Рестораторы, строители, айтишники. Сейчас в департаменте образования и науки ОГА негде протолкнуться. Работодатели узнали о реформе профессионально-технического образования, которую начала Одесская областная государственная администрация. Предприниматели предлагают помощь и хотят изменить систему, чтобы получать качественных работников.
Началось все в этом году. Глава Одесской ОГА Максим Степанов, которого назначили через конкурс в январе, решил изменить подход к профтехобразованию в регионе. Старую заскорузлую систему ПТУ приказал реанимировать и перестроить на началах эффективности и современности.
Училища начали объединять в кластеры, которые в свою очередь привязали к тесному сотрудничеству с работодателями. Финансирование сделали общим. Главная идея проста: "бизнес заказывает – государство готовит". Ничего лишнего.
Пионерами реформы стал Северный центр профессионально-технического образования. Его создают на базе Савранского, Кодымского и Балтского училищ. Мы решили связаться с учебными заведениями, общинами и предпринимателями, чтобы выяснить действительно ли реформа может что-то изменить.
"У нас прошло профориентирование. Каждое заведение готовит своих специалистов, – рассказывает директор Северного центра профессионально-технического образования Ярослава Жирун. – Мы не убрали профессии, а просто направили их по заказу. Балта готовит швей, Кодыма – плодоовощеводов и трактористов. Саврань взяла на себя строителей, маляров, штукатуров, столяров и поваров.
Мы почувствовали себя увереннее. Бизнес помогает с финансированием и модернизацией устаревших образовательных программ. Объединившись в такой кластер, мы становимся сильнее и действительно многопрофильными. Сейчас в нашем центре профессионально-технического образования всего обучается 700 учеников. С такой динамикой мы сможем обеспечить север Одесской области квалифицированными кадрами".
Руководители на местах говорят – инициатива председателя ОГА Максима Степанова о софинансировании ПТУЗ понравилась. В целом до конца 2017 года районные государственные администрации города и области выделили из своих бюджетов 8 миллионов гривен. Например, Савранска РГА полностью взяла на себя расходы на энергоносители учебных заведений. А вот инфраструктуру профтехобразования решили развивать совместно с бизнесом и центральной властью.
"Нам нравится идея главы ОГА относительно софинансирования и сотрудничества с бизнесом. Сейчас мы делаем мощный для Саврани проект спортивной площадки на базе профтехучилища. Районная государственная администрация дала около 200 тысяч гривен, местный бизнес – около 140, 100 выделил областной бюджет. Таким образом, мы собрали почти полмиллиона гривен на инфраструктурные проекты для ПТУ. Это первые примеры софинансирования на севере Одесской области, – рассказывает председатель Савранской районной государственной администрации Виталий Свичинский. – Сейчас мы хотим углубить сотрудничество Северного центра профессионально-технического образования с бизнесом. 10 октября мы посетили конференцию в Одессе. И теперь рассматриваем возможность создания учебно-практических центров в партнерстве со строительной компанией "Knauf". Наши студенты должны учиться на практике. Качественное образование по новым стандартам и гарантированное рабочее место – это главные мотиваторы получения профессионально-технического образования".
Производитель строительных систем "Knauf" – одна из многих компаний, которые присоединились к реформе, инициированной Максимом Степановым. В списке также производитель красок "Triora", региональный представитель производителя EskaroGroupAB, строительная компания "Микромегас". Партнеры разные, а перечень их быстро пополняется. Большинство предпринимателей отмечают, модель "бизнес заказывает – государство готовит" должна сделать свое дело. Других путей для реформирования старой системы не видят.
"Мы занимаемся развитием профессионально-технического образования не потому, что просто хотим, а потому, что это необходимо. Государство утратило роль единственного и ключевого работодателя и заказчика. Сегодня заказ кадров диктует бизнес. И очень хорошо, когда глава ОГА понимает это. Мы разработали целую профессию по монтажу гипсокартонных систем. Подготовили преподавателей и методическую литературу. Сейчас занялись энергоэффективностью, и нам очень нужны специалисты по этому делу. Почему бы не готовить их в учебных заведениях нашей области, тем более, что мы можем с этим помочь", – говорит генеральный директор ГП "Knauf маректинг" Александр Старченко.
Однако палитру профессий, которым обучают в профессионально-технических заведениях хотят не только модернизировать, но и осовременить. Председатель ОГА делает ставку на IT-сектор. И здесь реформе радуются.
Генеральный директор продуктовой компании KeepSolid Василий Иванов рассказывает – кадров не хватает в обоих секторах: и в техническом, и в гуманитарном. Предприятиям не хватает качественных разработчиков и тестировщиков программного обеспечения для Windows и MacOS. Не могут найти и продавцов, и маркетологов для IT-продуктов.
"Я вижу единственный выход в дуальном образовании, – говорит Василий Иванов. – Мы можем и хотим брать учеников на практику. Так лучше для нас самих. Зачем нам человек, которого после трех лет в учебном заведении, нужно обучать еще три. Нам нужны разработчики, нам нужны тестировщики. Я не знаю ни одного заведения в Одессе, которое готовит хорошего IT-маректолога, а они нам очень нужны".
Дуальное образование – это система, при которой подготовкой специалиста занимается сразу учебное заведение и работодатель. В идеале на протяжении двух дней из пяти студент изучает теорию в ПТУ, а остальное время проходит практику на предприятии. Внедрить такой подход – один из пунктов программы Максима Степанова по реформированию ПТУ.
По словам директора Одесского высшего профессионального училища морского туристического сервиса Сергея Белоконенко, это спасет Украину. Отток кадров не будет проблемой, если студенты будут получать хорошее образование и иметь в будущем место на предприятии.
"За этим будущее. В этом году мы решили, что 30 студентов нашего училища будут обучаться по такой системе с 1 сентября по 1 июня. Учебные программы пришлось изменить. Однако на практике мы смогли выделить только два дня в неделю. Конечно, было бы лучше, когда дети только один день изучали бы теорию, а четыре – практиковались. Но чтобы прийти к такой модели нам нужно время, – говорит Сергей Белоконенко. – Работодатель оплачивает практику и даже сделал для студентов форму. Но главное только одно – он учит людей, каким обещает места. Студентам не придется искать счастья где-нибудь за рубежом. Работу они получат раньше, чем закончат обучение".
Стоит задать главный вопрос, и педагоги, предприниматели и общины отмечают - реформа не является пустословием. Система профессионально-технического образования оказалась в состоянии, когда единственным показателем успешности является результат. ПТУ ожидают получить новое оборудование и рост количества абитуриентов, выпускники – работу, бизнесмены – профессионалов.
Государство как и всегда, хочет увидеть экономический рост. В следующем году ОГА во главе с Максимом Степановым планирует создать еще два объединенных центра. Черноморский морской колледж объединят с Ильичевским профессиональным судоремонтным лицеем. Измаильское высшее профессиональное училище - с Измаильским центром профессионально-технического образования. Работодатели объявленным симбиозом уже заинтересовались.