Реформа "Укрзализныци": мечтаний больше, чем реализма
Начинается масштабная реформа "Укрзализныци", реализация которой может затянуться на несколько лет.
Несколько новых госструктур
В мае 2015 г. Министерство инфраструктуры обнародовало на своем сайте законопроект "О железнодорожном транспорте". Данный документ в корне меняет систему управления железными дорогами в Украине.
"За годы независимости железная дорога была лишена должного финансирования. В сочетании с неэффективным управлением, постоянным субсидированием перевозками льготников и коррупцией на разных уровнях это привело к более, чем 80% изношенности основных фондов отрасли. Работа "Укрзализныци" в том виде, который она имеет сейчас, неэффективна. Новый проект закона полностью изменит подход к организации железнодорожных перевозок. Мы планируем обеспечить конкурентный рынок для операторов железнодорожного транспорта, повысить инвестиционную привлекательность таких предприятий и улучшить качество транспортных услуг для пассажиров", - сказал на презентации проекта реформы министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
Сейчас железная дорога находится в управлении Мининфраструктуры и Госадминистрации железнодорожного транспорта ("Укрзализныця"). В случае принятия нового закона количество органов управления и контроля существенно увеличится.
Мининфраструктуры оставит за собой формирование госполитики, разработку законов и нормативных актов, а также координацию заказов социальных перевозок пассажиров.
Основным органом по оперативному управлению станет Государственное агентство железнодорожного транспорта. Оно займется регулированием доступа к инфраструктуре, координацией деятельности ПАТ "Укрзализныця", лицензированием железнодорожных предприятий и др.
Тарифная политика отойдет к новому госоргану - Национальной комиссии регулирования транспорта. Эта комиссия также будет согласовывать инвестпрограммы.
Законопроект предлагает еще одну реформу в тарифной политике - появляется понятие "социальный сегмент перевозок". Эти перевозки будут осуществляться на основании договора между центральными или местными органами власти, которые обязаны компенсировать часть стоимости проезда в этом сегменте. В случае невыполнения условий договора или накопления просрочки за три и больше месяцев, перевозчик имеет право приостановить перевозку пассажиров в социальном сегменте.
Также Мининфраструктуры предлагает создать Государственный орган по безопасности на транспорте. Он будет заниматься выдачей сертификатов безопасности, лицензированием машинистов, контролем безопасности, авторизацией операторов инфраструктуры и др.
Расследование аварий на транспорте будет поручено специально созданной Комиссии по расследованию на транспорте, которая будет напрямую подчиняться Кабмину.
Пока реформа больше похожа на мечту
Создание нескольких органов в системе управления ж/д транспортом - правильная инициатива, сказал РБК-Украина бывший министр транспорта и связи Иосиф Винский.
"Начальным элементом реформы должно стать разделение функций государственного и хозяйствующего управления... После этого необходимо разделить инфраструктуру и функцию перевозки, а также ввести отдельно систему обеспечения железной дороги. И после этого необходимо создавать ситуацию для конкурентной среды, а также формировать отдельный орган по тарифам в транспорте для сегментов, где есть монополия", - сказал Винский.
При этом, он уверен, что пока есть нынешняя структура ж/д дороги в Украине, в этой комиссии нет смысла.
Ничего экстраординарного и революционного в законопроекте нет, считает эксперт транспортного рынка Дмитрий Подтуркин. "Это предложения и инициативы, которые уже лет десять обсуждаются на рынке бизнесом и чиновниками", - пояснил он.
Из положительного в законопроекте - выделение социальных перевозок с четко прописанным механизмом заключения договоров с органами центральной и местной власти. "Но сложно представить, что областные администрации и министерства смогут оперативно заключить такие договора с "Укрзализныцей", тем более, учитывая уровень бюджетной дисциплины... В 2014 году "Укрзализныця" получила от пассажирских перевозок почти 8 млрд грн убытков, а таких средств нет в ни в государственном, ни в местных бюджетах", - сказал Дмитрий Подтуркин.
Поэтому, уверен эксперт, механизмы, заложенные в законопроекте, не будут полноценно работать. Например, непонятно зачем проводить сертификацию оператора общей инфраструктуры госорганом, если у нас такой оператор только один - "Укрзализныця".
Но новая система управления, соответствующая европейской практике, необходима в условиях развитого рынка с конкурентной средой в железнодорожных перевозках, к которому стремится Украина, подчеркнул Дмитрий Подтуркин.
На всю эту реформу достаточно одного месяца, убежден Иосиф Винский. И этим должны заниматься заинтересованные и компетентные люди. "Я сегодня не вижу ни одного, ни второго фактора в этой работе. Общие разговоры, общие рассуждения, повторение прописных истин", - сказал экс-министр транспорта и связи.
Не все учтено
Есть и более радикальные мнения по поводу инициативы Мининфраструктуры. Бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава сказал, что законопроект в его нынешнем виде может уничтожить железнодорожный транспорт Украины.
"Частный бизнес стоит направить в ремонтное и грузовое вагонное направление. При этом, необходимо установить минимальную планку для частных операторов универсальных грузовых вагонов на уровне не менее 10 тыс. шт., - сказал Александр Кава. - Иначе существенно снизится эффективность грузовых перевозок из-за увеличения порожних пробегов и сложностей с организацией движения".
А допуск частной тяги в систему железной дороги - крайне отрицательная инициатива, поскольку частный бизнес заберет наиболее привлекательные направления деятельности "Укразлизныци". "Те, что останутся за государством, будут глубоко убыточными", - подчеркнул эксперт.
Вторым негативом Александр Кава назвал регулирование только инфраструктурной составляющей тарифов. "Если мы одномоментно откажемся от существующего принципа субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, как это заложено в законопроекте, то это приведет к снижению объемов перевозок пассажиров", - сказал эксперт, пояснив, что в государственном и местных бюджетах нет средств на компенсацию тарифов на пассажирские перевозки до рыночного уровня.
Александр Кава уверен, что законопроект - это попытка навязать правила игры, которые существуют в отдельных странах на европейском рынке ж/д перевозок, но без учета особенностей "Укрзализныци". Эксперт пояснил, что европейская модель ж/д перевозок основана на огромных госсубсидиях, а "Укрзализныця" много лет функционирует без поддержки государства и постоянно платит огромные суммы в бюджет.
Кроме того, в Европе доля железной дороги в грузоперевозках составляет 10%, а в Украине - 83%. "Поэтому простое навязывание европейских правил приведет к развалу функциональной системы "Укрзализныци"", - резюмировал Александр Кава.