ua en ru

Пять аргументов против принятия "янтарного закона"

Пять аргументов против принятия "янтарного закона" Ежегодно в Украине добывается нелегального янтаря на 50-60 млн долл.
Тетяна Тевкун
Тетяна Тевкун
експерт з питань екологічної політики Інституту суспільних досліджень
Вчера, 23 апреля, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "О добыче и реализации янтаря". По подсчетам экспертов, объем незаконной добычи янтаря в Украине оценивается в 50-60 тонн в год.

Вчера, 23 апреля, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "О добыче и реализации янтаря". По подсчетам экспертов, объем незаконной добычи янтаря в Украине оценивается в 50-60 тонн в год.

При средней цене янтаря 1000 долл./кг, годовой оборот "теневого рынка" составляет около 50-60 млн долл., а это около 95% всего рынка.

Вопрос имеет комплексный характер и не может быть решен путем принятия отдельного закона. Он требует совместных усилий правоохранительных, центральных и местных органов власти, широкого участия общественности на местах. С одной стороны, должна быть отрегулирована система привлечения к ответственности, с другой - должны предприниматься превентивные и выработанные меры по развитию сферы добычи янтаря.

Также необходимо разъяснить местному населению процедуру получения спецразрешения на пользование недрами. Сегодня она требует пересмотра и совершенствования на предмет прозрачности и системности.

В целом можно выделить пять основных недостатков законопроекта:

1. Предлагается, чтобы в течение 10 лет с момента вступления в силу закона, спецразрешения на пользование недрами предоставлялись бы только коммунальным предприятиям. Это устраняет конкуренцию и ведет к потере бюджетных поступлений.

2. Не выдерживает никакой критики норма о возможности получения спецразрешения на пользование недрами без горного отвода, поскольку именно в нем определяются основы охраны труда на горных объектах.

3. В проекте вообще не урегулирован вопрос касательно прав и обязанностей старателей, их взаимодействия с так называемым работодателем. Такое взаимодействие должно определяться договором, возможен неучет интересов старателей. К тому же, процедура получения старателями права на проведение работ по добыче янтаря является сложной и зарегулированной.

4. Законопроект вводит ограничения на свободную продажу добытого янтаря путем принудительной его реализации через биржу. Предлагается непрозрачный порядок реализации, который не учитывает специфику янтаря, как драгоценного камня органогенного образования. К тому же, действующим законодательством уже предусмотрена процедура реализации и условия хранения янтаря.

5. 90% площади месторождений янтареносных недр занимают леса, добыча таких полезных ископаемых требует вырубки последних, что может привести к значительному воздействию на окружающую среду. Поэтому добыча должна происходить с соблюдением общих процедур изъятия площадей таких земельных участков, компенсации потерь лесохозяйственного производства и убытков. Но законопроектом предлагается предоставить полномочия принятия решения относительно изъятия лесных и земельных участков не центральным властям, а областным. Идея децентрализации в целом похвальна, однако такие решения требуют целостного подхода, изменения соответствующих нормативно-правовых актов, а не предоставления точечных полномочий по конкретным случаям.

Источник фото: Зеркало недели