Руслан Кошулинский: "Недофинансирование защищенных статей в госбюджете может привести к техническому дефолту государства"
РБК-Украина: На какие комитеты Верховной Рады претендует фракция "Свободы"?
Руслан Кошулинский: Оппозиционные фракции договорились об общности действий в Верховной Раде Украины 7 созыва. ВО "Свобода", ВО "Батькивщина" и "Удар" готовы делегировать своих представителей для руководства в комитетах, обеспечивающих контрольные функции. Сейчас ожидаем решения фракций большинства для реализации соответствующих принципов.
К сожалению, при отсутствии закона "Об оппозиции" отношения большинства и оппозиции не урегулированы нормативно. Поэтому большинство пренебрегло имеющейся парламентской традицией и отказалась предоставить оппозиции функции контроля - начиная с формирования счетной комиссии, которая является контрольным органом и руководство в которой должен был получить представитель оппозиции и продолжив при избрании руководства Верховной Рады.
Читайте также: ВР утвердила глав парламентских комитетов
Парламентское большинство забрало себе должности председателя и первого заместителя, которые традиционно отходили оппозиции. Даже голосование по кандидатуре заместителя председателя ВРУ - яркий пример реализации подхода "на тебе боже, что мне негоже". Большинство забрало себе первого заместителя, потому что он, при отсутствии председателя, может вести пленарные заседания. Заместитель председателя Верховной Рады такое право имеет исключительно номинально.
РБК-Украина: Кстати, накануне дня голосования была информация, что на должность вице-спикера претендует Александр Турчинов. Было ли это на самом деле?
Руслан Кошулинский: Я не принимал участия в переговорном процессе на том этапе. Однако мы и во время предвыборного съезда, и на съезде сразу после выборов объявили, что претендуем на участие в руководстве Верховной Радой. Учитывая, что мою кандидатуру на должность заместителя председателя ВР не только выдвинули, но и единодушно поддержали фракции "Батькивщина" и "Удар", наши аргументы были убедительными. Надеюсь, что удастся использовать эту должность не только для внедрения нашей идеологии и программы, но и для эффективного представительства интересов всей оппозиции.
РБК-Украина: Но у "Свободы" есть видение, какие комитеты вы хотите получить под свой контроль?
Читайте также: "Свобода" не претендует на парламентский комитет по свободе слова, - Мохнык
Руслан Кошулинский: Естественно, чтобы оппозиция получила все контрольные комитеты, как это, например, было во время формирования ВРУ 6 созыва 2007 г., когда нынешнее большинство, тогда в статусе оппозиции, получило руководство во всех контрольных комитетах, начиная от комитета по вопросам бюджета и заканчивая регламентным. Но, учитывая, как принимаются решения - здесь и работа подготовительной группы, и первые пленарные заседания - я убежден: Партия регионов и коммунисты не отдадут оппозиции руководство комитетами, осуществляющих функции контроля.
Относительно приоритетов "Свободы", наши представители будут работать во всех комитетах; у нас достаточный кадровый потенциал, чтобы возглавить любой из них. Конечно, будем делать это по согласованию с нашими партнерами по оппозиции.
РБК-Украина: Что Вы скажете по поводу того, как общество восприняло "Свободу" после первых дней работы нового парламента? У вас не хватает аргументов или это ваш стиль работы?
Руслан Кошулинский: Конечно, никто не пришел в парламент доказывать, что сильнее физически. Это не цель партии - играть мышцами. Наша цель - доказать, что если есть закон, правила, то их надо соблюдать. Мы применяли единственно возможные способы помешать нарушению закона. Вспомните, все конфликтные события происходили вокруг попыток грубого нарушения Конституции и регламента: нарушение нормы о присяге народного депутата, формирование фракции КПУ вопреки нормам регламента, нарушение конституционного принципа "личного голосования", нарушение Конституции относительно государственного языка.
Оппозиция исходила из необходимости обеспечить четкое соблюдение закрепленных законом и Конституцией процедур. То есть, реакция оппозиции - это следствие противозаконных действий со стороны большинства, но никак не самоцель.
РБК-Украина: Сразу после выборов Олег Тягнибок в интервью нашему агентству сказал, что "Свободе" было бы очень выгодно, чтобы перевыборы в ВР состоялись уже весной. Возможно, это стратегия вашей деятельности?
Читайте также: Олег Тягнибок: "Нам было бы выгодно, чтобы новоизбранная Рада была распущена уже ближайшей весной"
Руслан Кошулинский: Нет, конечно. Это не является стратегией. Даже исходя из того, что не мы распоряжаемся правом назначения досрочных выборов, это исключительно в полномочиях Президента. С другой стороны, мы всегда готовы к выборам, очередным или внеочередным.
Еще в 2007 г. мы задекларировали, что "Свобода" будет участвовать во всех выборах. И придерживались нашего решения. Во время внеочередных парламентских 2007 г., внеочередных выборов в Киевский городской и Тернопольский областной советы, и во время выборов Президента как идеологическая политическая сила мы пропагандировали свои ценности и программу. Также и во время местных выборов 2012 г. Эта тактика себя оправдала - приобретенный опыт позволил нам сегодня получить фракцию в Верховной Раде.
Для общества максимальное количество выборов - это хорошо. Выборы - это возможность отчитаться о проделанной работе, ротация людей, участвующих в принятии решений на всех уровнях. Это рост политического опыта, навыков, политической культуры. Чем больше людей примут участие в политике - тем лучше.
РБК-Украина: Тогда надо и менять формулу. Как Вы это видите?
Руслан Кошулинский: Мы выступаем за пропорциональную избирательную систему с открытыми партийными списками. Требуем запретить политическую рекламу за три месяца до выборов. Ведь общество должно созерцать не рекламу, а соревнование политических программ. А у нас сегодня - чем лучше сделан рекламный ролик, тем лучше он влияет на избирателя. Тогда программные принципы уходят на второй план, а на первый выходит контроль над медиа или количество денег, которые ты имеешь. Очевидно, нужно существенно ограничить и размер избирательных бюджетов.
РБК-Украина: Проблема в том, что политическая жизнь Украины времен независимости так и не структурировалась. Есть партия "Свобода", которая исповедует националистические идеи, есть коммунистическая партия, которая исповедует левые идеи, кто бы что ни говорил. А посередине, если вспоминать Ленина и его работы о Государственной думе России, - это болото.
Руслан Кошулинский: Да, украинское общество еще не прошло этап политической структуризации. Причин этому много. До сих пор не преодолены последствия оккупации, не было люстрации, в конце концов, не проведен судебный процесс над КПУ - партией, которая организовывала геноцид украинской нации.
Учитывая потребности настоящего, каждая политическая партия исходит из своих мотиваций - какую точку зрения она хочет донести и за что она борется. Если политическая партия - "однодневка", значит, она так и действует. Зато у "Свободы" - мощная идейная и программная составляющая. К реализации наших программных целей мы идем уже более 21 года.
Один мудрый человек сказал: "Сначала тебя не замечают, потом с тебя смеются, потом тебя критикуют, потом с тобой борются, затем ты побеждаешь". Если исходить из этого, то в 2006 г. наши оппоненты говорили, что "Свобода" - это "инфузория-туфелька, которую даже не видно". Затем смеялись, что мы участвуем в выборах, а теперь - время критики и борьбы между нами. В конечном итоге, главное, чтобы политическая партия опиралась на программные принципы, а не собиралась на защиту своих личных бизнес-интересов.
РБК-Украина: Отличие европейских политических структур в том, что они имеют очень мощную образовательную составляющую - проводят летние лагеря, круглые столы, обучение и т.д. И когда человек приходит на руководящие посты в партии и баллотируется в местные или общегосударственные органы власти, то она не просто имеет представление что такое экономика, общественное самосознание, коммунальное предприятие и совместное управление имуществом, но она знает и алгоритмы. В Украине никто из партий этого не делал, или делал очень мало.
Читайте также: ЕП призвал демократические партии Украины не сотрудничать со "Свободой"
Руслан Кошулинский: Если вы обратите внимание на персональный состав "Свободы" даже по представительству в Верховной Раде, увидите, что это одна из самых молодых фракций. В то же время, каждый из наших партийцев, несмотря на молодой возраст, имеет серьезный партийный стаж. Например, самый молодой депутат ВРУ - 25-летний Андрей Ильенко. Его политический опыт - 10 лет, в "Свободе" - с 2005 г., руководитель киевской "Свободы", депутат Киевского областного совета. Не меньший опыт у Юрия Михальчишина - кандидата наук, депутата Львовского городского совета.
Наше членство проходит постоянную политический выучку. У нас есть институт политического образования, за его деятельность отвечает заместитель председателя партии. Поэтому есть серьезный кадровый резерв. Например, имеем трех депутатов Верховной Рады, которые до недавнего времени занимали должности председателей областных советов.
Свой опыт построения политической структуры мы приобретали самостоятельно с 1991 г., когда была образована партия. С тех пор мы так строим партию, чтобы эта конструкция позволяла качественную борьбу за реализацию программных положений, за достижение стратегического и тактического результата. И сегодня можем говорить, что эта партийная архитектура позволяет нам качественно бороться, даже не имея таких финансовых возможностей, как у "богатых" партий, которые в результате даже не попадают в ВРУ.
Избирательный бюджет "Свободы" на последних выборах составил 23 млн 300 тыс. грн. Можно даже механически разделить на количество проголосовавших за "Свободу", и увидеть эту эффективность. Коммунисты, например, потратили в разы больше.
РБК-Украина: А "Свобода" все показала? Потому что есть же еще и "черные кассы".
Руслан Кошулинский: У нас нет необходимости формировать "черные кассы". У нас другая математика. Нам не нужны "черные кассы", потому что мы не платим за участие в акциях, не платим за стояние с флагом, за агитацию в палатке.
Поэтому всегда члены участковых комиссий и наблюдатели от "Свободы" были эффективными и наиболее подготовленными, ибо они действуют из идеологических убеждений. И математика в идеологической партии отличается от математики партии, собранной по другому принципу.
Если бы, например, какая-то другая политическая сила посчитала расходы на празднование в этом году 14 октября в Киеве Покрова дня, когда традиционный Марш УПА собрал более 30 тысяч человек, они бы воскликнули: "Ого! Сколько у "Свободы" денег!" Но людям за это ничего не платят! Люди приезжают, чтобы задекларировать свою идеологическую сущность.
Поэтому нам очень легко. Мы знаем перечень организаций, сколько членов в них, где они работали, за какой участок они ответственны. И уже к избирательной кампании мы знаем, кто может быть наблюдателем или членом участковой комиссии. Нам не надо менять людей по сто раз, разве что в случаях, когда кто-то заболел, уехал на работу или по другим причинам не может участвовать в подсчете и контроле за ходом голосования.
Поэтому идеологическая политическая сила отличается от, простите за возможную некорректность, "бизнес-проекта".
РБК-Украина: И как финансируется деятельность "Свободы"?
Читайте также: Интеграция в ТС выгодна только химической и металлургической отраслям, - "Свобода"
Руслан Кошулинский: Мы создали экономические советы, понимая, что финансовая независимость является одним из факторов деятельности политической силы. То есть предприниматели, которые являются членами партии, работают между собой, договариваются даже о совместных проектах. Кто-то из них во Львове, кто-то в Киеве, а мы налаживаем между ними связь.
В каждой областной организации работа происходит по принципу "работы" Сковороды: кому-то хорошо удается рисовать плакаты, у кого-то получается коммуницировать с людьми, а кто-то занимается бизнесом и может внести в партийную кассу больше денег. И если в экономическом совете кто-то работает в Хмельницком, а кто-то - в Киеве и есть общие интересы в поставке товара, запчастей и т.п., конечно первоначально обращаются к своему, и если есть еще с этого выгода, перечисляют какую-то часть в копилку партии. Это не может быть фиксированной суммой или долей, потому что это бизнес...
Конечно, есть еще членские взносы. Но каждая организация в своей деятельности определяет, чего не хватает и сколько надо собрать. Это основа - когда вы самостоятельно собираете средства и контролируете их. Вы тогда независимые, и пусть денег будет меньше, но никто не диктует, что вы должны делать и как голосовать.
Мы на акциях ставим партийные ящики. Они прозрачные, запечатанные - и люди просто сдают кто сколько считает нужным. Мы собрали достаточное количество средств, чтобы я как руководитель штаба не думал, как обеспечить бензином или оплатить аренду автомобиля для местной организации.
РБК-Украина: Уточнение: Вы вообще видите возможность финансирования партии за счет членских взносов?
Руслан Кошулинский: А мы финансируем партию за счет членских взносов, только взносы членов экономического совета выше, потому и материальные возможности у них выше. С другой стороны, не дает им очевидных преференций перед остальными членами партии. Финансовая независимость - это основа деятельности политической силы.
Как только ты финансово самостоятельный, ты максимально искренен с избирателем в своих действиях и своих голосованиях. У тебя нет финансовой зависимости. Это, опять же, легко проверить.
Берете список и смотрите: если какой-то предприниматель или олигарх финансирует политическую партию, он хочет с этого получить выгоду. Он говорит: "Или я стану депутатом, или мои люди станут депутатами, или вы голосуйте так, как я хочу".
Мы же говорим о малом и среднем бизнесе как об идеологической основе деятельности партии и основе, которая финансово поддерживает политическую партию. И я надеюсь, что в ближайшее время вы увидите законодательные шаги "Свободы" на поддержку малого и среднего бизнеса.
РБК-Украина: Что это будут за инициативы?
Руслан Кошулинский: Например, содействие в регистрации малого и среднего бизнеса. Сегодня, чтобы зарегистрироваться, вы должны побегать и потратить время. Чтобы максимально упростить процедуру, мы предложим регистрировать предприятия в государственном банке. Перечень документов, необходимых для регистрации предпринимателя, почти идентичен тому пакету, который требует банк для открытия счета. Банк максимально заинтересован в том, чтобы иметь клиента, а тебе не надо делать две работы. Банк принимает документы, максимально быстро регистрирует, а потом уже будет докладывать контрольным органам. За час-другой ты - предприниматель.
РБК-Украина: Любой бизнесмен ценит не только легкость открытия бизнеса, но и легкость его закрытия.
Руслан Кошулинский: Вы правы: сегодня легче открыть бизнес, чем закрыть. К сожалению, в Украине нет сводного закона о взаимодействии между контрольными органами и предпринимателем. Но такие законы есть в европейских странах. Мы изучаем этот опыт и будем консультироваться с предпринимателями, есть ли необходимость сегодня творить закон, который унормирует деятельность органов контроля, которые сейчас нередко действуют на основании закрытых писем или распоряжений министерств.
Мы сейчас консультируемся с предпринимателями, чтобы можно было свести в единое целое действия таможенников, пожарных, налоговой и т.д. Ибо каждый из них действует на основании своих законодательных или подзаконных актов. Здесь уже не только о закрытии говорится, но и о нормировании работы. Потому что приходит представитель контрольного органа и заявляет о письме, которого ты никогда не видел. И здесь есть проблема.
Если мы это унормируем, у предпринимателей будет возможность качественно работать. Конечно, у нас есть инициативы, которые стоят на защите важного элемента народовластия - местного самоуправления. Потому что финансовой самостоятельности как таковой в самоуправлении фактически нет.
РБК-Украина: Речь идет об определенной федерализации бюджета?
Читайте также: Руслан Кошулинский избран вице-спикером парламента
Руслан Кошулинский: О возможности независимо хозяйствовать в звене самостоятельно заработанных средств. Сегодня архитектура бюджета - это перевернутый треугольник, в углу которого местный, или сельский совет, а основу составляет государственная власть, которая потом спускает обратно деньги. То есть практически 75% заработанных средств местные бюджеты отдают центральной власти - и мы получаем результат в виде заблокированных на счетах местного самоуправления средств: сейчас около 4 млрд грн заблокировано, потому у государственной власти нет денег и она хочет таким образом пополнить оборотные средства.
В Украине - 12 тыс. 52 местных бюджетов. Есть проблема в области полномочий, делегированных государством местным органам власти. Сегодня государственная власть забрала у местных органов власти 4 млрд, и никто ничего не может проплатить.
РБК-Украина: Из-за чего в Чернигове, например, врачи уже два месяца сидят без зарплаты.
Руслан Кошулинский: А это еще только начало ... Если мы возвращаемся к бюджету, то в бюджете 2013 г., который приняла шестая каденция парламента, мы видели - даже без переноса задолженности 2012 г. на 2013 г., минимум на полтора месяца есть недофинансирование учителей и медиков. То есть так называемых "защищенных статей". Мы же знаем количество детей, обучающихся в школах, знаем количество мест в больницах; ясно, что всегда есть определенная корреляция в Минфине о назначении средств на одного ребенка в школе, на одного больного в больнице. И когда де-факто на местные органы власти на полтора месяца не закладываются средства, плюс то, что уже не выплачивается, перекидывается на следующий год - это практически может привести к техническому дефолту государства.
РБК-Украина: Кроме того, согласно анализу Ассоциации городов Украины, средств в госбюджете-2013 не хватит даже на последний квартал на зарплату бюджетникам на следующий год. И отсюда вопрос: какие именно изменения будет предлагать "Свобода" в бюджет весной следующего года?
Руслан Кошулинский: Здесь есть общность действий оппозиционных фракций. Мы видим, что в бюджете на 2013 г. уменьшаются ассигнования на образование и науку, но увеличиваются на правоохранительные органы. Однозначно, мы задекларируем свою позицию: откуда и куда провести перераспределение. Согласно закону, корреляция бюджета проводится с первого квартала. Тогда мы увидим направление и источники финансирования.
Этот бюджет был создан на скорую руку, этот бюджет является скорее всего политическим инструментом, чтобы получить должность премьер-министра. Было бы глупо принимать главный финансовый документ страны, а потом под него искать человека с другим планом и видением развития и роста страны. То есть утверждение бюджета на 2013 г. было маяком того, что Азарова будут выдвигать на премьер-министра.
Беседовали Алексей Беловол и Антон Подлуцкий
Окончание интервью читайте завтра, 26 декабря