ua en ru

Рынок авиаперевозок между Украиной и США ждет либерализация

Рынок авиаперевозок между Украиной и США ждет либерализация Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подпишет документ в Вашингтоне на следующей неделе
Украина готовится подписать с США соглашение о либерализации рынка воздушных перевозок. Это - планы с большим заделом на будущее, которые начнут реализовываться нескоро.

Украина готовится подписать с США соглашение о либерализации рынка воздушных перевозок. Это - планы с большим заделом на будущее, которые начнут реализовываться нескоро.

Новые горизонты

Вчера, 8 июля, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский был уполномочен от имени Кабмина подписать соглашение между правительствами Украины и США о воздушных перевозках. Об этом РБК-Украина сообщил замминистра - руководитель аппарата министерства Владимир Омелян.

Документ должен быть подписан во время визита украинской делегации в Вашингтон 13 июля. Он вступит в силу после ратификации Верховной Радой, уточнил замминистра инфраструктуры.

"Новый документ усовершенствует существующую двустороннюю договорно-правовую базу, необходимую для осуществления международного воздушного сообщения между Украиной и США, и заменит действующее соглашение между правительствами Украины и США о воздушном транспорте от 5 июня 2000 года", - пояснил Владимир Омелян.

По его словам, заключение нового соглашения позволит либерализировать рынок воздушных перевозок между Украиной и США путем:

- снятия ограничений по количеству авиаперевозчиков с каждой стороны;

- расширением рейсов и географии полетов;

- усовершенствованием порядка регулирования осуществления воздушных перевозок между нашими странами.

"Также новое соглашение позволить регулировать коммерческие аспекты деятельности авиапредприятий, базируясь на принципах справедливой конкуренции и свободного установления тарифов - в зависимости от коммерческой ситуации на рынке с минимальным вмешательством со стороны правительства", - добавил Владимир Омелян.

Пока хватает

Впрочем, авиакомпании как Украины и США пока не спешат выбирать даже имеющиеся разрешения.

"Давайте посмотрим на линию Киев-Нью-Йорк: не все существующие возможности использованы даже сейчас. В частности, американские перевозчики имеют возможность выполнять прямой рейс, но не имеют желания или не видят экономической целесообразности", - сказал РБК-Украина руководитель департамента США и Северной Европы авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) Андрей Павленко.

Согласно действующему соглашению, стороны могут назначить несколько авиакомпаний:

- до четырех - для комбинированных (пассажирско-грузовых) перевозок;

- две - для грузовых.

Есть ограничение и по количеству рейсов: 18 рейсов в неделю для каждой стороны (комбинированные перевозки) и 4 рейса - грузовые.

По словам Владимира Омеляна, реальное назначение на рейсы есть только у МАУ (пять рейсов в неделю по маршруту Киев - Нью-Йорк).

"Кроме МАУ никто не подавал заявки на получение прав, что связано с необходимостью иметь дальнемагистральные воздушные судна в своем флоте", - уточнил Владимир Омелян, добавив, что грузоперевозки осуществляет "Антонов".

Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко уверен, что МАУ полностью удовлетворяет спрос по направлению Киев - Нью-Йорк. "Конечно, есть небольшой спрос, например, в Калифорнию. Но я уверен, что рейс Киев - Лос-Анджелес не будет загружен. Кроме того, он размоет рейс на Нью-Йорк", - сказал РБК-Украина Анатолий Мазуренко.

Он полагает, что в другие регионы США можно летать через Нью-Йорк на МАУ или рейсами европейских авиакомпаний через европейские хабы. "Из Европы есть рейсы на Чикаго, Орландо, Майями, Сан-Франциско, Лас-Вегас, Лос-Анджелес. С одной пересадкой можно с Киева долететь в любой регион США", - подчеркнул Анатолий Мазуренко.

Задел на будущее

Эксперты тоже скептически относятся к планам Мининфраструктуры.

Подписание данного соглашения имеет формальный характер, поскольку не добавит ни перевозчиков, ни новых рейсов, считает эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий.

"В лучшем случае, при всех благоприятных условиях, МАУ следующим летом увеличит частоту полетов до ежедневного рейса, - сказал РБК-Украина эксперт. - Никто из других перевозчиков рейсы не поставит. Со стороны украинских авиакомпаний нет технической возможности. Со стороны американских - нет целесообразности и интереса к таким полетам. То есть, ничего в ближайший год не изменится".

Анатолий Мазуренко прогнозирует, что из-за ограниченного спроса в среднесрочной перспективе с украинской стороны никто не появится на маршрутах между Украиной и США. "На маршрутах между Украиной и США может появиться разве что какая-то американская авиакомпания, если она изъявит желание начать полеты в Киев. Например, Delta, которая раньше летала. Но не слышал, чтобы они собирались", - сказал Мазуренко.

Сейчас среди украинских авиакомпаний дальнемагистральные самолеты есть только у МАУ и Windrose, рассказал Евгений Хайнацкий. "У последней есть Airbus A330, который сейчас летает по контрактам за границей. Но этот самолет по возвращению в Украину будет делать только чартерные операции, поскольку авиакомпания сфокусирована в своем развитии как раз на чартерных перевозках. Вернется самолет только после возвращения спроса на туристические направления в экзотические страны", - отметил Хайнацкий.

Он считает, что другие украинские авиаперевозчики не могут себе позволить эксплуатировать дальнемагистральный самолет. "Это слишком дорогое удовольствие, которое может себе позволить только крупная авиакомпания со сформированной маршрутной сетью и пониманием кем будут рейсы загружаться. На содержание одного такого ВС, даже взятого в лизинг, надо более 500 тыс. долл. в месяц", - уточнил эксперт.

В Мининфраструктуры понимают, что соглашение носит долгосрочный характер. "Мы работаем на перспективу. Тот спад, который есть сейчас, сменится повышением спроса. Позиция министерства - создание таких условий на авиарынке, которые бы стимулировали конкуренцию и дальнейшее развитие, и подписание соглашения со США - еще один шаг в этом направлении", - сказал Владимир Омелян.

Дальнемагистральные рейсы требуют значительных инвестиций, согласился Андрей Павленко. "Открытие новых маршрутов - это всегда очень точно рассчитанный и кропотливо подготовленный ход. Вряд ли после либерализации мы моментально увидим новых перевозчиков, готовых открыть рейсы. Посмотрим", - отметил он.

А гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук на вопрос, планирует ли его компания начать полеты в США, ответил: "Нет, в ближайшее время нет!".

Впрочем, МАУ планирует постепенно развивать авиасообщение с США. "Планы на ближайший год - увеличение частотности этих рейсов до ежедневных, - рассказал Андрей Павленко. - Укрепившись на этой линии, конечно, мы начнем оценивать возможности включения в географию наших прямых рейсов других городов США. Не совсем верно говорить, что наш рейс служит только для удовлетворения спроса на перелеты между Киевом и Нью-Йорком. Этот рейс - часть нашей сети. И около половины наших пассажиров - транзитные пассажиры. Кроме того, мы изучаем возможности для развития транзитных перевозок в другие пункты США через Нью-Йорк с участием американских авиакомпаний. А это огромный рынок".