Рассрочка ценою в бюджет
Когда в конце февраля наша страна оказалась перед реальной угрозой дефолта, украинские власти очень рассчитывали на МВФ и называли договоренности с ним о выделении нового кредита чуть ли не решением всех проблем. Действительно, на тот момент деньги фонда являлись очень важной "инъекцией" для поддержания жизнедеятельности бюджета, пополнения золотовалютных резервов и банального снятия паники среди населения.
План сработал: гривна укрепилась, Министерство финансов получило необходимую подпитку и смогло успокоить внешних кредиторов, рассчитавшись по текущим обязательствам.
Но, как оказалось, 5-миллиардного транша хватило ненадолго, и уже в начале апреля правительство заговорило о необходимости добиться реструктуризации более чем 20 выпусков еврооблигаций (начиная с 2006 года и с погашением вплоть до 2023 года), кредитов "Укравтодора", еврооблигаций, выпущенных в процессе подготовки к Евро-2012, бондов "Укрзализныци", Укрэксимбанка, Ощадбанка и облигаций на 3 млрд долларов, выкупленных в конце 2013 года Россией.
Просят отложить
Общая сумма, озвученная Министром финансов Натальей Яресько, которая подлежит пересмотру, составляет почти 23 млрд долларов. Согласно прогнозам Минфина, это позволит в течение ближайших трех лет сэкономить бюджету 15,3 млрд долларов, и удержать соотношение госдолга к ВВП на уровне 71%.
С одной стороны, доводы Кабмина выглядят более чем аргументированными. В частности, Наталья Яресько сделала акцент на том, что госдолг Украины за последние годы возрос до 78 млрд долларов, а из-за девальвации на его обслуживание нужно ежегодно тратить до 13% ВВП. Поэтому, реструктуризация жизненно важный шаг, который обеспечит продление сроков погашения, а также снижение процентных ставок по привлеченным ранее кредитам и уменьшит расходы на их обслуживание в 2015 году до 8,5% ВВП (в 2014 году, к примеру, эта цифра достигала 11% ВВП).
Учитывая, что по состоянию на 31 марта суммарный размер государственного и гарантированного долга превысил 1,5 триллиона гривен, что сопоставимо с объемом номинального ВВП Украины за 2014 год, тональность правительства, которое угрожает кредиторам дефолтом, вполне объяснима.
Однако, среди всей видимой здравости этих умозаключений, к чиновникам возникает немало вопросов. Прежде всего, к их обещаниям за счет кредитной помощи фонда выровнять ситуацию в экономике. Так, премьер министр Арсений Яценюк еще в марте лично заявил о том, что 25 млрд долларов МВФ, которые Украина должна получить в течение ближайших 4-х лет, будут направлены на возобновление экономического роста, поддержку финансового сектора и валютного курса. Причем, уже первые транши уйдут на создание новых рабочих мест, повышение стандартов жизни, заработных плат, развитие торговли и предпринимательства. А в 2016 году мы увидим даже первые признаки положительной динамики ВВП.
Тем не менее, пока что можно констатировать, что средства фонда тратятся исключительно на поддержание дефицита государственного бюджета. И то, не так успешно, как хотелось бы, раз Кабмину приходится идти к прежним кредиторам с повторной просьбой, поскольку приток валюты (да и инвестиций, в принципе) в страну сокращается. Например, количество операций с капиталом и финансовых операций остается дефицитным. В феврале счет составлял 283 долларов "минус", в марте - 292 млн долларов "минус" (хотя год назад был профицит свыше 420 млн долларов). Кроме того, дефицит финансового счета платежного баланса за 1 квартал 2015 года достиг 1,1 млрд долл.
А что фонд?
Есть вопросы и к руководству МВФ. Ведь фонд выставляет правительству нашей страны такие требования, выполнение которых загоняет украинскую экономику в еще большую долговую яму. И получается замкнутый круг: без кредитов мы прожить не можем, но все новые долги, которые на бумаге должны вывести Украину из рецессии, провоцируют лишь ухудшение ситуации, увеличение бюджетного дефицита и рост девальвационного давления на курс гривны.
Есть вопросы и к самим кредиторам, которые соглашаются на заведомо невыгодные условия реструктуризации. Как для Украины, так и для себя. Например, держатели еврооблигаций "Укрэксимбанка" согласились продлить предельный срок их погашения на три месяца. Невзирая на то, что Минфин настаивал на пролонгации до 7 лет. И не исключено, что остальные пункты реструктуризации постигнет та же участь. Так, Минюст буквально на днях заявил, что 10 иностранных инвесторов подали судебные иски против Украины по защите собственных интересов. Это очень нехороший "звонок", подрывающий и без того шаткую репутацию нашей страны.
При этом все стороны прекрасно понимают, что и для кредиторов, и для нашего правительства наиболее приемлемым был бы "греческий сценарий", в рамках которого принимается решение о списании части долгов, а остальная задолженность попросту "растягивается" во времени. Оптимальная сумма "прощения" - около 12 млрд долларов (всего за 2015 год украинскому правительству предстоит погасить около 11 млрд долларов).
Такой компромисс значительно повышает шансы на то, что Украина рассчитается по кредитам, и, наконец, сможет использовать международную помощь на благо национальной экономики.
Решат в мае
Но суть кроется в деталях, и цели кредиторов куда прозаичнее. Ведь Украина, как заемщик, платит не только и отнюдь не столько проценты по внешним заимствованиям. Она получает помощь в обмен на реформы. Только вот реформы эти во многом создают условия не в пользу локального бизнеса и влекут за собой значительное ухудшение уровня жизни в стране.
Причем кредиторам важно, чтобы все эти процессы тянулись как можно дольше, поскольку так значительно проще держать заемщика на коротком поводке и подкармливать его все новыми и новыми кредитами. И логично, что выгодные для нас условия реструктуризации в этот сценарий пока ну никак не вписываются.
Впрочем, по своему карману держатели украинских долгов бить тоже не захотят, поэтому сценарий, в рамках которого все-таки удастся добиться если не списания, то хотя бы пролонгации на 3-5, и даже 7 лет, видится вполне приемлемым. Да и решение о реструктуризации будет явно принято в мае, поскольку договоренности с инвесторами должны стать залогом дальнейшего успешного сотрудничества с МВФ, который в свою очередь планы по реструктуризации всячески поддерживает.
По крайней мере, любое послабление со стороны инвесторов сегодня явно лучше, чем признание Украины фактическим банкротом.