ua en ru

Реформа "Укрзализныци": мечтаний больше, чем реализма

Реформа "Укрзализныци": мечтаний больше, чем реализма Министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому стоит доработать проект по реформе "Укрзализныци"
Начинается масштабная реформа "Укрзализныци", реализация которой может затянуться на несколько лет.

Начинается масштабная реформа "Укрзализныци", реализация которой может затянуться на несколько лет.

Несколько новых госструктур

В мае 2015 г. Министерство инфраструктуры обнародовало на своем сайте законопроект "О железнодорожном транспорте". Данный документ в корне меняет систему управления железными дорогами в Украине.

"За годы независимости железная дорога была лишена должного финансирования. В сочетании с неэффективным управлением, постоянным субсидированием перевозками льготников и коррупцией на разных уровнях это привело к более, чем 80% изношенности основных фондов отрасли. Работа "Укрзализныци" в том виде, который она имеет сейчас, неэффективна. Новый проект закона полностью изменит подход к организации железнодорожных перевозок. Мы планируем обеспечить конкурентный рынок для операторов железнодорожного транспорта, повысить инвестиционную привлекательность таких предприятий и улучшить качество транспортных услуг для пассажиров", - сказал на презентации проекта реформы министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.

Сейчас железная дорога находится в управлении Мининфраструктуры и Госадминистрации железнодорожного транспорта ("Укрзализныця"). В случае принятия нового закона количество органов управления и контроля существенно увеличится.

Мининфраструктуры оставит за собой формирование госполитики, разработку законов и нормативных актов, а также координацию заказов социальных перевозок пассажиров.

Основным органом по оперативному управлению станет Государственное агентство железнодорожного транспорта. Оно займется регулированием доступа к инфраструктуре, координацией деятельности ПАТ "Укрзализныця", лицензированием железнодорожных предприятий и др.

Тарифная политика отойдет к новому госоргану - Национальной комиссии регулирования транспорта. Эта комиссия также будет согласовывать инвестпрограммы.

Законопроект предлагает еще одну реформу в тарифной политике - появляется понятие "социальный сегмент перевозок". Эти перевозки будут осуществляться на основании договора между центральными или местными органами власти, которые обязаны компенсировать часть стоимости проезда в этом сегменте. В случае невыполнения условий договора или накопления просрочки за три и больше месяцев, перевозчик имеет право приостановить перевозку пассажиров в социальном сегменте.

Также Мининфраструктуры предлагает создать Государственный орган по безопасности на транспорте. Он будет заниматься выдачей сертификатов безопасности, лицензированием машинистов, контролем безопасности, авторизацией операторов инфраструктуры и др.

Расследование аварий на транспорте будет поручено специально созданной Комиссии по расследованию на транспорте, которая будет напрямую подчиняться Кабмину.

Пока реформа больше похожа на мечту

Создание нескольких органов в системе управления ж/д транспортом - правильная инициатива, сказал РБК-Украина бывший министр транспорта и связи Иосиф Винский.

"Начальным элементом реформы должно стать разделение функций государственного и хозяйствующего управления... После этого необходимо разделить инфраструктуру и функцию перевозки, а также ввести отдельно систему обеспечения железной дороги. И после этого необходимо создавать ситуацию для конкурентной среды, а также формировать отдельный орган по тарифам в транспорте для сегментов, где есть монополия", - сказал Винский.

При этом, он уверен, что пока есть нынешняя структура ж/д дороги в Украине, в этой комиссии нет смысла.

Ничего экстраординарного и революционного в законопроекте нет, считает эксперт транспортного рынка Дмитрий Подтуркин. "Это предложения и инициативы, которые уже лет десять обсуждаются на рынке бизнесом и чиновниками", - пояснил он.

Из положительного в законопроекте - выделение социальных перевозок с четко прописанным механизмом заключения договоров с органами центральной и местной власти. "Но сложно представить, что областные администрации и министерства смогут оперативно заключить такие договора с "Укрзализныцей", тем более, учитывая уровень бюджетной дисциплины... В 2014 году "Укрзализныця" получила от пассажирских перевозок почти 8 млрд грн убытков, а таких средств нет в ни в государственном, ни в местных бюджетах", - сказал Дмитрий Подтуркин.

Поэтому, уверен эксперт, механизмы, заложенные в законопроекте, не будут полноценно работать. Например, непонятно зачем проводить сертификацию оператора общей инфраструктуры госорганом, если у нас такой оператор только один - "Укрзализныця".

Но новая система управления, соответствующая европейской практике, необходима в условиях развитого рынка с конкурентной средой в железнодорожных перевозках, к которому стремится Украина, подчеркнул Дмитрий Подтуркин.

На всю эту реформу достаточно одного месяца, убежден Иосиф Винский. И этим должны заниматься заинтересованные и компетентные люди. "Я сегодня не вижу ни одного, ни второго фактора в этой работе. Общие разговоры, общие рассуждения, повторение прописных истин", - сказал экс-министр транспорта и связи.

Не все учтено

Есть и более радикальные мнения по поводу инициативы Мининфраструктуры. Бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава сказал, что законопроект в его нынешнем виде может уничтожить железнодорожный транспорт Украины.

"Частный бизнес стоит направить в ремонтное и грузовое вагонное направление. При этом, необходимо установить минимальную планку для частных операторов универсальных грузовых вагонов на уровне не менее 10 тыс. шт., - сказал Александр Кава. - Иначе существенно снизится эффективность грузовых перевозок из-за увеличения порожних пробегов и сложностей с организацией движения".

А допуск частной тяги в систему железной дороги - крайне отрицательная инициатива, поскольку частный бизнес заберет наиболее привлекательные направления деятельности "Укразлизныци". "Те, что останутся за государством, будут глубоко убыточными", - подчеркнул эксперт.

Вторым негативом Александр Кава назвал регулирование только инфраструктурной составляющей тарифов. "Если мы одномоментно откажемся от существующего принципа субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, как это заложено в законопроекте, то это приведет к снижению объемов перевозок пассажиров", - сказал эксперт, пояснив, что в государственном и местных бюджетах нет средств на компенсацию тарифов на пассажирские перевозки до рыночного уровня.

Александр Кава уверен, что законопроект - это попытка навязать правила игры, которые существуют в отдельных странах на европейском рынке ж/д перевозок, но без учета особенностей "Укрзализныци". Эксперт пояснил, что европейская модель ж/д перевозок основана на огромных госсубсидиях, а "Укрзализныця" много лет функционирует без поддержки государства и постоянно платит огромные суммы в бюджет.

Кроме того, в Европе доля железной дороги в грузоперевозках составляет 10%, а в Украине - 83%. "Поэтому простое навязывание европейских правил приведет к развалу функциональной системы "Укрзализныци"", - резюмировал Александр Кава.