ua en ru

Р.Берент: "Еще одна фабрика в Украине нам не нужна".

Автор: RBC.UA
Интервью с генеральным директором ЗАО "Филип Моррис Украина" Раманом Берентом

Даже в условиях жесткого регулирования и введения различных запретов на употребление их продукции табачные компании продолжают получать многомиллиардные доходы. В Украине законодательство пока лояльнее, чем во многих западных странах, но приближение к нормам Евросоюза уже скоро может изменить ситуацию. Об особенностях отечественного табачного рынка и о планах своей компании на нем РБК-Украина рассказал Раман Берент, генеральный директор ЗАО "Филип Моррис Украина". РБК-Украина: Поделитесь инвестиционными планами компании в Украине на последующие годы. Какие именно направления вы намерены развивать в дальнейшем? Раман Берент: За время работы на украинском рынке, общий объем инвестиций составил более 165 млн долл. Было сделано много работы: мы сначала купили и реконструировали Харьковскую табачную фабрику и уже потом построили новое современное предприятие. В этом году "Филип Моррис Украина" дополнительно инвестировала 45 млн долл. в новое оборудование, в обучение сотрудников работе на этом оборудовании и в развитие складской инфраструктуры своего производства, поскольку мы собираемся оптимизировать логистический процесс на фабрике. РБК-Украина: Началось уже строительство склада? Какую площадь он займет? Р.Б.: В настоящее время ведутся подготовительные работы. Также мы рассматриваем тендерные предложения по этому строительству. Завершить строительство мы планируем в 2008 г. РБК-Украина: Какие цели преследует ваша компания, инвестируя в новое оборудование? Р.Б.: Мы устанавливаем новое оборудование, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на изменения в предпочтениях потребителей и продолжать производить высококачественную продукцию. То есть мы хотим стать более гибкими на рынке. РБК-Украина: Есть ли в планах компании приобретение еще одного предприятия в Украине? Р.Б.: Нет. Еще одна фабрика нам не нужна. На сегодняшний день наше предприятие в Харьковской области позволяет нам оперативно реагировать на растущий спрос на наши марки сигарет, приспосабливаться к динамике рынка. Его проектная мощность составляет минимум 30 млрд. штук сигарет в год. Кроме того, если возникнет необходимость в увеличении мощностей, территория фабрики в 32 га позволяет достраивать или расширять производственные корпуса. РБК-Украина: Относительно вашей старой фабрики. Насколько известно, вы ее уже не используете, а это довольно ценная недвижимость в центре Харькова. Как компания намерена использовать эти площади? Р.Б.: Пока еще компания не приняла решения по этому вопросу. РБК-Украина: Раман, расскажите, с какими трудностями ваша компания, как инвестор, сталкивается, работая на украинском рынке? Р.Б.: Нам очень важно, чтобы бизнес-среда была стабильной и предсказуемой, а также, чтобы был налажен диалог между органами власти и индустрией. Кроме того, условия работы должны быть равны для всех участников рынка. Я думаю, что частые и непредсказуемые изменения законодательства по вопросам производства и оборота табачных изделий, в частности акцизного налогообложения, могут значительно усложнять инвестиционную деятельность. РБК-Украина: Согласно проекту Налогового кодекса, зарегистрированному в парламенте, предусматривается ежегодное повышение ставок акцизного сбора до 2013 г. Как ваша компания к этому относится? Р.Б.: Мы поддерживаем повышение ставок акцизного сбора, которое происходит с учетом роста доходов и покупательной способности населения. Наша компания поддерживает сближение украинского налогового законодательства с требованиями Европейского Союза, которое предвидит установление минимального акцизного обязательства в твердой сумме за 1000 шт. Это позволит увеличить поступления в государственный бюджет. РБК-Украина: Как Вы воспринимаете потенциальный запрет наружной рекламы табачных изделий в Украине? Р.Б.: Во многих странах, где продаётся наша продукция, мы работаем в более жестких условиях с точки зрения регулирования рекламы, чем в Украине. Однако это не мешает нам быть успешными, наращивать объемы продаж и долю рынка. Табачная продукция опасна для здоровья, поэтому мы поддерживаем эффективное и всестороннее регулирование табачной отрасли, частью которого является ограничение рекламы табачных изделий. Один из наших основных принципов продвижения продукции состоит в том, что реклама табачных изделий не должна быть направлена на несовершеннолетних и людей, которые не курят. Мы направляем наши маркетинговые усилия на поддержание лояльности наших взрослых курильщиков, а также привлечение курильщиков конкурирующих марок сигарет. Поэтому мы не возражаем против запрета наружной рекламы. В течение многих лет мы поддерживали запрет рекламы на радио и телевидении. В то же время мы считаем, что производители должны иметь возможность доносить информацию о характеристиках своего продукта до взрослых потребителей, в частности, в точках продаж. Другим каналом коммуникации с взрослым потребителем должна быть прямая рассылка. Этот способ коммуникации должен работать только при условии, что информацию о продукте получают люди старше 18 лет, проживающие в Украине, давшие свое согласие на получение информации о табачных изделиях. РБК-Украина: Чем характерен украинский табачный рынок сегодня. Какие тенденции на рынке Вы прогнозируете в будущем? Р.Б.: Украинский рынок достаточно стабилен. На протяжении первых трех кварталов текущего года ситуация на рынке табачных изделий Украины напоминала 2006 г.: доля дешевых сигарет с фильтром оставалась самой большой. Сегменты более дорогих сигарет росли. Продолжался переход потребителей на сигареты с указанным на пачке меньшим содержанием смолы и никотина. Кроме того, продолжал расти сегмент тонких сигарет. Я думаю, значительных изменений тенденций в ближайшем будущем не произойдет. РБК-Украина: Как Вы оцениваете уровень конкуренции в Украине? Р.Б.: Конкуренция на украинском рынке сигарет достаточно жесткая, поскольку первая четверка мировых производителей табачных изделий имеет здесь собственное производство и присутствует во всех ценовых сегментах. Главными инструментами конкуренции являются маркетинговые программы и улучшение различных характеристик продукции с целью ее адаптации к изменяющимся предпочтениям взрослых потребителей. РБК-Украина: Вы представляете компанию Philip Morris International в странах Кавказа и в Молдове. Какие отличия между табачными рынками этих стран и украинским рынком? Р.Б.: Тенденции развития рынков Кавказа и Молдавии похожи на то, что происходит в Украине: доля дешевых сигарет с фильтром все еще преобладает, в то время как сегменты более дорогих сигарет растут. Наблюдается переход потребителей на сигареты с указанным на пачке меньшим содержанием смолы и никотина. Интересно, что в Армении, например, около трети рынка составляет сегмент тонких сигарет. РБК-Украина: Какое место Вы видите сегодня у компании PMI на украинском рынке? Р.Б.: Мы видим, что в Украине спрос на марки PM растет. Наша доля рынка за первые три квартала 2007 г. приблизилась к 34% по сравнению с 33,1 % за первые три квартала 2006 г. Мы думаем, что в дальнейшем наша доля на рынке сохранит тенденцию к росту, чему существенно помогут последовательные инвестиции. У нас есть весь необходимый потенциал для долгосрочной работы на украинском рынке, который обусловлен взвешенной инвестиционной политикой, направленной на поддержку технологий, качества производства, наших марок сигарет, современной системы дистрибуции и профессионального развития сотрудников компании. Беседовала Алеся Винницкая