могут включаться расходы на возмещение привлеченных инвестиционных ресурсов и их стоимости в пределах и за счет снижения фактической себестоимости этих услуг в результате привлечения таких инвестиционных ресурсов", - говорилось в законопроекте.
Предельный уровень стоимости инвестиций и уровень рентабельности, который применяется при расчете экономически обоснованных расходов на производство услуг ЖКХ, должен утверждать Кабинет министров Украины.
В свою очередь министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолий Близнюк заявил об инициативе введения дифференцированных тарифов на услуги горячего и холодного водоснабжения. По словам Близнюка, нормы потребления воды будут изменены, и за ее сверхнормативный расход, тарифы будут увеличены в несколько раз. "Мы будем стремиться к введению европейских стандартов. Средний европеец потребляет в сутки 150 л горячей и холодной воды (4,5 кубометра в месяц), а украинец - 360 л (10,8 кубометра). При этом в ЕС население платит по экономически обоснованным тарифам, а у нас они не покрывают себестоимости. Поэтому, мы совместно с регулятором будем менять идеологию тарифообразования. Окончательные расчеты будут представлены Кабмину в сентябре",- сообщил министр.
Близнюк тогда отметил, что введение двухступенчатого тарифа (до 150 л и выше) подразумевает оснащение жилого фонда системами учета потребления воды: "Без приборов учета вводить эту инициативу невозможно,- сообщил министр.- Скорее всего, речь пойдет не об индивидуальных, а об общедомовых счетчиках, установку которых оплатят государство и потребители".
Следует отметить, что в июле министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявлял о том, что в Украине в 2012 г. будет выделено дополнительно 3-4 млрд грн на закупку коммунальных счетчиков. "Правительство на это время выделило 500 млн грн на приобретение счетчиков. На 2012 г. - еще 3-4 млрд грн будут выделены", - заявил Клюев. Он подчеркнул, что необходимо, чтобы до конца 2012 г. по всей Украине работали все виды счетчиков.
Что касается тарифов на водоснабжение, то согласно нормативам, установленным Министерством по вопросам ЖКХ в 2009 г., гражданин, проживающий в доме свыше двенадцати этажей, должен потреблять, в зависимости от региона, порядка 210-360 л горячей и холодной воды в сутки (6,3-10,8 кубометра в месяц); а проживающий в доме свыше пяти этажей - 150-190 л (4,5-5,7 кубометра). "Наша инициатива не означает однозначный тарифный рост. Мы будем стимулировать тех граждан, которые укладываются в нормы потребления",- сказал Близнюк.
В августе Кабмин утвердил единый подход к формированию тарифов на ЖКУ. Согласно постановлению правительства от 1 июня 2011 г. № 869, формирование тарифов осуществляется лицензиатами и предприятиями в соответствии с годовыми планами производства, транспортировкой и снабжением, экономически обоснованным планируемым расходам, определенным на основании государственных и отраслевых нормативов расходов ресурсов, технико-экономических расчетах, сметах, с учетом ставок налогов и сборов, цен на материальные ресурсы и услуги в планируемом периоде.
30 сентября Саратов уверил, что до конца 2012 г. во всех областях Украины будут действовать экономически обоснованные тарифы. "Я могу уверить, что через год полностью по всем областям будут действовать все экономически обоснованные тарифы. Я думаю, что через три месяца будут исправлены и установлены рыночные тарифы, то есть - экономически обоснованные". Так же он отметил, что по подсчетам комиссии треть предприятий предлагают обоснованные тарифы: "а вторая треть - не обоснованные тарифы, и еще одна треть по тарифам по воде имеют большие сложности с водой - это маловодные регионы, которые к тому же имеют высокую составляющую стоимости электроэнергии", - заявил Саратов.
Тогда же НКРКУ скорректировала действующие тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства для потребностей бюджетных учреждений и других потребителей, кроме населения.